Самосбывающееся пророчество называют ещё самоисполняющемся предсказанием (англ. self-fulfilling prophecy) этот термин ввёл в оборот Роберт К. Мертон в 1948 году.
Самосбывающееся пророчество – проявление положительной обратной связи, когда ожидания или убеждения людей о будущем влияют на действительность так, что эти ожидания становятся реальностью.
Самоисполняющиеся пророчества могут носить как позитивный / оптимистический так и негативный / пессимистический характер.
В качестве позитивного примера можно привести т.н. «плацебо-эффект».
А в качестве пессимистического самоисполняющегося пророчества «эффект-ноцебо» ((от лат. nocebo «я наврежу») — когда средство, не обладающее реальным фармакологическим действием, вызывает побочные эффекты и отрицательную реакцию у пациента).
Если человек верит, что лекарство или медицинское вмешательство поможет ему, это может действительно привести к улучшению его состояния, даже если этот препарат пустышка.
Так некоторые люди в нашей стране и в странах СНГ до сих пор верят в «кодирование от алкоголизма», «двойной [тройной] блок», якобы «подшивку от алкоголя» и мифологическую «химическую защиту», а также другие методы введения пациентов в заблуждение, широко практиковавшихся в советской наркологии.
У человека может быть некоторое ожидание, что он, во-первых, может бросить пить, а во-вторых, что эти методы работают.
Человек может верить рекламе и ошибочно думать и что ему действительно вводят активный препарат, который блокирует действие алкоголя (а не имитируют его воздействие, путем введения безвредного раствора сульфата магния или никотиновой кислоты (витамина РР).
Человек перестает пить на какое-то время и думает, что это произошло из-за этой процедуры. Сам факт отказа от алкоголя удостоверяет, что лечение было якобы «настоящим».
Проблема заключается в том, когда изначально «пророчество» является ошибочным или не точным определением ситуации, то это, в перспективе, может нанести вред человеку.
Также нужно учитывать, что в ряде самоисполняющихся предсказаний может быть и сильный социальный компонент.
Общество (посредством механизма предвзятости и стигматизации) поляризует, искажает реальность и подталкивают некоторых людей к поведению, которое оно стремится предотвратить (например, «Бывших алкоголиков не бывает!», «Горбатого могила исправит!»).
Общественная стигма – это проявление сообществом предрассудков, дискриминации и клиширования.
Человек может идентифицироваться с навязанными ему обществом ролями (например, с ролью «пьяницы» или «алкоголика»).
В дальнейшем такой человек всё больше и больше начинает вести себя и чувствовать как гипотетический «пьяница» или как карикатурный «алкоголик», так как негативные ожидания имеют свойство реализовываться на практике.
Самостигматизация рассматривается как изменение идентичности, приводящее к потере прежних (позитивных) убеждений относительно самого себя, под влиянием общественной стигмы, что, в свою очередь, приводит к таким негативным для личности последствиям, как низкая самооценка и сниженная самоэффективность.
Больше точное определение должно учитывать и социальный контекст, в котором это пророчество реализуется. По этой причине, современное определение, более сложное и звучит следующим образом:
«Самоисполняющееся пророчество – это предсказание, которое считается достаточно правдоподобным, чтобы быть использованным, и которое сбывается из-за того, что объект предсказания находится в системе, которая чувствительна к тому, как было использовано предсказание, и на которую оно влияет».
Итак, в целом люди склонны действовать так, как они ожидают, дабы их ожидания сбылись. Причем, не важно является эти их ожидания позитивными или негативными, ибо предсказание способствует осуществлению.
Например, в другом случае человек может убежден, что бросить пить невозможно.
Это убеждение провоцирует поведение, при котором первоначальное не точное представление или допущение становится истинным.
Иллюзорная достоверность самоисполняющегося пророчества увековечивает власть ошибки.
Ибо теперь «предсказатель» будет ссылаться на реальность как доказательство того, что он был прав с самого начала (например, «пробовал я завязать с алкоголем – ничего не получилось, а значит бросить пить невозможно»).
Если сначала у человека была только идея, то теперь у него уже есть личный опыт, подтверждающий его представление, которое превращается в убеждение.
В конце концов, человек при очередной неудаче в своей голове слышит голос: «Я так и знал!» и получает некоторое вознаграждение за правильный прогноз, даже если по факту, его постигла беда.
Пессимистичные самосбывающиеся пророчества загоняют человека в ловушку, создавая последствия, которых он хотел бы избежать.
© Автономов Денис, 2024
По мотивам:
Автономов Д.А., Михайлов М.А. Стигматизация, испытываемая стигма и самостигматизация. Кляйнианский подход к пониманию проблемы // Психическое здоровье. – 2017. – Т. 15. – №. 9. – С. 54-60.
Merton, R. K. (1968). Social theory and social structure. Free Press.
https://link.springer.com/article/10.1007/s11017-024-09677-z
#психология
#клиника
#медицина
#зависимость
#стигма