Биография Баренда Ван ден Бранда: частного инвестора, основателя одного из самых успешных венчурных фондов в Европе – Hummingbird
**Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!**
“У многих венчурных инвесторов есть это странное напряжение. Всё в стартапе должно происходить здесь и сейчас. Но, как венчурный инвестор, вы просто пока поставили пешку на шахматную доску.” (с) Баренд Ван ден Бранд
В мире инвестиций, где каждый стремится найти следующего "единорога", Баренд Ван ден Бранд выделяется. Его нестандартный подход, основанный на глубоком понимании человеческой психологии и смелости идти против течения, принес ему невероятный успех. Узнайте, как он создал одну из самых прибыльных венчурных фирм в Европе.
Сын политика
“Слушайте мои истории, принимайте их такими, какие они есть, но не думайте, что они объясняют всё.” (с) Баренд Ван ден Бранд
Баренд Ван ден Бранд появился на свет в старинном бельгийском городе Мехелен. Его дед был страстным изобретателем-любителем, которого считали чудаковатым, так как он пытался вывести специальную породу шмелей для опыления томатов в теплицах. Интересно, что биотехнологическая компания Biobest, которая впоследствии заработала миллиарды на той же идее, тоже имеет бельгийское происхождение. Отец Баренда, Люк Ван ден Бранд, долгое время представлял Мехелен в палате представителей страны, а впоследствии занял должность премьер-министра.
С ранних лет мальчик сильно отличался от других детей: стремился к одиночеству, точным наукам. Впоследствии Баренд подозревал у себя легкую форму скрытого аутизма. Большое влияние на Ван ден Бранда оказал несчастный случай, который произошел, когда он был подростком: его унесло на виндсерфинге в открытое море, где он провел несколько часов, чуть не погиб и сумел выбраться на берег практически уже во Франции. Тогда, по словам Баренда, он понял, как коротка и хрупка наша жизнь.
Молодой человек поступил на экономический факультет Левенского католического университета. Правда, обществу своих однокашников, будущих финансистов и бухгалтеров, он предпочитал общество инженеров-программистов, увлекался философией, архитектурой и за свою жизнь спроектировал и построил несколько домов, просто, чтобы разнообразить карьеру инвестора. Но началась она далеко не сразу.
Начало венчурной карьеры
"В футболе все признают, что лишь немногие обладают талантом Кевина Де Брюйне, но в мире предпринимательства люди часто стремятся дать шанс каждому. Мы этого не делаем.” (с) Баренд Ван ден Бранд
Ван ден Бранд окончил университет с дипломом магистра экономических наук. В то время Бельгия казалась ему очень провинциальной и скованной условностями. Поэтому, Баренд послал резюме в американский инвестиционный банк SG Cowen и ему улыбнулась удача – его пригласили. В середине 90-х он переехал в США, работал финансовым аналитиком в Бостоне и очень внимательно следил, изучая, только зарождавшийся в ту пору интернет-бизнес.
К 2000 году Баренд понял, что готов попробовать себя в качестве бизнес-ангела, но не раньше, чем… напишет книгу. Она должна была основываться на его личном опыте, пережитом в море, и воспоминаниях, травмирующем опыте других людей, которые в личной или профессиональной жизни сталкивались с экстремальными ситуациями.
Причем в качестве интервьюируемых Ван ден Бранд выбрал предпринимателей, основателей стартапов, сумевших заработать не менее $50 млн. Он обратился к 10 бизнесменам и ото всех получил отказ. Главной причиной было нежелание потерять лицо перед командой. Книга так и осталась ненаписанной, а Баренд, вместе с бывшим однокурсником Фрэнком Майне, запустил первый венчурный проект, фонд Big Bang Ventures, который был ориентирован на бельгийский IT-рынок и смог собрать $10 млн от частный инвесторов.
Почти сразу он осознал, что ограничиваться только Бельгией нецелесообразно и невыгодно, поэтому приступил к поискам технологических компаний во Франции, Германии, Нидерландах. С утра до вечера Ван ден Бранд встречался с начинающими бизнесменами, инженерами, хватался за любую возможность и принимал активное участие в жизни “подопечных”.
Когда разразился кризис интернет-компаний, соинвесторы предлагали Баренду обратиться к традиционным бизнесам, таким как изготовление часов или бельгийского шоколада, но он отказался и продолжал осторожно вкладывать средства в технологические стартапы. Тем не менее, в 2009-м фонд, несмотря на капитал в $44 млн и то, что 9 портфельных компаний были куплены такими гигантами, как Sun Microsystems и FIS Global, едва сумел расплатиться с инвесторами. Прибыль составила 9% и нового Google на горизонте не было видно. Тогда Ван ден Бранд решил все переосмыслить: “Я помню, как подумал – то, что мне сейчас нужно, больше, чем 9%. Что-то идет совсем не так. Мне нужно немного прибавить громкость и по-настоящему всё переосмыслить.”
Hummingbird Ventures и крупная сделка
"Это сложно, потому что иногда вам приходится идти против акционеров, которых вы уважаете и которые доверили вам свои деньги. Но наш принцип заключается в том, что величайший прогресс в мире достигается вопреки общепринятому мнению. Это основа всего, что мы делаем.” (с) Баренд Ван ден Бранд
Ван ден Бранд закрыл Big Bang Ventures и открыл другой фонд с капиталом в $22 млн (в два раза меньше предыдущего), который назвал Hummingbird – колибри. Он кардинально изменил подход к поиску стартапов. Его интересовали только уникальные проекты и уникальные личности, их возглавляющие, что вскоре привело к судьбоносной встрече. Друг и коллега Баренда имел турецкие корни и предложил ему обратить внимание на эту страну и познакомиться с местными предпринимателями.
Он отправился в Стамбул и там неожиданно для себя нашел то, что безуспешно искал по ту сторону Босфора. К сожалению, своего первого турецкого “единорога” Ван ден Бранд упустил. Не рискнул вложить деньги в стартап электронной коммерции Trendyol молодой основательницы Демет Мутлу, который в итоге был оценен в $15 млрд.
К счастью, вскоре он повстречал Сидара Шахина – соучредителя Trendyol. У него была страсть с компьютерным играм и большой предпринимательский опыт, как удачный, так и провальный. Шахин мечтал снова делать игры и основал студию Peak Games. Баренду пришлось уговаривать соинвесторов и они согласились. В 2010-м Hummingbird вложил в разработчика игр $500 тыс. и стал владельцем 20% доли в стартапе.
Он был единственным “посевным инвестором”. В 2020-м Zynga приобрела Peak Games за $1,8 млрд, а за год до этого купили за $250 млн Gram Games, еще одного турецкого производителя игр из портфолио Hummingbird. В первом случае инвестиции окупились 50 раз, во втором 75. Известно, что на данный момент это самая большая венчурная прибыль за всю историю бельгийских компаний.
Сейчас фонд Hummingbird владеет капиталом в $200 млн. Ван ден Бранд по-прежнему делает ставку на малоизвестные фирмы: Kraken, BillionToOne и FPL Technologies. Помимо Турции, в сфере его интересов Бразилия, Индия, Юго-Восточная Азия, так как инвестор считает эти рынки сейчас наиболее перспективными, а сферу биотехнологий – наиболее потенциально выгодной.
"Мы находим нашу работу захватывающей. Знаете, когда вы приходите в компанию, у которой есть потенциал завоевать мир, в первые годы вы видите, как происходит нечто волшебное: небольшая группа людей вместе противостоит тысяче инженеров Apple или другой мощной компании. Люди, которые вместо того, чтобы работать в Google, хотят решить проблему, которую никто другой никогда не решал. На это время они откладывают все в сторону и работают день и ночь, чтобы сделать то, что не под силу тысяче других.” – говорит Баренд Ван Ден Бранд
Еще почитать:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!