Найти в Дзене
ОСК | ЦС Звездочка

Долгая дорога к славе

АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» заняла своё место в Музее Военно-Морской славы в Кронштадте. Первенец атомного подводного флота стал центральным экспонатом комплекса. Успешной реализации проекта по передислокации, реставрации и музеефикации ценнейшего памятника истории российского флота мы обязаны предприятиям Объединенной судостроительной корпорации: Кронштадтскому морскому заводу, СПМБМ «Малахит», НИПТБ «Онега», АО «ЦС «Звёздочка» и его филиалу – СРЗ «Нерпа», ПО «Севмаш». Но ничего этого не было бы, если бы за сохранение К-3 в течение 16 лет не боролись ветераны-подводники, многие общественные организации и корабелы судоремонтного завода «Нерпа». Предлагаем вашему вниманию статью нашей коллеги Ирины Анзулатовой, в которой описаны все перипетии этого пути: Угроза быть порезанной «на иголки» и исчезнуть без следа висела дамокловым мечом над К-3 с 1991 года, когда «Ленинский комсомол» (проект 627, зав. №254) был выведен из состава Военно-Морского флота. В 2005 году К-3 была переведена в

АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» заняла своё место в Музее Военно-Морской славы в Кронштадте. Первенец атомного подводного флота стал центральным экспонатом комплекса.

Успешной реализации проекта по передислокации, реставрации и музеефикации ценнейшего памятника истории российского флота мы обязаны предприятиям Объединенной судостроительной корпорации: Кронштадтскому морскому заводу, СПМБМ «Малахит», НИПТБ «Онега», АО «ЦС «Звёздочка» и его филиалу – СРЗ «Нерпа», ПО «Севмаш».

К-3 доставлена в музей
К-3 доставлена в музей

Но ничего этого не было бы, если бы за сохранение К-3 в течение 16 лет не боролись ветераны-подводники, многие общественные организации и корабелы судоремонтного завода «Нерпа». Предлагаем вашему вниманию статью нашей коллеги Ирины Анзулатовой, в которой описаны все перипетии этого пути:

Угроза быть порезанной «на иголки» и исчезнуть без следа висела дамокловым мечом над К-3 с 1991 года, когда «Ленинский комсомол» (проект 627, зав. №254) был выведен из состава Военно-Морского флота. В 2005 году К-3 была переведена в акваторию снежногорской судоверфи для последующей утилизации.

Руководство завода понимало, какую ценность для истории имеет этот корабль, поэтому сразу было принято решение обратиться во все официальные инстанции с инициативой о сохранении АПЛ и переоборудования её в музейный комплекс.

У причала СРЗ "Нерпа"
У причала СРЗ "Нерпа"

Если сложить все письма-обращения, которые за эти годы отправлялись в Москву, то они составят несколько увесистых томов. Техническое управление Военно-Морского флота, Министерство обороны, Правительство РФ, губернатор Мурманской области, Совет Федерации – адресов множество, суть одна: увековечить память о первой атомной лодке, историческая ценность которой значительно выше тех затрат, которые понадобятся для создания музея.

Судьба первой атомной острой болью отзывалась и в сердцах тех, кто принимал участие в ее создании. Например, Радий Шмаков, бывший главный конструктор СПМБМ «Малахит», конструктор АПЛ Iи IIпоколений, регулярно звонил на «Нерпу», с тревогой в голосе спрашивая:

– Не порезали ещё? Стоит К-3 на стапеле?

Радий Анатольевич верил, что лодку удастся спасти и заряжал своей верой других.

– Как бы ни тянули чиновники с выделением денег, К-3, думаю, резать не станут. Если не найдут место в Питере, готовы принять у себя музей К-3 Москва, Вологда, Калининград. Правда, мне, петербуржцу, не хотелось бы такого исхода. Но главное - сохранить для России нашу первую атомную, - утверждал Радий Анатольевич.

Оббивая пороги бюрократии, «Нерпа» занималась подготовкой атомохода к длительному хранению, в том числе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности лодки. В 2006 году из АПЛ «Ленинский комсомол» было выгружено отработавшее ядерное топливо и вырезан реакторный отсек. В 2008 году «атомное сердце» К-3 (законвертованный и надежно загерметизированный реактор в составе одноотсечного блока) было отправлено в наземное береговое хранилище в Сайда-Губе.

Наконец усилия корабелов, ветеранов подводного флота, историков и просто неравнодушных людейувенчались успехом. В 2010 году Главкомом ВМФ адмиралом Владимиром Высоцким было принято окончательное решение не утилизировать К-3 и сохранить её для будущих поколений как одно из выдающихся достижений военно-технической науки.

На палубе АПЛ «К-3» вновь засверкала сварка. Работники«Нерпы» приступили к монтажу макета-имитатора реакторного отсека взамен вырезанного для восстановления естественного внешнего вида подлодки. В качестве имитатора энергоотсека был выбран турбинный отсек с АПЛ проекта 627, которая в это время утилизировалась на «Нерпе». Специалисты завода изготовили конические обечайки и разработали специальные чертежи на стыковку кормовой и носовой оконечностей, поскольку по конструкции турбинный отсек отличался от реакторного отсека К-3, а необходимо было сохранить исходную геометрию сварных швов.

-3

Годы шли, а принципиального решения по переоборудованию К-3 в музей, а значит выделения соответствующего финансирования не было. «Нерпа» содержала лодку несмотря ни на что. «Ленинский комсомол» стоял сначала в цехе на самом дальнем стапельном месте, потом на стапельной плите утилизационного комплекса. Лодка занимала довольно значительную часть самого крупного производственного участка предприятия, серьёзно ограничивая возможности верфи по приёму новых заказов и, как следствие, сдерживая выполнение производственной программы предприятия.

Ситуация изменилась когда встал вопрос с выделением стапельного места для утилизации плавтехбазы «Лепсе»,масштабного экологического проекта. Руководство «Нерпы» предложило компромиссный вариант: спустить лодку на воду, где в родной стихии в заводской акватории она будет ждать своего часа.

–У государства сейчас нет средств, чтобы осуществить перевоплощение «Ленинского комсомола» в музейный комплекс, но для всех нас важно, как будет решена её судьба. Мы будем держать и хранить её столько, сколько нужно, бесплатно. Пусть уж хранится до лучших времен на воде, - сказал тогда главный инженер СРЗ «Нерпа» Ростислав Римденок, один из самых деятельных сторонников музейного будущего «Ленинского комсомола».

Осенью 2017 года, дождавшись финансирования на конвертовку лодки, специалисты«Нерпы» спустили «Ленинский комсомол» на воду, где на понтонах, удерживающих ее в безопасном положении, она простояла ещё четыре года. И снова летели в Москву и Санкт-Петербург письма-обращения, в региональных и федеральных СМИ выходили статьи и телесюжеты. Коллектив «Нерпы» и энтузиасты-общественники делали всё от них зависящее, чтобы уникальный корабль не был забыт ещё на десятилетия у самого дальнего заводского причала.

В 2018 году, когда с размахом отмечалось 60-летие атомного подводного флота, на «Нерпе» работала съёмочная группа программы «Военная приемка» телеканала «Звезда». Вместо юбилейного с глянцем выпуска о судьбе первой атомной подводной лодки они рассказали честную историю о том, в каком состоянии находится корабль-легенда,обросший морскими водорослями как бронёй и как морская вода вкупе со льдом постепенно разрушают лёгкий корпус. Трансляция этого выпуска программы подобно шторму пробила бюрократический монолит. Прошло несколько месяцев и автономная некоммерческая организация «Остров Фортов» презентовала макеты и планы экспозиций будущего Музея Военно-Морской славы в Кронштадте, где К-3 отводилось центральное место.

Постановка К-3 в транспортный док
Постановка К-3 в транспортный док

Летом 2021 года коллектив «Нерпы» провожал К-3 в последний дальний поход. Внутренними водными путями, по Беломоро-Балтийскому каналу,«Ленинский комсомол», закреплённый в транспортном доке «Свияга», прошёл в свою последнюю гавань. В салюте фотовспышек, приветственных гудках кораблей и под гром аплодисментов всех, кому дорога история российского подплава.

Фото из архива пресс-службы филиала СРЗ «Нерпа» АО ЦС «Звездочка», АНО «Остров фортов», группы «ВМФ России/Армия» в ВК