С чем у нас ассоциируется крещение Руси в 988 г.? Прежде всего, мы вспоминаем князя Владимира, позже канонизированного церковью. А что приходит в голову при упоминании конной армии? Правильно! Семен Михайлович Будённый. Подобные вопросы можно задавать бесконечно. Главное, что при упоминании любого события, процесса, понятия, мы так или иначе вспоминаем о том, кто к ним причастен – исторических деятелях. Что же касается ЕГЭ, то знание исторических личностей является если не самым главным, то основополагающим моментом в изучении истории, без которого сдача экзамена обречена на провал. Поэтому сегодняшняя статья будет всецело посвящена тому:
· как работать с биографией исторического деятеля;
· на что стоит обратить особое внимание, чтобы не допустить ошибок на экзамене;
· какие методы лучше всего подходят для запоминания исторических деятелей.
Изучение любой исторической личности должно начинаться с проработки его биографии. Простого прочтения текста о жизни деятелей недостаточно. Обязательно стоит выписать наиболее важную информацию. Для этого рекомендую завести отдельную тетрадь или создать файл, куда Вы будете заносить основные сведения. Главное, что составляемые Вами «досье» не должно носить хаотичный характер и быть набором простых интересных фактов. Все данные стоит выписывать по чёткому плану, дающему наиболее полную, а главное полезную информацию необходимую для сдачи экзамена.
Приведу в пример составленный мною план:
1) Выписываем фамилию, имя, отчество.
2) Читаем и анализируем краткую биографию.
3) Знакомимся с этапами, периодами и содержанием деятельности личности.
Следующие два пункта являются необязательными, но если Вы найдете такие сведения, то обязательно запишите их, поскольку это даст возможность изучить и понять личность глубже, а также и осознать особенности исторического контекста, в котором она жила.
4) Под влиянием каких идеи оказалась личность.
5) Выяснить, являлся ли изучаемый нами деятель выразителем чьих-либо интересов.
Для большей наглядности разберу личность Екатерины II согласно вышеуказанным критериям.
1) Екатерина II (Алексеевна) (урожд. София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская).
2) Всю биографию любого исторического деятеля учить не нужно. Ознакомьтесь с основными этапами жизни, которые стали поворотными в его судьбе. Для Екатерины II можно выделить следующие:
- 1729 г. – рождение.
- 1744 г. – переезд в Россию.
- 1762 г. – приход к власти в результате дворцового переворота.
- 1796 г. – смерть.
3) В данной ситуации стоит выписывать всю ту информацию, которая может попасться на экзамене касаемо каждой личности.
Если это касается правителей государств, как в нашем случае, то выписываем их основные достижения в следующих сферах: внутренняя, внешняя, социальная, экономическая и культурная политика.
4) Екатерина II была увлечена идеями философии Просвещения. Она читала книги французских интеллектуалов, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро и др., вела с ними переписку, а также приглашала в Россию (в 1773 г. Екатерина II пригласила Дени Дидро в Санкт-Петербург). Их идеи она пыталась реализовать на практике. Некоторые реформы в духе Просвещения были проведены: созыв Уложенной комиссии, принятие манифеста о свободе предпринимательства, реформа 1782-1786 годов в области школьного образования. Другой вопрос в том, насколько полно были воплощены в жизнь те идей, о которых французские философы писали в своих трудах. Но факт остаётся фактом – концепции и соображения Просвещения оказали влияние на императрицу.
5) Екатерина II являлась выразителем интересов дворянства, которое помогло ей получить власть. За помощь в получении престола и лояльного отношения к себе, императрица издавала ряд указов, закреплявших привилегированное положение данного сословия и заметно расширявших их права.
- Разрешался свободный выезд за границу
- Были отменены телесные наказания для дворян.
- Крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков.
- Предоставлялось право на создание дворянских собраний
- Подтверждалась свобода дворян от уплаты податей.
Не даром правление Екатерины II вошло в историографию как "Золотой век Российского дворянства".
Таким образом, представленный выше алгоритм наиболее оптимален при изучении исторических деятелей. Искать такую информацию можно в следующих книгах и сайтах:
1) Пазин, Р. В. История. Подготовка к ЕГЭ. 10 - 11 классы. 120 исторических личностей: материалы биографий.
2) Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
3) В. В. Фортунатова «Российская история в лицах»
4) Биограф.ру
5) Биографии исторических личностей | Узнай Всё
Рекомендации для запоминания личностей
Далее, рассмотрим основные особенности и рекомендации, связанные с изучением историческими деятелями касаемо экзамена.
1) Личности всегда нужно учить в привязке ко времени/периоду.
Всегда запоминайте период времени, когда жил исторический деятель. Для этого советую составить себе табличку, где в первой графе необходимо проставить века, как наиболее длинную единицу времени. Во втором столбце записать всевозможные личности, которые могут встретиться на экзамене. Данную таблицу стоит постоянно заполнять по ходу того, как Вы будете решать задания экзамена и встречать ранее не известных исторических персон. Повторять составленный Вами материал необходимо регулярно, поскольку здесь также важную роль играет зрительная память.
2) Обращайте внимание на однофамильцев.
Несмотря на то, что существует достаточно большое количество известных исторических личностей однофамильцев, тем не менее, основных из них стоит знать. Составители экзамена часто могут использовать этот момент, чтобы проверить Вашу внимательность и осведомленность в этом вопросе. Так, наиболее частыми деятелями - однофамильцами, встречающимися в экзамене, являются:
Иван Петрович Павлов (русский ученый биолог и физиолог) и Дмитрий Григорьевич Павлов (советский военачальник, с 21 июня по 30 июня 1941 года — командующий войсками Западного фронта).
Иосиф Александрович Бродский (русский поэт и драматург) и Исаак Израилевич Бродский (русский живописец и график).
Аркадий Петрович Гайдар (советский детский писатель) и Егор Тимурович Гайдар (русский экономист, государственный деятель).
Приведу в пример одно из заданий ЕГЭ с подобной особенностью:
Не обратив внимание на инициалы Исаака Бродского или не зная этого в принципе, экзаменуемый может подумать, что речь идёт о писателе Бродском и ошибочно поставить под буквой «Б» цифру 2, что как раз относится к Иосифу Александровичу. Правильным ответом под буквой «Б» будет 3.
3) Выписывайте ключевые слова, слова - маркеры, характерные только для данной личности.
Часто, в заданиях где нужно работать с исторической личностью, могут встречаться слова/понятия/термины, которые непосредственно связаны только с этим деятелем. Например, понятие «бироновщина», является характерным только для царствования Анны Иоанновны. Также к таким маркерам можно отнести: «зубатовщина», «Просвещённый абсолютизм», «военный абсолютизм», «двадцатипятитысячники», «комбеды» и т. д. Их знание поможет Вам быстро сориентироваться, о ком идёт речь.
4) Обязательно смотрите фотографии или портреты исторических деятелей.
Данное условие необходимо для того, чтобы Вы понимали, как выглядит личность, которую Вы изучаете. Изучение исторических деятелей вместе с их фотографиями способствует лучшему запоминанию биографии, поскольку, люди чаще запоминают информацию в визуальном формате. Главное, что стоит обращать тщательное внимание на то, кто изображен на фотографии. Часто, на просторах Интернета можно найти ошибки, где подпись, изображенного на фото или портрете, не соответствует действительности. Поэтому, всегда посмотрите несколько изображений и на нескольких сайтах.
Перейдем к тому, какими методами можно воспользоваться для лучшего усвоения информации.
1) Составляйте карточки.
Данный метод очень прост в своем применении. Для этого Вам необходимо составить небольшую карточку, размером примерно в половину формата A5, где на одной стороне Вы заносите всю необходимую информацию о персоне. Написать можно как все необходимые сведения, так и только тот материал, который представляет наибольшую сложность (но это подойдет тем, кто уже хорошо осведомлен о деятельности личности). На другой стороне пишем либо имя персоны, либо вставляем его фотографию. Таким образом, составление набора подобных карточек является одним из лучших способов повторения материала. Периодически повторяя их, рано или поздно Вы запомните записанную Вами информацию и сможете воспроизвести её без подсказок.
2) Пользуйтесь приложением Quizlet.
