Найти в Дзене
Пятый канал - новости и видео

Как выжить при авиакатастрофе: куда садиться и что делать при падении самолета

Оглавление

Авиакатастрофу не предугадаешь и заранее к ней не приготовишься. Это всегда происходит внезапно. Однако есть правила, которые повышают риски выжить при крушении самолета и минимизировать травмы при падении воздушного судна.

5-tv.ru узнал у эксперта по выживанию Эдуарда Халилова как вести себя при крушении самолета.

Какие места в самолете самые безопасные

По словам специалиста, безопасностью в самолете нужно обеспокоиться еще на стадии покупки билета на рейс. Таким образом, можно заблаговременно выбрать себе наиболее подходящее для быстрой эвакуации место на борту.

По статистике, больше всего шансов выжить в авиакатастрофе у пассажиров в хвостовой части воздушного судна. Потому что как правило, именно хвост самолета остается невредимым, и в нем нет топлива, что исключает опасность возгорания и взрыва.

Кстати, обычно эти места считаются наиболее неудачными, ведь мимо последних рядом часто проходят пассажиры, направляющиеся в туалет, а после посадки приходится ждать, пока борт опустеет и покидать лайнер самыми последними, что приводит к длинным очередям на паспортном контроле.

«Идеальное место в самолете — то, что расположено как можно ближе к аварийному выходу. И сидеть возле прохода, а не иллюминатора, чтобы не пришлось перескакивать через поврежденных людей», — добавил эксперт по выживанию.

По словам Эдуарда Халилова, в профессиональном сообществе существует «правило пяти рядов». Пассажиры, занимающие места на таких рядах, расположенных ближе других к аварийным выходам, по статистике, имеют больше шансов на выживание в авиакатастрофе.

Средний уровень смертности в хвостовой части самолета — 28 - 32%. У путешественников, сидящих в передней части лайнера, эта цифра составляет 38%, а у находящихся в центре — 39%.

Какую позу принять в падающем самолете

По мнению специалиста по вопросам выживания, самыми опасными отрезками времени при нахождении на борту авиалайнера считаются моменты посадки и взлета самолета.

Пассажиры должны надеть обувь и держать документы и ценные вещи при себе, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств не бросаться искать по полкам нужные предметы, а спасть свою жизнь.

Мало кто на борту самолета вслушивается в объяснения бортпроводников о технике безопасности при аварийной ситуации. Однако эти люди лучше многих знают, как повысить шансы пассажиров на выживание. Для начала важно правильно сгруппироваться.

«Человек должен быть в обуви, человек должен сгруппироваться. Потому что, скорее всего, будет сильный удар и можно просто удариться головой о переднее сидение, о заднее, о соседних людей», — рассказал Халилов.

Шансы выжить повышает также правильно подобранная одежда. В полет лучше надевать вещи из натуральных тканей, а не синтетики. Вместо юбки и высоких каблуков лучше выбрать джинсы и кроссовки.

Что брать с собой в ручную кладь на случай авиакатастрофы

Предугадать, чем закончится путешествие по воздуху — невозможно. Однако к катастрофе можно подготовиться. Для этого достаточно взять с собой несколько вещей.

«В ручной клади я всегда рекомендую иметь что-то теплое из одежды. Это может быть флисовая кофта, это может быть легкая пуховая куртка, это может быть просто какой-то свитер, какая-то толстовка», — пояснил специалист.

Эксперт напоминает, что замерзнуть возможно и под кондиционером. А самолет может упасть в местах с прохладным климатом.

Кроме теплых вещей, полезно иметь в ручной клади бутылку питьевой воды (В самолет разрешено брать до 100 мл воды. — Прим. ред.), питательные батончики и пауэрбанк.

«Если у вас есть телефон, то вы сможете при помощи телефона вызвать помощь. Вы сможете сориентироваться. Потому что многие люди закачивают оффлайн-карты. И если есть связь, то и онлайн-карты тоже вам могут помочь», — напомнил специалист.

Помимо связи, телефон имеет множество полезных в экстремальных условиях функций. Фонарик, онлайн- и офлайн-карты. По ним будет просто сориентироваться. Однако покидать место крушения, чтобы самостоятельно отыскать помощь, не рекомендуется.

Правильнее всего оставаться на месте и дожидаться спасателей.

«Ну и, конечно, я еще рекомендую иметь зажигалку даже если человек не курит. Чтобы у него была возможность развести огонь и согреться. Опять, если мы рассматриваем крушение где-то вдалеке, человек выжил и огонь его спасет — поможет подать сигнал бедствия», — рассказал специалист.

Кроме теплой одежды, воды, еды (На борт разрешено проносить конфеты, плитки шоколада, — Прим. ред) и источника тепла, необходимо иметь при себе аптечку.

Достаточно будет положить туда небольшие бинты, лекарства от головной боли, от расстройства желудка, антигистаминное и лейкопластырь. Сюда же нужно вложить спасательное одеяло.

Тем не менее правила перевоза лекарственных препаратов в каждой страны свои. Ознакомиться с ними можно на официальных сайтах таможни или уточнить в консульстве. Рецепт на медикаменты должен быть на русском и английском языках. Это касается психотропных и сильнодействующих средств.

Что сперва надо сделать при падении самолета

Если вы очнулись на месте аварии, первым делом осмотрите себя на предмет ран, переломов и ушибов. Убедитесь, не угрожает ли вам опасность — взрыв, падение с высоты или дикие животные. После этого проверьте, не нуждается ли кто-то еще в вашей помощи.

«Если есть люди, которым нужна помощь, эту помощь оказать. Если есть возможность раздобыть что-то теплое (одежда, пледы, одеяла), то обязательно это дать, чтобы человек не замерз. Если есть возможность взять воду, медикаменты, фонари — тоже это взять», — пояснил эксперт.

Ожидайте прибытия спасателей. Не отходите далеко от места аварии, чтобы не упустить приезд медиков и транспорта.

В художественных фильмах об авиакатастрофах герои порой не знают, куда конкретно упал их самолет. Эдуард Халилов напоминает, что место крушения можно вычислить, вспомнив, над какой территорией летел авиалайнер перед аварией. А вот номера служб спасения во всех странах разные.

В России службы экстренного реагирования, то есть пожарные, спасатели, сотрудники газовой сети, доступны по номеру 112. В США до Службы спасения можно дозвониться по номеру 911. Однако эксперт напоминает, что этого, скорее всего, не понадобится, потому что информация о крушении быстро дойдет до руководителя полетов.

«Раньше, конечно, все было гораздо сложнее. Сейчас, если самолет падает, если корабль тонет, всегда подается сигнал бедствия. Руководители полетов все видят, что произошло, и сразу же отправляется группа спасения», — объяснил специалист по выживанию Эдуард Халилов.

Эксперт напомнил, что главная задача потерпевших крушение — это держаться за выживание и дождаться прибытия спасателей. Их появление может занять один-два дня.

Планируя полет на самолете и беспокоясь о собственной безопасности, не стоит забывать, что шанс погибнуть в авиакатастрофе в 60 раз меньше, чем во время обычной поездки на машине.