Без лишних размусоливаний вспоминаем самые сильные релизы на русском языке, вышедшие за последние 12 месяцев! Погнали!
30. DenDerty, "Газовый душ"
Брейкбит, русский фолк и ню-метал - друзья навеки! Самобытный, мастерски записанный и монолитный альбом, посвященный попыткам справиться с пожирающими тебя изнутри мыслями и эмоциям. Денис Бурашников относится к тем редким артистам, которые сами себе жанр, и за это одно его стоит ценить и беречь.
29. Раскаты, "Социальное одобрение"
Нервный нойз-рок с эффектными ходами и разными странностями в духе чуть ли не "Интуриста". Лирический герой этих песен порой словно задыхается, переживая паническую атаку и хаотично выкрикивая короткие, на первый взгляд бессвязные фразы. И слушателю ничего не остается, как переживать паническую атаку вместе с ним.
28. Artur Kreem, Kovsh, "Sauvignon Funk"
В США в последние годы много подобного взрослого хип-хопа для солидных господ с вальяжными битами, построенными на музыке 50-летней давности (чего стоит один The Alchemist). Такой хип-хоп звучит очень свежо на русском языке на "Sauvignon Funk"- за музыку здесь отвечает дуэт битмейкеров Kovsh, а обладающий недюжинной харизмой рэпер Artur Kreem технично жонглирует словами.
27. валюта скуратов, "Сын Валеры"
Секрет успеха песен Скуратова прост - самобытный звук и цепляющие мелодии, помноженные на тексты со своеобразным чувством юмора и неожиданными поворотами в каждой новой строчке. Темы на "Сыне Валеры" близки и понятны каждому - в одной песне Скуратов дает отпор злой бывшей, в другой пронзительно скучает из зимней России по тропическому лету, а в третьей высмеивает микропенисы любителей дикпиков.
26. затворница, "что-то страшно"
Мы и забыли, что такое по-настоящему депрессивная и неуютная музыка, загоняющая в угол и недоговаривающая до конца - и в этой недосказанности и кроется самое страшное и непереносимое. "Что-то страшно" - это как раз такие беспросветные песни отчаяния и принятия неизбежного.
25. Settlers, "МТЛБЖ"
Русский фолк - такой, каким он и должен быть в 2024 году, то есть незашоренный, эрудированный, не боящийся напугать слушателя сложностью, но и не стесняющийся развлекательной составляющей.
24. другдиджея, "Декаданс"
Певучий абстрактный джаз-рэп с теплыми гармониями и атмосферой праздника, обогащенный живым грувом и постоянно выходящий из берегов - тут есть заходы в психоделию, панк и техно.
23. LAVBLAST, "MORE"
Экс-солистка Serebro Полина Фаворская и диджей Risha Rash записали с десяток обаятельных песен, состоящих из воздушно-простодушной лирики и реконструированной российской поп-музыки 90-х и 00-х. Один из лучших ностальгических аттракционов, подаренных нам 2024 годом.
22. Дьяволиса, "Раиса"
Сама Дьяволиса называет свое творчество "христианским кьют-кринжем" - и это довольно точная характеристика. "Раиса" - такие "Раскраски для взрослых", если бы их автор-иноагент так и не повзрослела и не уехала из России, увлекшись при этом гиперпопом и джерси-клабом.
21. Perila, "Intrinsic Rhythm"
Многослойный, непредсказуемый и постоянно поддерживающий интерес слушателя эмбиент того редкого типа, когда плохо понимаешь, каким образом эта музыка была сделана. Текучие композиции Perila хочется сравнивать с природными явлениями, настолько они органично струятся и растекаются.
20. УЙМА, "Кататравма"
Нойз-рок года. Пять песен о насущном, сбивающих с ног своей прямолинейностью и стеной гитарного шума. Тот случай, когда к праведной злости на этот мир прилагается не только громкий и грязный, но и нешаблонный звук.
19. SADSADSERGIEVPOSAD, "Будь готов"
Упаднический, но от этого не менее увлекательный трип по воображаемой России из снов под шелестящий трип-хоп. Вокал Ани звучит соответствующе - в песнях SADSADSERGIEVPOSAD обрывки фраз и сюжетных зарисовок мелькают в голове, словно у спящего человека.
18. hehehe, "Паника"
Владивостокская группа без чрезмерной аффектации фиксирует в своей музыке всепроникающее чувство страха и тревоги. Песни коллектива строятся на рэдиохэдовских гитарных кружевах и ритмичном гитарном скрежете в духе ранних Interpol, но главное оружие hehehe - это вокал Кати Полушкиной, меланхоличный и доверительный одновременно, будто бы рассказывающий самые личные истории тебе на ухо.
17. Turbosh, "BEST HITS, VOL. 8"
Потешный вокальный транс и евродэнс в духе 90-х от лейбла System 108 - не более, но и не менее. В этой музыке нет какой-либо подоплеки - она не про возвышенную атмосферу, аутентичность или деконструкцию, а про трэш и угар в размере 4/4, одинаково понятный как скуфам, так и зумерам.
16. TMNV, "Т"
TMNV с первого же трека удивляет тем, что оживляет в памяти такой трижды забытый жанр, как дабстеп, смешивая его с ню-металом и передавая таким образом привет старине Джонатану Дэвису времен его коллабораций со Скриллексом, попутно сдабривая эту и без того забористую смесь неофолком.
15. Рудольф Страусов, "Саша"
"Саша" - крайне неуютный альбом, лирический герой которого мутирует и разлагается под давлением расчеловечивающих внешних обстоятельств. В финале герой превращается в грустного Крокодила Гену, исполняющего под гармошку свою фирменную песню, которая похожа здесь на траурный марш.
