Все мы в детстве читали сказку про Ивана-царевича, который вез Елену Прекрасную на спине запыхавшегося Серого Волка, или про Аленушку, печально сидевшую на берегу и скорбящую по судьбе братца своего Ивана, превратившегося в козла. И обязательно в процессе повествования встречались иллюстрации сюжетов. Так вот, автор этих сказочных в прямом и переносном смысле картин – художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг.).
Увлечение историей Древней Руси у художника началось после поступления в 1858 году сначала в духовное училище, а затем в семинарию. Виктор изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи.
Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.
Виктор Васнецов
Основоположник неорусского стиля
В 1868 году Виктор поступил в Петербургскую академию художеств, после окончания которой уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. За границей Васнецов оставался до 1877 года, а после вернулся на родину и поселился в Москве. Здесь художник познакомился с известными коллекционерами и меценатами, сыгравшими огромную роль в развитии русского искусства – П.М. Третьяковым и С.И. Мамонтовым. Именно они покупали его первые работы.
В начале своей карьеры Васнецов писал преимущественно реалистические полотна, но с 1870-х гг. всё больше увлекся русскими сказками и былинами, что было нетипично для академической живописи того времени.
Его называют основоположником неорусского стиля – стиля, который основан на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства.
Васнецов поэтизировал старину, он обнаружил в ней чудесную сказку и попытался донести её до зрителя, как бы воплощая в реальности. На его картинах начали оживать богатыри, царевны и царевичи. Он признавался, что образы приходили к нему сами во время работы над полотном.
В 1870-е гг. меценат Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Ковер-самолет» (1880), «Битва скифов со славянами» (1881) и «Три царевны подземного царства» (1881). Однако члены правления отказались от работ мастера. Картины со сказочными сюжетами якобы не вписывались в интерьер, так как не были написаны в духе реализма. Полотна выкупили Савва Мамонтов и его брат.
Непризнанный эксперимент
Из вышеупомянутого стоит отдельно выделить работу «Ковер-самолет» (1880). Картина стала одним из первых экспериментов художника, которые позже превратили его в одного из главных мастеров русской фольклорной живописи.
При написании ковра Васнецов использовал мотивы восточных орнаментов. Несмотря на то, что картина основана на русской сказке, художник вдохновлялся и восточной эстетикой. Мастер создаёт динамику, изображая полёт ковра на фоне сумеречного неба. Он использует насыщенные цвета: глубокий синий цвет неба, яркие золотые и красные оттенки Жар-птицы, а также богатые узоры ковра. Всё это подчёркивает волшебство происходящего и создаёт атмосферу сказочного путешествия.
Удивительно, но критики считали, что ковер не должен летать сам по себе, и лучше было бы изобразить духа, несущего ковер, чтобы хоть как-то объяснить его полет. Однако Васнецов был глух к недоброжелателям, поэтому продолжил писать картины в подобном жанре.
История появления «Аленушки» (1881)
После ажиотажа от написания «Ковра-самолёта» Виктор Михайлович продолжил работать над темой русских народных сказок. Этот период стал пиком его творчества в жанре сказочной живописи.
Художник много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената Морозова, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».
«"Аленушка" как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».
Виктор Васнецов
Веха творчества: «Иван-царевич на Сером Волке» (1889)
Васнецов не просто изображал сцены из сказок, а наполнял их философским смыслом, отражал внутренние переживания и искания героя. Для него сюжет был лишь отправной точкой для раскрытия более глубоких тем: мечты, героизма, поиска истины, стремления к счастью.
Несомненно одно из самых сказочных и известных произведений русского изобразительного искусства – картина «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). В центре сюжета – Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Особое внимание стоит уделить Серому Волку, глаза которого - человеческие. Перед нами оборотень или волколак, как его называли славяне издревле. Однако в его облике нет ничего пугающего или кровожадного. Образ полон преданности и самопожертвования.
Если приглядеться, то видно, что герои словно парят над лесным болотом, которое окружено дремучим и зловещим лесом. Пейзаж оживляет цветущая яблоня – отсылка к тому, что сказка начинается с похищения жар-птицей золотых яблок с волшебного дерева. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.
Цикл картин «Поэма из семи сказок»
С 1900 по 1917 год Васнецов писал «Поэму из семи сказок». Основой для создания серии полотен стал знаменитый сборник «Народные русские сказки», составленный А.Н.Афанасьевым.
В него вошли картины «Спящая царевна» (1913–1917), «Царевна-Несмеяна» (1916), «Баба-Яга» (1917), «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917–1919), «Ковёр-самолёт» (1919-1926) и «Сивка-Бурка» (начало 1920-х).
Обратите внимание, что в творчестве художника есть две работы с ковром-самолетом.
Здесь, как мы видим, изображены Иван-Царевич и Василиса Премудрая. Они летят над условно русским колдовским пейзажем (к сожалению, не удалось найти изображение в хорошем качестве). В основе сюжета лежит вариант русской народной сказки «Царевна-лягушка». После того как Иван-царевич сжег лягушачью шкурку Василисы, она превратилась в белого лебедя и улетела в царство Бабы-Яги. Иван-царевич нашел Царевну, и, взяв у Бабы-Яги ковер-самолет, герои смогли вернуться домой.
В сущности, сцена повторяет ранее написанную картину «Иван-царевич на Сером Волке». Заметим, что если тема первого «Ковра-самолета» – это движение и победа, то тема второго – «покой и воля».
Васнецов считал, что фольклор – воплощение истинной сущности духовного облика русского народа. Художник не смог принять революцию и сильно страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь», уходит и появляется «неорусь» (да, именно с маленькой буквы, как он сам называл это явление). К концу жизни он считал, что его современники забывают великое прошлое Руси, которое он и пытался воплотить в своих картинах. В художественных журналах того времени его называли «обветшалым ретроградом и мракобесом».
Но сейчас, по прошествии века, мы понимаем, что Виктор Михайлович Васнецов создал совершенно новое прочтение русского фольклора и воплотил его в реальность. Таинственные, чарующие, продуманные до мелочей и манящие сюжеты русских сказок завораживают, переносят в небытие и заставляют любоваться каждой деталью.
Как относитесь к творчеству Виктора Васнецова? Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал Тиль Уленшпигель.