Жозеф Дезире Кур – французский живописец, представитель романтического академизма, ассоциируемый со школой Антуана-Жана Гро, мастер исторической картины и портретист, музейный работник. (Годы жизни: 14 сентября 1797г., Руан – 23 января 1865 г., Париж).
Ещё в детстве, скопировав портрет матери кисти художника Гиацинта Риго, Жозеф проявил свой талант и интерес к рисунку и классической живописи.
Поэтому мальчика отдали в муниципальную школу рисования Жана Дескампа. Жозеф не раз занимал первые места в школьных художественных конкурсах.
После этого он продолжил обучаться основам живописи в Париже, в 1817 году поступив в Академию изящных искусств, где стал одним из учеников прославленного художника Антуана-Жана Гро.
Еще учась в Париже, Жозеф мечтал посетить Рим, чтобы завершить своё художественное образование у классических античных истоков. Надежды на помощь, вернее финансирование, от своей семьи у него не было.
В Академии Жозеф узнал, что поездку можно совершить за счёт государства, если выиграть в так называемом Римском конкурсе, на который все студенты могут представлять свои работы.
Молодой самоуверенный юноша пообещал друзьям: «Ну что ж! Я выиграю этот приз!» И спустя пару лет он выполнил свое обещание.
На занятиях Антуана Гро Жозефа привлекало, прежде всего, использование цвета и света в живописи, и эти уроки он всегда мастерски использовал в своих произведениях.
В 1821 году Жозеф Дезире Кур был награжден Главным призом за картину «Далила передает филистимлянам Самсона» (1821 г.)
Этот успех помог Жозефу попасть на несколько лет в Рим, где наконец исполнилось его давнишнее желание. Молодой художник использовал эту поездку, чтобы воплотить свои творческие замыслы и создать новые картины.
Проявив себя настоящим энергичным художником, способным овладеть предметом с подлинным мастерством, создав множество исторических сюжетов и различных портретов современников, он в конечном итоге добился успеха в создании серии официальных картин по приказу короля Луи-Филиппа. Жозеф Дезире Кур получил несколько крупных государственных заказов и выполнил ряд росписей для парижской ратуши.
В 1827 году Жозеф Дезире Кур представил в Салоне «Потоп» (Музей искусств, Лион) и «Смерть Цезаря» (Лувр), которая имела грандиозный успех и была сразу куплена государством для Люксембургского дворца.
В 1838 году художник был награждён Орденом Почётного легиона.
Второй раз картина выставлялась в 1855 году для передачи в коллекцию Лувра. Эта картина получила столь высокую оценку в основном за драматическую композицию. Хотя многие считают «Смерть Цезаря» главным и самым талантливым произведением художника. В Музее Фабра (Монпелье, Франция) находится эскиз этой картины, написанный в 1826-1827 гг.
Есть сведения, что Жозеф Дезире Кур в начале 1840-х приехал в Россию, пытаясь получить работу у Огюста Монферрана (1786-1856) в период строительства Исаакиевского собора.
Возможно, в 1850 году Жозеф Дезире Кур принимал участие в росписи купола этого собора. А в музее французского города Руана есть прекрасный портрет Монферрана в медвежьей шубе с перстнем (личная награда от царя) у заснеженной колоннады Исакия, работы Жозефа Кура.
Есть также несколько портретов кисти художника в Санкт-Петербургском Эрмитаже и в филиале Русского музея в Михайловском Замке.
Среди них наиболее известен портрет великой княжны Елены Павловны.
К этому времени относится создание ряда портретов представителей русской аристократии: принца Петра Георгиевича Ольденбургского (Государственный Эрмитаж), сестёр Ольги Щербатовой, в браке Голицыной (Томский областной художественный музей) и Екатерины Щербатовой, в браке Васильчиковой (Государственный Эрмитаж), Татьяны Борисовны Потёмкиной (Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей) и некоторых других.
Также Жозеф Дезире Кур преуспел и в области мужского портрета, написав замечательные полотна, изображающие целую галерею военных, а также своих друзей и коллег-художников.
Мне очень нравятся лиричные женские портреты, выполненные художником –одухотворённые, со множеством интересных деталей, характерных для того времени.
В них всё очень гармонично – старинные платья, наряды, причёски, украшения, спокойное и задумчивое выражение лиц, такие изящные руки и плечи, тонкие нежные пальчики... в этих картинах чувствуется искреннее любование мастера героинями своих произведений.
Прекрасные и выразительные женские портреты, которые всегда с интересом можно рассматривать...
В 1853 году Жозеф Дезире Кур вернулся в свой родной город Руан, где занял должность хранителя и реставратора Руанского музея.
Другие мои статьи о художниках: