Монголия занимает огромную территорию, но при этом как-то мало известна у нас, несмотря на то что наши страны имеют общую границу и довольно много общего в бытовых моментах. Многим нашим соотечественникам эта страна кажется скучной и малоинтересной для посещения. Возможно, это связано с тем, что Монголия, в отличие от своих великих соседей - Китая и России, не может похвастаться ни экономической мощью, ни политическим влиянием на международной арене. У неё нет даже имиджа нарушителя спокойствия, как у КНДР. Монголия - страна с крайне малочисленным населением и нечасто напоминает о себе остальному миру. Даже удивительно, как кочевники, завоевавшие полмира, за много веков превратились в один из самых миролюбивых народов на планете. Да, звучит парадоксально, но это факт.
Среди существующих в мире государств Монголия находится на последнем месте по плотности населения - 2 человека на 1 квадратный километр. Это страна огромных пространств, где на протяжении десятков километров можно не встретить ни одного человека!
Монголия - более разнообразная страна, чем обычно принято думать. Север страны чем-то напоминает Россию, здесь в небольшом количестве есть леса и озёра. В частности на севере, на границе с Иркутской областью, находится знаменитое озеро Хубсугул, которое ещё называют "младшим братом Байкала".
Центральную часть страны занимают степи. Подобный пейзаж может тянуться на десятки и даже сотни километров, но при этом не вызывает тоски. Вдалеке зачастую можно видеть горы.
Есть горы и недалеко от Улан-Батора - например, в национальном парке Горхи-Тэрэлж, причем они покрыты лесами и выглядят зелёными.
В центральной части также протекают реки Орхон и Селенга. Долина реки Орхон с её изумрудного цвета холмами имеет весьма живописный вид.
Юг страны, вплоть до границы с Китаем, занимает пустыня Гоби. В разных местах она может быть то песчаной, то каменистой. Цвет почвы также может быть разный - тёмно-красный, жёлтый, чёрный, зелёный.
Монголия известна своим резко континентальным климатом. Лето сухое и жаркое, температура может достигать +40 С, тогда как зима холодная и ветреная - сказывается соседство с Сибирью. Температура в зимнее время может опускаться до -40 С. Именно поэтому в Монголию рекомендуют ехать в межсезонье - либо весной, либо осенью. Я был там в августе, но в Улан-Баторе и его окрестностях температура не поднималась выше +25 С и не раз шли дожди, а утром (часов до 10) могло быть и прохладно (для лета, конечно).
Столица- Улан-Батор сильно отличается от остальной страны. Находясь здесь, невозможно поверить в то, что Монголия - самая малонаселённая страна в мире. На улицах и по будням, и в выходные огромное количество людей и автомобилей. И действительно, о какой малонаселённости может идти речь, когда в городе проживает около 1,7 млн человек, т.е. почти половина от 3,5- миллионного населения страны. За более чем 30 лет развития Монголии в условиях демократии и рыночной экономики в Улан-Баторе не было построено новых дорог и не было ничего сделано для развития транспортной инфраструктуры. Это обстоятельство в сочетании с практически поголовной автомобилизацией населения (ездят тут в основном на японских авто) привело к тому, что пробки стали неотъемлемой частью жизни уланбаторцев. Центральная улица - проспект Мира стоит в пробках с утра до вечера и зачастую быстрее дойти до того или иного объекта пешком.
В то же время Улан-Батор - единственный по-настоящему современный город Монголии. Здесь имеются рестораны, супермаркеты, универмаги, кинотеатры, ходит общественный транспорт.
Значительную часть жилой застройки монгольской столицы по-прежнему составляют кварталы, построенные во времена СССР - либо советскими архитекторами, либо их монгольскими учениками. Порой во дворах можно увидеть детские площадки, что, конечно, радует глаз.
Местами совершенно исчезает ощущение, что находишься за границей. Подобные виды вполне можно увидеть и в российских облцентрах или райцентрах.
В то же время в столице активно строятся, в отличие от дорог, более современные жилые высотки, похожие на те. что возводятся в китайских городах. В настоящее время они составляют значительную часть жилого фонда Улан-Батора.
Два следующих крупных города Монголии - Эрдэнет и Дархан- имеют каждый менее 100 тыс. населения. Здесь всё выглядит гораздо скромнее, чем в Улан-Баторе. Они застроены многоквартирными домами советского типа.
