Найти в Дзене

Первый, любимый, неповторимый. 10 фактов о цирке Чинизелли

Здесь одновременно выступали до 50 лошадей, играли трагедию "Царь Эдип", и основали первый в мире музей цирка. Легендарный петербургский цирк на Фонтанке – цирк Чинизелли, 26 декабря отмечает 147-летие. И это прекрасный повод узнать о нём побольше. Читайте 10 любопытных исторических фактов о Большом Санкт-Петербургском государственном цирке! Факт №1. Это первый в России каменный цирк Здание цирка Чинизелли на набережной питерской Фонтанки – единственное из цирковых сооружений последней трети XIX века, сохранившееся до наших дней. Это первый каменный стационарный цирк в нашей стране. Все его предшественники были деревянными – как «Олимпический цирк-театр» француза Жака Турниера, стоявший на этом же месте и просуществовавший до 1842 года, так и цирк Карла Гинне, находившийся на Манежной площади неподалеку. Карл Гинне постоянно предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера для постройки каменного цирка, но они не увенчались успехом, и в 1872 году он уехал из Петербурга

Здесь одновременно выступали до 50 лошадей, играли трагедию "Царь Эдип", и основали первый в мире музей цирка. Легендарный петербургский цирк на Фонтанке цирк Чинизелли, 26 декабря отмечает 147-летие. И это прекрасный повод узнать о нём побольше. Читайте 10 любопытных исторических фактов о Большом Санкт-Петербургском государственном цирке!

Цирк Чинизелли, фото отсюда: tourister.ru
Цирк Чинизелли, фото отсюда: tourister.ru

Факт №1. Это первый в России каменный цирк

Здание цирка Чинизелли на набережной питерской Фонтанки – единственное из цирковых сооружений последней трети XIX века, сохранившееся до наших дней. Это первый каменный стационарный цирк в нашей стране. Все его предшественники были деревянными – как «Олимпический цирк-театр» француза Жака Турниера, стоявший на этом же месте и просуществовавший до 1842 года, так и цирк Карла Гинне, находившийся на Манежной площади неподалеку.

Карл Гинне постоянно предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера для постройки каменного цирка, но они не увенчались успехом, и в 1872 году он уехал из Петербурга. Зато все получилось у его зятя, мужа сестры, Гаэтано Чинизелли, которому Гинне передал управление цирком. В 1875 году он получил разрешение на приобретение участка для строительства. В результате помимо самого цирка на деньги Чинизелли также был построен сквер на Михайловской площади напротив главного фасада Манежа – в качестве компенсации за то, что цирк закрыл фасад Инженерного замка.

Факт №2. Основатель цирка – прославленный итальянский наездник

Гаэтано Чинизелли славился как конный акробат, наездник и укротитель коней. Первый раз в Петербурге он оказался, когда ему был 31 год, по приглашению Алессандро Гверра, тоже итальянца, своего учителя конный езды, который владел деревянным цирком. Он ставил на Гаэтано как на новую восходящую цирковую звезду, но его проект потерпел крах из-за высокой конкуренции. Будущий основатель цирка на Фонтанке отправился в Лондон, где публика рукоплескала ему как бесстрашному конному акробату. Он стал очень популярным в Европе, а за свои труды в роли тренера на манеже получил от короля Италии самую высокую награду – Кавалерский знак ордена Короны Италии, всего в его арсенале их было девять.

В 1869 году 54-летний Чинизелли вместе с тремя сыновьями, женой, дочерью и невесткой вновь приехал в Петербург, чтобы помочь своему шурину Карлу Гинне управлять его конным и гимнастическим цирком. В 1872-ом, после отъезда Гинне из России он стал его полноправным руководителем.

Факт №3. Открытие цирка публика не заметила

Открытие нового цирка в Петербурге состоялось 26 декабря 1877 и осталось незамеченным. Как так получилось? Это был понедельник, второй день после Рождества – вряд ли этот день можно назвать удачным для премьеры. Петербуржские газеты не стали делать из этого события что-то особенное. Любовь публики цирк Чинизелии завоевывал постепенно – медленно, но верно. Изначально он задумывался для знатных особ, офицеров и императора. Александр III приходил в восторг от царской ложи, знатная публика любовалась породистыми лошадьми, а изысканные дамы осваивали искусство верховой езды.

Цирк Чинизелли. Один из номеров проходил с участием лошади, которая ложилась в кровать и производила всевозможные действия. Фото отсюда: forbes.ru
Цирк Чинизелли. Один из номеров проходил с участием лошади, которая ложилась в кровать и производила всевозможные действия. Фото отсюда: forbes.ru

Факт №4. Купол цирка Чинизелли – выдающийся памятник науки и техники

Каменное здание цирка Чинизелли проектировал архитектор Василий Кенель. Изначально купол должны были поддерживать колонны в зрительном зале, но привлеченные инженеры Рудольф Бернгард и Отто Крель выбрали новую радиально-сетчатую металлическую конструкцию системы Шведлера. В итоге впервые в мире получился купол с рекордным на тот момент пролетом в 49,7 метров без поддержки внутренними колоннами. За такое достижение Василий Кенель получил бриллиантовый перстень. Изнутри купол изнутри был обтянут холстом с изображениями на цирковую тему – среди них был и сам владелец, сидящий верхом, и его дочь, тоже наездница. В проёмах арочных окон находились скульптурные изображения муз: Мельпомены, Эвтерпы и Эрато.