Quizlet во многом является аналог первого метода. Принцип работы прост: на одной стороне карточки написано имя исторического деятеля. При нажатии мышкой по карточке, видимая сторона переворачивается и на ней появляется портрет с основными сведениями о данной персоне. Во многом это приложение подойдет тем, кто не желает тратить время на составление собственноручных карточек.
3) Проводите параллели между историческими деятелями.
Данный подход предусматривает, что если Вы выписали информацию о каком - либо историческом деятеле, то также постарайтесь найти личность, которая проводила схожую политику, работала в этом же жанре (если касается культуры), или наоборот делала все в противоположном направлении. Так, хорошим примером может послужить политика Екатерины II и Павла I в отношении дворянства. Придя к власти, Павел Петрович отменил указ своей матери, касающийся того, что дворянство имеет право не проходить военную службу. Екатерина II разрешила дворянству свободный выезд за границу, а Павел I отменяет данную привилегию. Аналогичные примеры можно составить и с другими личностями. Таким образом, данный способ позволяет как выучить основную информацию о человеке, так и параллельно узнать о новом деятеле той или другой эпохи.
4) Пересказывайте биографии известных личностей.
Выучив основную информацию о каком-нибудь деятеле, перескажите её своим родственникам или друзьям. Процесс пересказа требует запоминания и воспроизведения прочитанной информации, что естественным образом заставляет лучше усвоить материал.
5) Пользуйтесь мнемоническими техниками.
Существует большое количество методов, но в нашем случае хорошо подойдет составление акронимов (акронимы – это аббревиатуры, образованные начальными звуками), каких-либо рифмованных стихотворений, ассоциаций/ассоциативных рядов. Вот два примера того, как можно запомнить славянофилов:
Хомяки в Самаре едят кириешки. – Хомяков, Самарин, Киреевский.
ХАСКИ – Хомяков, Аксаков, Самарин, Киреевский
Задача таких техник, прежде всего, заключается в том, что Вы запоминаете информацию не привычным, традиционным способом, подразумевающим чтение учебной литературы, а создание наиболее ярких, простых, в какой - то степени смешных образов, которые запоминаются лучше.
6) Смотрите документальные фильмы
Данный тип запоминания также можно отнести к разряду развлекательно - познавательных. Прежде всего, фильмы производят на нас эмоциональное впечатление, заставляет Вас переживать, сочувствовать или наоборот герою, которому посвящено видео. Помимо этого, документальное кино изобилуют огромным количеством фотографий, видеоматериалов, мнениями экспертов, что делает видео уникальным, захватывающим, а главное – информативным. В совокупности, это поможет Вам в закреплении пройденного материала и возможному стремлению к более глубокому изучению исторического деятеля.
В заключении хочу сказать, что к изучению исторических личностей надо подойти со всей ответственностью. Процесс изучения должен включать в себя как традиционный подход, предусматривающий чтение научной литературы – справочников, учебников, но и также техник, направленных на создание запоминающихся ассоциаций, просмотра видеороликов (всего того, что можно назвать лайфхаками) и т. д. Таким образом, Ваше обучение должно вобрать в себе лучшие методики, которые позволят Вам наиболее полно выучить всю необходимую информацию для сдачи экзамена. Когда Вы уже освоите весь материал, то не останавливайтесь на этом. Регулярно повторяйте, а самое главное – применяйте знания на практике. Открывайте задания ЕГЭ прошлых лет и прорешивайте их. Следуя всем вышеупомянутым правилам и советам по тому как своевременно и грамотно готовиться по данной тематике, Вы обязательно достигнете долгожданного результата.
Я же, в свою очередь, приглашаю всех желающих на индивидуальные и групповые занятия со мной, где мы не только повторим все необходимые личности для экзаменов и олимпиад по истории, но сделаем это с интересом, вовлечённостью и без привычной зубрёжки.
Для записи на консультацию переходите по ссылкам здесь:
1. Мой сайт: http://al-hist.ru
2. Группа Вк: https://vk.com/repetitor_of_history
3. Телеграмм канал: https://t.me/alex_ege_history
4. Ютуб: https://www.youtube.com/channel/UCfPgIRYsXYqR_Z0katk9JiQ