Остальные монгольские города похожи скорее на посёлки с деревянными домами и юртамми. Многоквартирные дома советского типа представлены в лучшем случае несколькими зданиями. Здания советского типа составляют лишь малую часть городской застройки.
В целом бросается в глаза некая неухоженность частного сектора в городах - покосившиеся деревянные заборы, отсутствие асфальтированных дорог, неказистого вида дома. Так, район возле монастыря Гандан в Улан-Баторе выглядит как настоящие трущобы. Монголам несвойственно украшать свои дома, благоустраивать территорию. Также они не высаживают на ней цветы и в целом увидеть клумбы цветов в этой стране большая редкость. Вероятно, это связано с тем, что недавние кочевники, переехавшие в города, ещё не в полной мере привыкли к городской жизни и усвоили вкусы и привычки, характерные для оседлых жителей.
Изредка в степи встречаются деревни.
Зато юрты в Монголии встречаются повсеместно. Когда проезжаешь по степи, периодически на некотором отдалении от дороги белеют юрты. Встречаются как одиночные, так и целые группы юрт. В монгольской провинции они попадаются гораздо чаще, чем дома. Юрта может быть жилой, но нередко они также используются как придорожные гостиницы, кафе, складские помещения. Как и столетия назад, значительная часть монголов остаётся кочевниками и перемещается со своими юртами и скотом на новое место. Здесь можно видеть определённую преемственность эпох: современный монгольский пастух продолжает пасти скот так же, как его предки делали это при Чингисхане или во времена Богдо-гэгэна (теократический глава Монголии), равно как и при генсеках МНР. Текут века, а уклад жизни остаётся прежним. Впрочем, прогресс пришёл и в жизнь монгольских скотоводов - почти везде возле юрт можно видеть японские грузовички. Видимо, кочевать на них проще, чем на лошадях. Также современные кочевники пользуются солнечными батареями, спутниковым телевидением и, конечно, интернетом.
При этом юрты можно увидеть далеко не только в сельской местности, но и во всех монгольских городах. Обычно они размещаются вперемешку с частными домами и огорожены забором. Это неудивительно, ведь по историческим меркам переход к оседлому обществу совершился недавно - а именно в период правления Монгольской народно-революционной партии, под руководством которой монголы строили социализм. Юрта на фото расположена отнюдь не на окраине, а в центре Улан-Батора, в пяти минутах ходьбы от монастыря Гандан.
И уж тем более юрты можно видеть в городах поменьше вроде Хархорина.
Если вы едете в Монголию, то обязательно надо пожить хоть немного в юрте. Они могут служить и в качестве гостиницы. Например, в Хархорине я прожил две ночи в юрте. Внутри достаточно вместительно и комфортно. Душ и туалет, конечно, были расположены отдельно.
Кухня.
Монголию также называют "скотоводческой сверхдержавой". И действительно, скота здесь куда больше, чем людей. Даже для жителя Улан-Батора иметь какое-то количество скота в сельской местности также естественно, как для москвича - дачу. Монголы пасут лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. В гористых районах разводят также яков.
Скот в Монголии встречается повсеместно, в том числе на улицах населённых пунктов. А вот земледелием монголы практически не занимаются, поэтому продукты питания в значительной степени импортируются из-за рубежа.
Исторически Монголия представляет собой маленькую по населению (но не по территории!) страну, зажатую между двумя великими соседями - Китаем и Россией. В 1911 г. в условиях Синьхайской революции, свергнувшей власть династии Цин в Китае, страна (тогда она называлась Внешняя Монголия) взяла курс на независимость. За несколько лет до этого китайские власти начали проводить курс на ассимиляцию монголов и превращение монгольских земель в заурядную провинцию. Это привело к объединению монгольских феодалов вокруг Богдо-гэгэна VIII и объявлению независимости. Россия поддержала её, и Внешняя Монголия оказалась фактически под протекторатом Россиийской империи. Приход к власти пробольшевистской Монгольской Народно-революционной партии в 1921 г. произошёл также при непосредственной поддержке Красной армии, и страна ступила на путь некапиталистического развития, находясь под тесным контролем Советского Союза.
