В 1611 возникло Первое народное ополчение. Его предводителями стали Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий и кн. Дмитрий Трубецкой. Их целью было освобождение Москвы от её оккупации поляками.
Хотя полякам на тот момент удалось захватить Москву и подчинить себе правительство Русского царства, состоявшее из бояр, ряд русских городов продолжал оказывать сопротивление захватчикам.
Так, Смоленск своей упорной обороной сковывал отборные войска короля Польши Сигизмунда III.
Удалось успешно отбить штурм интервентов Нижнему Новгороду. Не покорился врагам и Зарайск, которым с февраля 1610 руководил кн. Пожарский Дмитрий Михайлович.
Примечательно, что Зарайск ранее неоднократно успешно отражал нападения крымских татар.
Во времена интервенции поляков этому городу-крепости снова пришлось несладко.
Стремясь к удержанию столь важного для защиты самой Москвы форпоста, Василий Шуйский, который занял к тому моменту царский трон, назначил воеводой Зарайска вышеупомянутого Пожарского, отправив для помощи ему небольшое количество стрельцов.
Когда сторонники Лжедмитрия II из города Тушино (ныне - в черте Москвы) привезли в Зарайск ультиматум с требованием принести присягу Лжедмитрию, Пожарский ответил отказом, но данное требование спровоцировало бунт в самом Зарайске.
Воевода с небольшим количеством верных ему людей заперся в зарайском кремле, в котором хранились значительные запасы продуктов и ценные вещи. Бунтовщики не сумели овладеть кремлём и спустя всего несколько дней прекратили мятеж, после чего все зарайцы пришли к общему решению - "Кто правит Москвой, тому будем служить".
Ляпунов, Заруцкий и Трубецкой происходили из разных сословий, у каждого из них были и свои личные цели, помимо общей - изгнания из Москвы поляков.
К примеру, предложение о возвращении беглых холопов после победы над интервентами, инициированное частью верхушки ополчения, вызвало возмущение у казаков, многие из которых, собственно, и были такими беглецами.
Вообще, эти самые казаки порой промышляли разбоем на дорогах, нападая, например, на купцов, располагавших немалыми материальными ценностями.
Ляпунов на советах предводителей ополчения часто требовал от князя Трубецкого и атаманов Просовецкого и Заруцкого, чтобы те препятствовали таким действиям своих казаков, ведь из-за этого многие торговцы не доезжают либо вообще боятся ехать к Москве, и в итоге русским войскам, расположенным под ней, не хватает всего необходимого.
Атаманы в ответ заверяли его, что они категорически не разрешают казакам разбойничать, и согласны казнить каждого, кто будет пойман на этом. Через недолгое время воеводе Матвею Плещееву удалось поймать 28 таких разбойников.
Все они были утоплены в реке по его приказу.
Однако другие казаки вытащили тела утопленных из воды и отвезли их в свой лагерь близ Москвы, где собрали всех своих соратников и заявили - Ляпунов их утопил и он хочет всех нас, казаков, уничтожить.
И загорелись желанием убить Ляпунова. Когда он об этом узнал, то выехал из своего лагеря и направился в Рязань.
Возле Симонова монастыря некоторые его воины догнали его, уговорив возвратиться.
Вспыхнувшее недовольство казаков было выгодно Заруцкому, который хотел привести к верховной власти Марину Мнишек - она могла бы стать его "карманной" царицей, а реальным правителем при ней был бы он сам.
В то же время князю Трубецкому очень не понравилось, что с определённого момента не он стал главным руководителем ополчения, хотя имел самое высокое происхождение из всей троицы.
Есть основания полагать, что и он, и Заруцкий "приложили руку" к гибели Ляпунова.
Точную дату рождения Ляпунова история не сохранила, в отличие от даты его смерти.
Поляки, стремясь покончить с ополчением русских, вошли в переговоры с Заруцким, изготовив фальшивую грамоту якобы от имени Прокопия Ляпунова. В ней содержался призыв к безоговорочному уничтожению всех казаков. Сначала эту грамоту показали самим казакам, среди которых она, конечно, вызвала бурное возмущение.
Ранее они были недовольны уже только тем, что им не дают разбойничать, а тут уже якобы их вообще всех истребить собираются.
В конце-концов 22.07.1611 они вызвали Ляпунова для открытого суда над ним. Конечно, он заподозрил ловушку, поэтому сначала отказался идти, однако его уговорили казацкие "авторитеты", поклявшись насчёт гарантий безопасности.
Любопытно, что с ним отправился и Иван Ржевский, ранее испытывавший неприязнь к Ляпунову по неустановленным причинам.
На суде Ляпунов, конечно, стал отрицать, что он действительно написал такую грамоту. Однако группа казаков (по всей видимости - заранее назначенная для этого Заруцким) набросилась на него, зарубив саблями.
Вместе с ним был убит и Ржевский, также заявивший о том, что грамота подделана.
Гибель Ляпунова привела к окончательному распаду 1-го русского ополчения.
Дворяне и стрельцы ушли из него, а одни только казаки Заруцкого оказались недостаточно сильными и многочисленными, чтобы осадить всю Москву с засевшими в ней поляками.
Но последние были вскоре изгнаны 2-м ополчением, собранным Кузьмой Мининым, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение. До новых встреч!