Факт № 5. Когда-то в цирке были разные входы для аристократов и обывателей

Цирк Чинизелли с самого открытия был шикарным – его освещали дорогие газовые люстры, зрительный зал и фойе на первом этаже украшал малиновый бархат, золото и зеркала. Если сейчас кто угодно может купить билет на любое место в зрительном зале, то в давние времена партер и ложи цирка предназначались только для привилегированной, состоятельной публики. Она допускалась в благоухающую духами, отделанную мрамором и украшенную фонтанами и аквариумами с золотыми рыбками конюшню. Отдельная дверь вела в царскую ложу. Люди попроще могли купить дешевые места во втором ярусе и стоячей галерее, причем они были отделены от основного зала и имели отдельный вход с улицы. Всего в цирке было 1200 сидячих мест, а в целом он вмещал 5 000 человек.

Программа Цирка Чинизелли, фото отсюда: commons.m.wikimedia.org
Программа Цирка Чинизелли, фото отсюда: commons.m.wikimedia.org

Факт № 6. Здесь всегда умели удивлять публику

Цирк Чинизелли предлагал своим зрителям масштабные, зрелищные и разнообразные номера. В конных номерах с акробатическими трюками, которые выполнял сын Гаэтано, Сципионе, периодически были задействованы до нескольких десятков лошадей - доходило до 50! Публика замирала от волнения и восторга, когда его жена Люция на лошади перепрыгивала накрытый обеденный стол, за которым сидели два человека. Укротитель Ричард Лист из Гамбурга выступал в цирке Чинизелли со львами, тиграми, леопардами, малайскими и белыми медведями. Были номера и с верблюдом, дрессированными быками, собаками, выступала даже заклинательница змей. Гимнастка Бианка играла на гармонике, при этом балансируя на трапеции, в 1887 году здесь впервые на цирковой арене была показана французская борьба, победитель получил приз в 100 рублей.

Цирк Чинизелли, фото отсюда: evgeny-yurshin.livejournal.com
Цирк Чинизелли, фото отсюда: evgeny-yurshin.livejournal.com

Факт № 7. На самом деле цирком управляла жена Чинизелли Вильгемина

Гаэтано Чинизелли завещал управление цирком своей супруге Вильгельмине, которая всегда была его главной опорой. Даже в газете «Минута» в «Арабесках столичной жизни» писали о том, что грандиозного творческого и материального успеха Чинизелли вряд ли бы добился без своей деятельной и энергичной супруги, которая держала в «ежовых рукавицах» весь безалаберный цирковой народ. Одного ее слова и взгляда было достаточно, чтобы люди взяли себя в руки и беспрекословно сделали то, что ей было нужно. Когда в 1881 году Гаэтано не стало, руководить труппой стала Вильгельмина, а помогать ей – три ее сына.

Фото отсюда: commons.wikimedia.org
Фото отсюда: commons.wikimedia.org

Факт № 8. В цирке Чинизелли играли Софокла

В 1918 году на манеже цирка на Фонтанке была поставлена трагедия Софокла «Царь Эдип» средства на нее потратил петербургский актер Юрий Михайлович Юрьев, который давно хотел сыграть этого героя.

«В моем распоряжении, — писал актер, — было около пятнадцати тысяч, которые отчислялись от моего юбилейного спектакля — премьеры «Маскарада» в Александринском театре, и некоторые незначительные ценности, которые с такой целью и были выданы мне из банковского сейфа, к тому времени уже опечатанного. Эти скромные сбережения и были пущены мною на организацию постановки «Эдипа» в цирке…».

Загвоздка заключалась в том, что на это же время в цирке планировались гастроли двукратного чемпиона мира по французской борьбе Георга Луриха. Юрьев уладил вопрос, предложив знаменитому борцу сыграть в постановке второстепенную роль – публика была счастлива.

Факт № 9. У цирка отнимали и возвращали имя Чинизелли

После революции 1917 года продолжатель дела Чинизелли, его средний сын покинул Россию, и в 1919 году цирк национализировали. Постепенно были утрачены некоторые артефакты старого цирка, скульптурные изображения муз – видимо, они не очень соответствовали идеологии государства. Долгие годы цирк официально назывался Ленинградским (в народе говорили просто: "цирк на Фонтанке"), в 1992 году цирк получил название «Санкт-Петербургский государственный цирк», а в 2002 году – «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк». После реставрации, в 2015-м, в год двухсотлетия Гаэтано Чинизелли зданию вернули изначальное имя, а в 2016-ом вновь открыли для представлений. Шестиметровый стальной шпиль над куполом отреставрировали, он сам стал двойным, чтобы можно было использовать современное цирковое оборудование, восстановили царскую ложу, а оркестр из нее переместили на законное место над форгангом.

Факт № 10. Первый в мире цирковой музей появился в цирке Чинизелли

«Музей циркового искусства» в цирке на Фонтанке – первый цирковой музей в мире. Его основал в 1928 году Василий Яковлевич Андреев, преподаватель сценического фехтования. Сейчас в его собрание входит больше 130 000 экспонатов – более 50 костюмов и 120 эскизов художников 1930–1970-х годов, реквизит артистов, живопись, графика, скульптура. Главный принцип музея – не просто хранить застывшее цирковое искусство, а давать возможность развиваться современным артистам и узнавать секреты цирковых обычным людям, зрителям.

Еще можно почитать про основателя цирка Чинизелли: