Найти в Дзене

Что было, то было: Там, на шахте угольной

Александр Александрович Касаткин был неизвестным (для широкой публики) известным (в очень узких кругах) учёным в области боевых отравляющих веществ. Он изобрёл реактивы для обнаружения иприта, зомана, фосгена, - эти пробирочки мы все видели и щупали на уроках гражданской обороны. Он изобрёл капрон вместе с выдающимся академиком Кнунянцом, о котором также очень мало известно широкой публике. Капрон выделили случайно в процессе работы с какими-то отравляющими веществами. Впоследствии они же сделали какое-то еще оружие, и после этого Александр Александрович уже никогда никому ничего о работе не рассказывал. В силу профессии он был замкнутым, точнее любил поговорить о марксизме-ленинизме, но не более, а о чём-то более конкретном ни с кем не общался. С возрастом его характер портился. Кстати, возможно, это произошло из-за иприта. Дело в том, что они на работе частенько, хлебнув медицинского спирта, занюхивали его ипритом, который в малых концентрациях пахнет чесночком. Потом неожиданно выяс

Александр Александрович Касаткин был неизвестным (для широкой публики) известным (в очень узких кругах) учёным в области боевых отравляющих веществ. Он изобрёл реактивы для обнаружения иприта, зомана, фосгена, - эти пробирочки мы все видели и щупали на уроках гражданской обороны.

Он изобрёл капрон вместе с выдающимся академиком Кнунянцом, о котором также очень мало известно широкой публике. Капрон выделили случайно в процессе работы с какими-то отравляющими веществами. Впоследствии они же сделали какое-то еще оружие, и после этого Александр Александрович уже никогда никому ничего о работе не рассказывал.

В силу профессии он был замкнутым, точнее любил поговорить о марксизме-ленинизме, но не более, а о чём-то более конкретном ни с кем не общался. С возрастом его характер портился. Кстати, возможно, это произошло из-за иприта. Дело в том, что они на работе частенько, хлебнув медицинского спирта, занюхивали его ипритом, который в малых концентрациях пахнет чесночком. Потом неожиданно выяснилось, что иприт не просто парализует и отравляет, но и деформирует нервную, иммунную и даже генную структуру.

Но всё это совершенно не отложилось на его сыне, тоже Александре. Именно с ним у меня были, не скажу дружеские, но очень хорошие отношения. Так вот, Александр не захотел оставаться в родительском доме после школы и уехал учиться в Тулу, поступив в Горный институт. Потом работал мастером на шахте в Щёкино, женился на коренной тулячке Ирине. На работу ездил по 3-4 часа в один конец, не каждый день мог вернуться домой и иногда ночевал в шахтоуправлении, что не считалось чем-то необычным.

Техника безопасности на шахте была в ката строфическом положении, из-за чего дважды чудом остался в живых. А вот его друг, также молодой мастер, по гиб через два месяца под вагонеткой. Под этим «чудом на колесиках» постоянно получали ув ечья люди, поскольку вагонетки спускали по штрекам не на лебёдках, как полагалось, а просто сталкивали самоходом для ускорения работ и увеличения плана.

Как-то Касаткин-младший с улыбочкой рассказал о своих чудесных спасениях. Он пошёл осматривать леса штрека и замешкался в одном месте, где в подземном коридоре неожиданно собралась вода, и образовался небольшой прудик. В это время рабочие его же смены пустили самоходом вагонетку, думая, что мастер давно прошёл штрек.

Он услышал грохот и понял сразу, в чём дело. В разрезе штрек имел трапециаидальную форму, расширяясь к низу. Но именно в этом месте была вода. Мастер спасся лишь благодаря тому, что вовремя нырнул в ледяную воду, прижавшись к стенке штрека, где было больше пространства, да и на уровне колёс вагонетка также была намного Уже. К счастью вагонетка пролетела над головой.

В другой раз плывун разрушил леса и наполовину заполнил штрек шахты. Касаткина ударило бревном подпорки, и он не помнит, как остался жив. В памяти застряло лишь воспоминание, как через него перепрыгивали люди. Когда пришёл в себя, кругом была кромешная темнота и тишина, его бензинового фонаря нигде не было, а сам мастер лежал поверх жижи плывуна. Через какое-то время замелькали огни в штреке и раздались голоса - его нашли.

Ещё одно воспоминание - перед Новым Годом у него в бытовке из ящичка пропали новые шерстяные носки и перчатки, а поскольку до дома в тот день в сильный мороз добирался на перекладных 4 часа, то чуть не дал «дуба».

* * *

Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.

#Касаткин #шахта #уголь #носки #Новый год