Я вам клянусь, что 3 дня назад ни одна из нас такого бы не сделала, но если бы вы знали моего мужа, то поняли бы меня.
– цитата из фильма «Тельма и Луиза» режиссёра Ридли Скотта
Решила рассказать о фильме, который я периодически с большим удовольствием пересматриваю. Ридли Скотт снял художественный фильм в стиле роуд-муви, заслуживший «Оскара» за лучший сценарий. Премьера фильма состоялась в 1991 году. Сьюзан Сарандон и Джина Дэвис получили по номинации на лучшую женскую роль.
«Тельма и Луиза» – история о двух женщинах, ставших преступницами.
Начало фильма
Две подруги с дотошной тщательностью планируют совместный уик-энд.
Совершенно женская история: взять всё до мелочей, набить битком чемоданы и, запрыгнув на него сверху, пытаться застегнуть молнию. Тельма (Джина Дэвис) ни разу ещё не выбиралась в путешествие без мужа Дэррила (Кристофер Макдональд).
С 14 лет они встречались, а в 18 она вышла за него замуж, и с тех пор торчит дома, в халате, без конца подогревая ужин к его приходу.
Луиза (Сьюзан Сарандон) много лет работает в забегаловке официанткой. Она пытается разобраться в личной жизни. С Джимми (Майкл Мэдсен) никак не клеится, хоть и присутствует взаимное влечение.
Тельма так и не решается сказать о поездке на выходные раздражительному супругу, она решает оставить ужин в микроволновке, предварительно приклеив милую записку.
Не захотела портить себе настроение перед многообещающей поездкой в чудесной компании Луизы.
Удовольствию девушек нет предела: наконец-то рутина и повседневные дела на несколько дней подождут, они с головой погрузятся в созерцание природы и перезагрузят мозг, набитый грузными мыслями о личных проблемах.
Кантри-клуб
Они решают завернуть в придорожный кантри-клуб, чтобы немного выпить и повеселиться. Но не успев поднести бокалы ко рту, они замечают навязчивого типа по имени Харлан. Он, судя по реакции официантки, падок на «новеньких», и Тельма сразу же попадает в поле его пристального внимания.
Тельма с удовольствием завязывает с Харланом непринуждённую беседу, а после соглашается немного потанцевать. Алкоголь раззадоривает и расслабляет, а музыка зовёт присоединиться к всеобщему веселью. Луиза, едва скрывая раздражения, напоминает Тельме о необходимости следовать дальше. Но пока она отлучилась припудрить носик, Тельма куда-то запропастилась.
Преступление
«Мне нехорошо», - после этих слов Тельмы они с Харланом выходят на улицу. На парковке мужчина начинает бесцеремонно приставать к Тельме, а на её сопротивление отвечает ударом. От неминуемого насилия подругу спасает вовремя подоспевшая Луиза, пригрозившая Харлану пистолетом, что предусмотрительно прихватила Тельма.
Неудовлетворённый мужчина начинает сыпать в адрес женщин оскорбления. Но одна неосторожная фраза срабатывает на Луизу, подобно электрическому разряду. Она нажимает на курок.
Женщины спешно покидают парковку кантри-клуба, Тельма утирает разбитую губу, обеих трясёт. Теперь их будет разыскивать полиция, если не явятся с повинной. Но у женщин своё мнение на этот счёт. Жизнь – одна, и Луиза не собирается провести остаток дней за решёткой.
Нечто большее
Расследованием преступления занялся следователь Хэл Слокам (Харви Кейтель).
Удивительно, но он сопереживает женщинам, объясняя мотивы их преступлений, растущих как снежный ком.
Женщины находятся в бегах, но что-то тут не складывается: Тельма не умеет пользоваться оружием, официантка уверила Хэла в невиновности девушек: она разбирается в людях. У него на руках готовый психологические портреты Тельмы и Луизы, и они не могут быть преступницами.
Тут сокрыто нечто большее.
Феминизм в «Тельме и Луизе»
Женщины в фильме занимают подчинённое положение. Тельма живёт с мужем чуть не на правах служанки. Вместо благодарности за завтрак – привычный крик и фраза «к ужину не жди». Тельма несколько раз пытается произнести заветные слова (мы с Луизой выберемся отдохнуть), однако страх перед мужем останавливает её.
Выбравшись на отдых тайком, словно шкодливый ребёнок, Тельма не чувствует уверенности в содеянном. Но по мере удаления от дома её улыбка становится всё шире, смех звучит всё громче.
Женщины, поставившие на кон свободу, принимают решение не сдаваться властям и двигаться в сторону Мексики. «Я больше не могу жить, как раньше. Просто не могу», - со слезами скажет Тельма.
По сути, за короткий период их нахождения в бегах они проживают ту идеальную жизнь, о которой и мечтать не могли.
Тельма знакомится с сексапильным воришкой Джеем Ди (Брэд Питт), открывшим ей путь к неземному наслаждению. И пускай он украл у женщин последние деньги, обещавшие им последний шанс выживания.
Тельма и Луиза упиваются последними деньками на свободе, они будто торопятся на шабаш, попутно угрожая полицейскому его же табельным оружием и простреливая колёса дальнобойщику с непристойными намёками.
Мои впечатления
Фильм отличный!
Приятно смотреть на талантливых актёров, на красоты Большого каньона, на беспрецедентно кучерявую причёску Джины Дэвис. На то, как Брэд Питт выглядит в обтягивающих джинсах, как Харви Кейтель бежит за машиной в финальной сцене и как пыль, поднимаемая движением колёс, подобно облаку застилает испуганные лица Тельмы и Луизы.
Ридли Скотт показал, как важна свобода и независимость. Как ради них можно пойти на преступление. И даже умереть.
Как важно сохранять человеческий облик и попытаться понять человека, попавшего в безвыходную ситуацию. «Тельма и Луиза» - один из тех фильмов, что я пересматриваю в любом настроении. И после просмотра каждый раз не сдерживаю обещание «в этот раз не плакать».