Жизнь многих людей состоит из череды серых будней и редких праздников. И если уж праздник случается, то хочется, чтобы он запомнился надолго. Раньше в различных американских фильмах мы видели, как там организуют свои торжества. Особенно поражали легковые автомобили совершенно безумной длины. Это потом мы узнали, что такие машины называются стретч-лимузины, от английского «stretch» - удлиненный. В 90-х годах стретч-лимузины стали появляться и в России.
День рождения, корпоратив, выпускной вечер, девичник или наоборот, мальчишник, ну и, конечно, свадьба – любой праздник запомнится на всю жизнь, если заказать стретч-лимузин. Встретить важного делового партнера в аэропорту или супругу с пополнением из роддома, пригласить девушку на романтическое свидание, заказав стретч – все это сохранится в памяти навсегда.
Мода на удлиненные автомобили пришла к нам естественно из США, где собственно она и зародилась. Первые стретч-лимузины на 12 мест предложила в конце 1920-х годов фирма Armbruster для гастрольных поездок знаменитых джаз-оркестров Глена Миллера и Бенни Гудмена. Их еще называли «автобусами для биг-бэнда». Затем голливудские знаменитости и звезды шоу-бизнеса стали заказывать для себя подобные машины. Но скоро перспективность стретч-лимузинов усмотрели туристические и авиакомпании, владельцы дорогих отелей и коммерческие фирмы в культурно-развлекательной сфере.
Сделать стретч можно практически из любого автомобиля. В США и Европе этим занимаются специальные фирмы, самые известные Tiffany Coachworks, Dream Coachworks, Krystal Enterprises и ряд других. Берется исходный автомобиль, разрезается в основном в районе средней стойки на две части, делаются вставки для достижения запланированной длины, затем все это сваривается в единое целое. Наиболее подходящие для этой цели автомобили с рамной конструкцией, такие как некоторые модели Линкольн, Кадиллак, Крайслер, Роллс-Ройс, Хаммер, Мерседес, Тойота. Наиболее часто делают стретч на базе Lincoln Town Car, он и так немаленький, но как будто специально разработан для удлинения. Чтобы компенсировать увеличившийся вес автомобиля, удлиненную раму усиливают, ставят более мощную тормозную систему, совершенствуют подвеску и даже могут добавить дополнительную ось, а то и не одну, назад могут поставить двускатные колеса. Но удлиняют не только рамные автомобили, немало стретчей сделано на базе машин с несущими кузовами, порой совершенно неожиданных, например немецкого Фольксваген Жук, британского Мини или нашей Оки. На таких машинах удлиняют и усиливают лонжероны, и тоже колдуют с ходовой частью.
После того как обычный автомобиль превратился в элегантный стретч-лимузин приступают к внутренней отделке. Тут уж фантазии создателей или заказчиков нет предела. Основной принцип – роскошь, комфорт, и разные фишки. По сути стретч-лимузин представляет собой ресторан на колесах. Обычно диваны располагаются вдоль одного борта, а на противоположном – роскошно сервированный бар с многочисленными охлаждающими емкостями под напитки. Второй вариант – расположение диванов вдоль обоих бортов, со встроенными мини-барами в диваны. Внутри обязательно устанавливается высококачественная аудиосистема и видеопроигрыватель с большим монитором или с несколькими. Многие не останавливаются на достигнутом, и в стретчах можно встретить камин, джакузи, мини-бассейн и еще много чего, на что хватит фантазии.
Сейчас самый длинный автомобиль в мире, внесенный в книгу рекордов Гиннеса – стретч-лимузин «American dream», его длина составляет 30,5 метров, как 2-вагонный трамвайный поезд и вмещает он 75 человек. Автомобиль был построен в 1992 году известным голливудским каскадером и кастомайзером Джеем Орбергом. В его послужном списке к тому времени значилось создание множества машин-звезд для популярных фильмов, в том числе DeLorean DMC-12 для культовой трилогии «Назад в будущее» Роберта Земекиса. Основой для «Американской мечты» стал Cadillac Eldorado 1976 модельного года.
«Американская мечта» обладает двенадцатью осями, все три передние оси поворотные. В движение монстра приводят два мощных двигателя V8. Расположенный под передним капотом вращает одну из поворотных осей, а стоящий за салоном – оси задней пятиопорной тележки. Расход топлива на 100 километров пути – 235 литров, как у танка! Кузов состоит из двух, соединенных шарниром секций. Переднюю и заднюю часть стретча разделяют глухие переборки, поэтому пассажирам, чтобы попасть из одного «вагона» в другой, требуется выходить из машины, как в трамвае. Комплектация «Американской мечты», конечно, вызывает восхищение – несколько роскошных релакс-зон с высококачественной аппаратурой и спутниковым телевидением. Внутри автомобиля имеется кровать king size с водяным матрасом, бильярд и бар. В задней части располагается бассейн и небольшая площадка для гольфа, за салоном, над задней тележкой устроена посадочная площадка для легкого вертолета.
Все это очень круто, но управлять таким монстром – весьма непростая задача. В частности, разворот на нем вообще не предусматривался, для движения задним ходом используется второй пост управления, на месте кормового багажника, причем водитель располагается спиной по ходу движения. Для доставки супер-стретча к месту очередной выставки он разбирается на две секции и грузится на два трейлера. Словом, маневренность «Американской мечты» никакая, но он и создавался не для этого. Поездка на такой машине точно произведет неизгладимое впечатление и запомнится на всю жизнь.
В нашей стране стретчами владеют некоторые известные люди. В частности, наш поп-король Филипп Киркоров в девяностых годах подарил стретч, белый Хаммер своей тогдашней жене Алле Пугачевой, потом, при разводе она вернула его. Филипп ездил на нем какое-то время, потом перестал, Хаммер долгое время стоял, подвергся угону, был найден, сейчас стоит и гниет где-то в чистом поле. Но, в основном стретчи арендовали для различных торжественных случаев. Арендовали вместе с водителем, у которого должны были быть права категории D. Управлять таким автомобилем может не каждый водитель. Маршрут согласовывался заранее, стретч не везде сможет проехать.
К сожалению, время этих красивых и необычных автомобилей для праздников заканчивается. В нашей стране, как утверждают владельцы лимузинов для сдачи в аренду, еще 2-3 года и арендовать стретч станет невозможно. Почему так?
Кризис 2014 года, пандемия 2019-2021, кризис 2022 года и закрытие границ существенно усложнили обслуживание автопарка стретчей. В основном у нас ездили машины 90-х и нулевых годов постройки, самые свежие – начала десятых, новые лимузины уже не регистрируются. Они выходят из строя, теряют вид и встают на прикол без нужных запчастей. Кроме того, в последнее время ужесточились требования к внесению изменений в конструкцию ТС и сейчас узаконить переделку седана или внедорожника в стретч-лимузин невозможно, ни одна лаборатория не возьмется за их сертификацию. А у тех, что были зарегистрированы ранее, правовой статус сомнителен и любая встреча с инспектором может привести к аннулированию регистрации. Поэтому с каждым годом предложение стретч-лимузинов неуклонно снижается, хотя спрос еще немалый. Аренда лимузинов выходит из моды, а владение ими становится проблематичным. Продать их практически невозможно. И самое главное, стретчи выходят из моды на своей исторической родине, в США, выпуск их за последние годы сократился в разы.
И что? Мы останемся без автомобилей-праздников? Столетняя история стретчей подошла к концу? Конечно, нет, свято место пусто не бывает. Лимузины останутся, но уже в другой ипостаси. Последняя тенденция – создание автобусов-лимузинов и трейлеров-лимузинов. Автобусы или «Пати-басы» могут быть разного размера – от микроавтобуса на 6-8 человек, до полноразмерного автобуса человек на 40. В них может быть все, что было у стретчей, и даже больше: аудио и видео системы, танцпол, световое оборудование, барная стойка, холодильник для напитков, отопительная система и кондиционер позволят превратить поездку в полноценную вечеринку. Автобус выгодно отличается от стретча тем, что можно передвигаться по салону в полный рост, пространство позволяет. Еще один тренд – трейлеры, места там тоже достаточно, но это для загородных поездок. Уже сейчас все это можно заказать.
Ну а пока успевайте заказать стретч, пока еще есть возможность. Счастливого пути!
Читайте также в нашем блоге:
Почему не все мужчины хотят водить автомобиль
Электромобили на вторичном рынке