Сегодня абсолютно все предприниматели знают, что такое 115-ФЗ. Для справки, на всякий случай опубликую - Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001. Это тот самый закон, руководствуясь которым банки на регулярной основе накладывают всевозможные ограничения на счета предпринимателей (ИП или ООО - неважно). Просто настоящая боль всех предпринимателей.
Обязательно подписывайтесь на мой ТГ-канал, где мы в режиме онлайн публикуем самые свежие изменения Российского законодательства.
Естественно основной вопрос который всех интересует: «КАК РАЗМОРОЗИТЬ СЧЕТ/ДЕНЬГИ?»
Давайте разбираться в этом вместе. Смоделируем ситуацию, Вы-предприниматель, у которого открыт счет в условном «Альфа-банке». И вот, одним днем, банк отказывается проводить платежи по вашему счету.
И так, в первую очередь важно понять, какие ограничительные меры в отношении Вас банк принял. Их я бы условно разделил на две группы:
- Предусмотренные 115ым ФЗ - назовем это «Плохой сценарий»;
- И непредусмотренный напрямую 115ым ФЗ. - назовем это «Сценарий средней паршивости».
Начнем с первого, с плохого сценария. Если банк принимает решение об отказе в совершении операции со ссылкой на пункт 11 ст. 7 Федерального закона N°115-Ф3, после принятия такого решения банк направит информацию в Росфинмониторинг (подразделение финансовой разведки России) и Банк России. Так предприниматель попадает в список «отказников» и доступ к этим сведениям будет у всех банков. То есть все банки будут знать о том, что у Вас что то не так в другом банке. Предприниматель в свою очередь должен будет попытаться «обелить» себя и реализовать предусмотренный законом механизм реабилитации в процессе взаимоотношений именно с тем проблемным банком. К слову не советую пытаться открывать счета в других банках. Это бесполезно и портит вашу банковскую репутацию.
Теперь вернемся к сценарию средней паршивости. В основном банки просто ограничивают клиента в использовании дистанционного банковского обслуживания (ограничения по ДБО), и это не является отказом в совершении операции по п. 11 ст. 7 закона N°115-Ф3. Информация никуда не передается, остается у банка, который просто считает необходимым Вас проверить.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Вне зависимости от того, какой сценарий реализуется, важно понять что от Вас хочет банк. Поэтому обязательно запрашиваем перечень необходимых к представлению информации и документов у банка (если конечно банк еще не выслал Вам требование о представлении сведений). В случае с «плохим сценарием» банки обычно ссылаются на статью 4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. No 115-Ф3, которой установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Однако согласно тому же 115-ФЗ и разъяснениям Банка России от «12» сентября 2018 г. № ИН-014-12/61 федеральный закон содержит также и перечень случаев, допускающих раскрытие клиенту информации о таких мерах. К числу таких случаев относится информирование о причинах отказа.
После того, как мы узнали все причины отказа, а также то, что банк от нас ждет в виде пояснений или документов, важно действовать как можно оперативнее, потому как у банка будет еще целых 7 рабочих дней на рассмотрение представленных нами сведений.
Важно представить по всем запрашиваемым банком пунктам пояснительные документы. Условно, банк указывает на тот факт, что вы не могли организовать поставку металлоконструкций в соседний город, так как у Вас даже машины на балансе нет - представляем банку договор с перевозчиком и пояснение из разряда: «а нам и не нужны машины, мы всегда пользуемся услугами экспедитора». И так абсолютно по всем обстоятельствам, которые интересуют Банк. Чем больше документов Банку представлено будет, тем лучше. Я дополнительно советую Вам отправлять Банку в том числе всевозможные внутренние документы, типа "положения о проверке контрагентов" и прочий «шлак», свидетельствующий о том, что вы ооооочень порядочная организация. К слову если банк не сообщил, какие документы ему потребуются для пересмотра своего решения об отказе, подберите документы, которые, по вашему мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе, и представьте их в банк с просьбой пересмотреть ранее принятое решение.
В случае со «сценарием средней паршивости» этого должно быть достаточно для разморозил денег.
А вот в случае с «плохим сценарием», банк может отказаться пересматривать свое решение об отказе.
В таком случае действовать нужно в соответсвии с разъяснением Банка России от 10.06.2021 N 59-4/29017, а именно обращаемся в МВК (Межведомственная комиссия при ЦБ) через Банк России с заявлением об обжаловании решения банка об отказе. В заявлении в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:
- сведения о конкретной операции, в проведении которой вам было отказано (дата, номер платежного документа, сумма, контрагент);
- сведения о банке, принявшем решение об отказе;
- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление в МВК;
- сообщение банка о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;
- документы, представленные вами в банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее принято решение об отказе.
Если же и это не поможет, то остается тольк обращаться в суд. НО это тема, для отдельной статьи.
Обязательно подписывайтесь на мой ТГ-канал, в которым мы постим все самые важные разъяснения Банка России практически в режиме онлайн. Также ТГ, вы можете получить мою консультацию в режиме онлайн абсолютно бесплатно.