Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ПИРАМИДА МАСЛОУ

Это один из самых обожаемых педагогами эпонимов последних лет. Чуть что - сразу вспоминают про необходимость расти per aspera ad astra, чрез тернии к звёздам, если под этим понимать плавный переход от чисто физиологических потребностей к духовной самореализации. "Пойти, Бревнов, надо стремиться к высокому, ты же не учишься, а только жуёшь что-то! Так только животные себя ведут!" (с) Впервые эта идея была предложена в 1943 году американским психологом Абрахамом Маслоу, но до нас дошла лишь в конце XX - начале XXI века. Самое интересное, что сам автор изначально вовсе не говорил именно о пирамиде, в его понимании следовало вести речь и череде этапов, через которые должна пройти каждая личность в процессе своего развития и становления. И Маслоу, на самом деле, имел в виду, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Практически, о том же самом говорится в русской сказке "Иван Царевич и Марья Краса, чёрная коса" "-Здравс­твуй, до

Это один из самых обожаемых педагогами эпонимов последних лет. Чуть что - сразу вспоминают про необходимость расти per aspera ad astra, чрез тернии к звёздам, если под этим понимать плавный переход от чисто физиологических потребностей к духовной самореализации.

"Пойти, Бревнов, надо стремиться к высокому, ты же не учишься, а только жуёшь что-то! Так только животные себя ведут!" (с)

Впервые эта идея была предложена в 1943 году американским психологом Абрахамом Маслоу, но до нас дошла лишь в конце XX - начале XXI века.

Самое интересное, что сам автор изначально вовсе не говорил именно о пирамиде, в его понимании следовало вести речь и череде этапов, через которые должна пройти каждая личность в процессе своего развития и становления. И Маслоу, на самом деле, имел в виду, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Практически, о том же самом говорится в русской сказке "Иван Царевич и Марья Краса, чёрная коса"

"-Здравс­твуй, доб­рый мо­лодец. Ты кто та­ков бу­дешь да ку­да путь дер­жишь?

- И те­бе, доб­рая жен­щи­на, не хво­рать! – от­ве­ча­ет ца­ревич. – Толь­ко ты ме­ня сна­чала на­пои, на­кор­ми, в бань­ке по­мой да спать уло­жи, а по­том уж воп­ро­сы за­давай".

-2

То есть потребность в общении, свойственная человеку, хоть и является более высокой, по сравнению с банальным удовлетворением физиологических надобностей, последние можно считать базовыми, без них всё остальное теряет смысл.

С другой стороны, Маслоу был убеждён: по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, всё более и более возвышенные. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии - наивысшей из них. Но важна именно последовательность. Можно предположить, конечно, что человек, одержимый какой-нибудь идеей, будет стремиться реализовать её, забыв про сон, голод, холод и прочие неудобства. Однако это до поры, и физиология всё равно возьмёт своё, поэтому сначала надо построить материальный фундамент для создания полноценного общества (обеспечить людей жильём, продуктами, одеждой и пр.), а уже затем требовать чего-то возвышенного, духовного.

Итак, сам Маслоу 80 лет назад считал, что существует 5 уровней (приоритетов):

  1. Физиологические потребности: голод, жажда и так далее;
  2. Потребности в безопасности/защите: комфорт, постоянство условий жизни;
  3. Социальные потребности: потребность в принятии другими, социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность;
  4. Потребность в самоуважении со стороны других: в признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост;
  5. Духовные потребности: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Предложенная им идея так понравилась на Западе, что там позже её развили и дополнили, добавив ещё два уровня:

  1. Физиологические потребности: утоление голода, жажды, защита от холода, пригодный для дыхания воздух, достаточный сон, отсутствие боли и так далее;
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач;
  3. Потребность в принадлежности и любви;
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание;
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать;
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота;
  7. Потребность в самовыражении: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
-3

В идеале каждый человек должен пройти все эти уровни. Но в реальности большинство застревает где-то в середине, а некоторые - в самом начале, и до финала доходят не более 2% (понимаю, у кого-то моментально возникает желание вспомнить про другие 2% - диссидентов и ярых оппозиционеров, борцов с режЫмом, но это не более чем совпадение).

И вот теперь возникает вопрос: а почему, собственно, пирамида? Лично мне кажется, что этот образ дискредитирует предложенную Маслоу идею, потому что получается так: в основе всего не просто лежит стремление пописать-покакать-перепихнуться-наесться-напиться и пр., а это всё составляет львиную долю, бОльшую часть нашей жизни. В то время как на самореализацию приходится нечто крохотное, мизерное - самая макушка, едва ли не точка. Но ведь, по логике Маслоу, именно верхние уровни потребностей являются самыми важными, чем они выше, тем важнее! Как-то странно получается.

Опять же, можно попробовать порассуждать о том, что Маслоу - американец, житель страны победившего запада, где материальные блага и заботу о чреве и плоти ставят превыше всего, поэтому там и магазины битком набиты, и комфорт, и обслуживание, и публичные дома, и другие развлечения. А на востоке - наоборот, стремятся к духовности изо всех сил, но живут в бедности, голодают, хотят в рубище, обитают в лачугах, за порно убивают и пр.

Но эта схема тоже, согласитесь, какая-то кособокая. Потому как восточная роскошь - это вам не Манхэттен, это гораздо круче. Да и зацикленность огромного количества западных граждан на идеях той де демократии и собственного превосходства может дать фору любому восточному фундаментализму.

В общем, тут есть над чем подумать.

-4

Абрахам Маслоу (1 апреля 1908 - 8 июня 1970) - американский психолог, основатель гуманистической психологии, президент Американской психологической ассоциации.

Родился в Нью-Йорке, в семье бондаря. Если бы родился чуть раньше, когда его семья жила в Киеве, его звали Абрамом Масловым, а так - увы. Кстати, уезжали они с Украины, спасаясь от антисемитизма, но столкнулись с ним Штатах. Кто бы мог подумать.

Несмотря на то, что, по его собственным словам, он был в школе одиноким евреем, как негр, среди белых, Абрахам учился очень хорошо, и потом без проблем поступил в юридический Сити-колледж. Правда, почти сразу же перевёлся в Корнеллский университет, где заинтересовался психологией. Ещё через два года он перешёл в Висконсинский университет в Мэдисоне и женился на своей кузине, в которую он был влюблён с 12 лет.

В этом вузе он последовательно стал бакалавром, магистром и доктором наук. Его первая научная работа была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

в 1934 году его пригласили работать в Колумбийский университет, а ещё через три года - в Бруклинский колледж. В этот период в США хлынула волна мигрантов из Европы - преимущественно, евреев, спасавшихся от нацизма. Благодаря общению с ними, Маслоу сформировался, как самостоятельный психолог, а также смог создать свою теорию личности. Которая в дальнейшем была изложена в его работах «Теория человеческой мотивации» (1943) и «Мотивация и личность» (1954).

P.S. Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  • Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью;
  • Принятие (себя, других, природы);
  • Непосредственность; простота; естественность;
  • Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности];
  • Способность обособиться; потребность в уединении;
  • Автономия; независимость от культурных штампов и окружения;
  • Сохраняющаяся свежесть восприятия;
  • Мистический и вершинный опыт;
  • Чувство общности с другими;
  • Более глубокие и проникновенные взаимоотношения;
  • Демократичность;
  • Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое;
  • Философский, незлобный доброжелательный юмор;
  • Креативность;
  • Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.

Но таких, увы, немного.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!