В 1939 г. СССР оказала помощь Монгольской Народной Республике в отражении японского вторжения - советско-монгольские войска под командованием тогда ещё генерала Георгия Жукова разгромили агрессоров на Халхин-Голе. Таким образом наша страна помогла Монголии сохранить независимость. В годы Великой Отечественной войны бедная страна помогала нам, поставляя продовольствие и скот. Успехи экономического строительства в МНР также опирались на помощь Советского Союза, а монгольские власти всецело ориентировались на могущественного северного соседа. Поэтому неудивительно, что многое в этой стране нам покажется близким и знакомым. Конечно, полного сходства с Россией нет, но в то же время Монголия не воспринимается как совершенно другой мир.
Внешний вид монгольских населённых пунктов мало отличается от того, что можно увидеть в странах СНГ. Лишь обилие юрт напоминает о том, что Монголия никогда не входила в СССР.
В монгольском языке с 1941 г. и до сих пор используется кириллический алфавит. Поэтому мы можем читать местные вывески, а вот понять их смысл оказывается очень непросто. Впрочем, скоро я стал понимать, что надпись "Хунсний дэлгуур" означает круглосуточный продуктовый магазин.
А "Эмийн сан" обозначает аптеку.
Я раньше не знал, что такое "Монгол шуудан". Оказалось, что это "Монгольская почта".
Изредка встречаются надписи, значение которых понятно и с нулевым уровнем знания монгольского языка.
Монголия и сейчас в значительной степени ориентируется на Россию, тогда как Китай здесь недолюбливают и опасаются, вероятно, по историческим причинам. Российские товары составляют значительную часть ассортимента местных магазинов, тогда как китайские встречаются намного реже.
Другой важной страной, на которую ориентируется в настоящее время Монголия, является Южная Корея. Она воспринимается монголами как богатая и в то же время демократическая страна. В Улан-Баторе очень часто встречаются сети таких корейских магазинов, как CU, GS25, E-mart. По ассортименту представленных товаров и внешнему виду они практически не отличаются от подобных магазинов в Сеуле.
Южнокорейские туристы весьма заметны в Монголии. Видимо, играет роль относительная географическая и культурная близость Кореи к Монголии и её дешевизна (по корейским меркам, конечно). Среди ресторанов иностранной кухни, представленных в Улан-Баторе, чаще всего можно встретить именно корейские. Конечно, цены в них значительно выше, чем в заведениях с монгольской едой. Мест с русской кухней, к сожалению, явно меньше.
Монголы исповедуют тибетскую версию буддизма. Окончательно эта религия утвердилась здесь в XVI в., когда один из монгольских князей подружился с Далай-ламой IV и обратил своих подданных в неё. Терпимость буддизма к шаманским верованиям и культам привела к тому, что монголы охотно и без принуждения принимали новую веру. В стране, где толком не было городов, именно буддийские монастыри стали центрами оседлого образа жизни, важными культурными и экономическими центрами. К началу XX в. в Монголии насчитывалось около 750 буддийских монастырей и храмов, а из 650-тысячного населения 120 тысяч составляли ламы - монахи и священники. В период МНР отношение к буддизму, конечно, очень сильно поменялось. Пришедший к власти в 1936 г. маршал Хорлогийн Чойбалсан развернул борьбу с религией, закрыв все монастыри и перебив множество лам. В современной Монголии происходит возрождение буддизма, восстановлено или построено довольно много монастырей и храмов. Самым знаменитым из них считается Гандантэгчелин (или просто Гандан) в Улан-Баторе. Интересно, что в социалистический период он оставался единственным действующим буддийским монастырём Монголии.
В монгольских города часто можно встретить статуи Будды.
Во время поездок по Монголии можно встретить также культовые места, называемые обо. Они представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками и флажками. Обо обычно находятся у дорог, на вершинах гор, на берегах рек и озёр. Они являются местами поклонения духам. Монголы обрызгивают пространство вокруг обо молочной (архи) или обычной водкой, делают подношения в виде камней, ленточек из ткани, флажков, монет, конфет и прочих сладостей, еды.
В целом Монголия - довольно красивая, интересная и экзотичная (для жителей европейской части России) страна. Пока что она не слишком избалована вниманием туристов, но потенциал безусловно есть.