14. Этно-хроники, "Экспедиция Восход"
Признание в любви к родной земле от чуть ли не последних на ней романтиков. Громкий, стадионный инди-рок с элементами поп-панка и органично вплетенных очень актуальных сейчас этнических мотивов, будь то горловое пение Лудуба Очирова на "Горах Дагестана" или народные напевы неофолк-ансамбля "Комонь" на "Вернуться домой".
13. "Порез на собаке", "Благая Весть"
Извечная ситниковская пост-мамлеевщина, сквозь которую словно проглядывает вечность, принимает новые формы на "Благой вести", удивляя неожиданными оттенками. Особо впечатляет эсхатологический танец всего сущего под деконструированный джангл "В хороводе".
12. Несладко, "Всем"
Даша Дерюгина и Арина Андреева после распада любимой многими коллектива "Комсомольск" продолжают выпускать новые песни в рамках инди-герлз-бенда "Несладко", которые получаются ничем не хуже, чем почившего с миром коллектива.
11. Masha Hima, "на Лиговском 50"
Самый мучительный, болезненный и безысходно отчаянный альбом о сексе, который выходил на русском языке. Ну то есть как о сексе - на самом деле о большой любви, переходящей в смертельную ненависть и обратно.
10. Рушана, "уф!"
Сколь бы скептически вы не были настроены по отношению к любовным инди-балладам, не влюбиться в эти сказочно красивые, хрупкие и кристально чистые песни Рушаны с обезоруживающими мелодиями физически невозможно.
9. Золотые зубы, "Post-hardcore"
Эмо-рэп, написанный будто от имени оскуфевшего хипстера, и состоящий из нагромождения цитат и отсылок, понятных зачастую только избранным. "Post-hardcore" - манифест бессилия, лузерства и бумерства, в рамках которого коллектив выносит безжалостный и страшный вердикт своему поколению.
8. Эдi, "Сомачувствия"
На этом альбоме находится место и притче о золотых ядрах под сочный брейкбит с гулким басом, и ориентальным напевам под дарбуки и ребабы ("Деньги"), и чуть ли не трип-хоповым ритмам на "Откровенных тайнах", и бодрому тустепу на "Будущего нет". Пластинка воспринимается как цельный и мощнейший трип — казалось бы, в смеси этники и электроники нет ничего нового, но то, с какой силой это проделывают Эдие и Александр, не может не вызывать как минимум удивления.
7. Zarya, "DR3AMC0R3"
Представьте, что получилось бы, если главным источником вдохновения A. G. Cook были "Демо", Света и Ветлицкая. Впрочем, не утруждайте себя - дуэт Zarya все сделал за вас.
6. "Конус Маха", "Письмо издалека I"
"Конус Маха" делают русский рок снова великим. Пять песен, и все абсолютно выдающиеся - с пронзительными, по-старомодному красивыми фолковыми мелодиями и утонченной лирикой, которая вроде бы про "здесь и сейчас", и в то же время попадающая в вечность.
5. "Тальник", "Скорлупа"
Одна из самых мрачных и некомфортных записей дуэта - с сильными и нетривиальными мелодиями, будто бы постоянно поворачивающих "не туда", словно во сне, так что сентиментальная поп-баллада неожиданно превращается в параноидальный ню-метал, осыпающийся ржавчиной.
4. Mirele, "Мрак привет"
На последнем альбоме Mirele, записывавшая ранее милый бедрум-поп, выходит из своей зоны комфорта - "Мрак привет" пропитан неуютной и даже зловещей атмосферой, весьма неожиданной для певицы. Несмотря на лютый декаданс, который несет слушателю "Мрак привет", заканчивается альбом обнадеживающим хаусом "Окно" со словами "Когда я стану старше, мне покажется забавным все, что болело раньше — мне говорила мама". Хочется верить, что с автором написанного материала сейчас все хорошо.
3. "Хадн дадн", "Поцелуйчик солнышка"
"Поцелуйчик солнышка" может довести как до слез, так и до смеха, он удивляет и пугает. Это русский урбанистический фолк, каким он и должен быть в 2024 году - просвещенным, учитывающим все современные технологии и контекст. Тут много поют о прощании с прошлым - будь то любовь, молодость или жизнь. Вечным оказывается лишь небо - точнее, "Небо над третьим транспортным".
2. Boulevard Depo, "Футуроархаика"
Boulevard Depo вошел в режим авангардного советского поэта 20-х годов прошлого века и победил, нарисовав мрачную и устрашающую картину, где прогрессивное технологическое развитие и цифровая реальность идут рука об руку с архаизацией, профанацией свободы как идеи, кровью и смертью. И магнетической силы музыка, тягучая, тяжелая, легковоспламеняющегося как нефть, и многоуровневые тексты, в которых выверены каждая строчка, слово и звук - совершенно новый уровень для Boulevard Depo.
1. Yerkatt, "Праздник ожидания праздника"
Дебютник Yerkatt на самом деле звучит как праздник, пусть и грустный. Утешительный голос Yerkatt, детский хор, мелодии, одновременно вдохновленные американским соулом и советской эстрадой (или же музыкой из советских мультиков), многослойные тексты - все это вместе производит огромное впечатление. Cтоль светлых, добрых, нежных и поэтичных песен давно не выходило на русском языке. Их автор забирает тебя в свой сказочный мир, но не прячет голову в песок от реальности, а с пренебрежением смотрит ей прямо в глаза.