Древние славянские мифы. Мороз, потворник Богини Зимы и Смерти Морены. Бог Мороз - был строг, но справедлив: он мог наказать провинившихся лютым холодом, но и благосклонен.
Книга «Трагедия Бога Велеса». (Вольное изложение.)
«В тот миг, когда Русин перепрыгнул через купальский костёр со Снежаной на руках, девушка пропала. На эту беду подоспел Велес — Бог Мудрости и Магии. Предложил пойти к её деду.
За столом сидел самый необыкновенный дед - Мороз. В полушубке, отделанном серебристым мехом, в тёплой меховой шапке и в рукавицах.
- Моя дочь Метелица и сын Стрибога, молодой летний ветер Погода, решили пожениться. Боги-Творцы понимали, что влюблённые по своей природе и характерам совершенно не подходят друг другу. Влюблённые бежали в тёплые края. Но переменчивый юноша быстро повернулся в другую сторону. Отправил Метелицу с новорождённой дочкой назад, ко мне вернулась дочь. В помутневшем рассудке Метелицы всё смешалось. Она наложила на Снежану страшное заклятие, запрещавшее ей любить. Как только девушка полюбит парня и прыгнет с ним через Купальский костёр, то тут же уйдёт в Навь. Затем Метелица тихо ушла туда, откуда даже Боги не всегда возвращаются. Я положил Снежану в колыбель, отнёс к бездетным бобылям, взял с них слово, что они никому не расскажут, откуда она.
— А что бы ты мог сейчас сделать для неё? — задал парню коварный вопрос Велес.
— Да я бы судьбой с ней поменялся! Сам бы ушёл в Навь, лишь бы она осталась жива! …»
На древней Руси Бога Зимы и Морозов знали под многими именами: Зимник, Морозко, Студенец, Дед Трескун и Корочун (Карачун). Все они считаются прообразами современного Деда Мороза. Цвет шубы был непременно белого или синего цвета.
Корочун — В славянской мифологии он выступал повелителем морозов и символизировал смерть и короткий световой день. Его свита состояла из волков-метелей и медведей-буранов, которые олицетворяли буйство зимней природы.
Трескунец - командовал лютыми, трескучими морозами. Из-за него снег скрипел под ногами, а деревья трещали от холода.
Морозко - сковывал реки льдом, раздаривал серебро, а в трудную минуту мог прийти на помощь людям.
Студинец и Зимник - покровители холода и мороза.
После Крещения Руси языческие зимние боги были забыты.
В Европе люди верили в святого Николая Мирликийского (Άγιος Νικόλαος). Имя Святого Николая, в голландской транскрипции звучит как «Sinterklaas». Санта Клаус это не что иное, как произношение в голландской транскрипции имени Святого Николая. Считалось, что он покровительствует детям, особенно немощным, и приходит к ним на Рождество.
После перехода на зимний Новый год традиция новогоднего волшебника на Руси не прижилась.
Отношение Русской Православной Церкви к образу Мороза до революции было неоднозначным. Образ его имеет языческие истоки и европейские корни. В Святого Николая у нас он не мог превратиться в силу глубокого религиозного почитания образа святителя.
Всё же в России вслед за немцами попытались создать своего «рождественского деда», который тоже дарил бы детям подарки. При Александре II это был «старый Рупрехт», «дедушка Николай», в 1886-м появился Морозко.
В то же время Святая Церковь, со времен речи святого апостола Павла в афинском Ареопаге, (Деян. 17, 16-34) показывает нам единственно возможный и реальный путь избавления людей от пережитков язычества. Церковь пошла придав новый христианский смысл Святкам, воцерковив масленичные обычаи…
Как такового образа Деда Мороза в Российской империи не существовало.
В России его называли:
«Ёлкич»- Пришёл к нам из Сказок народов Кеты. Упоминается в книгах Новгород-Северский (настоящее имя Ян Пляшкевич) «Сибирские Сказки, Кейскии».
Сологуб Федор Кузьмич «Январский рассказ».
«Елка, елка, не сердись.
Елкич, елкич, не бранись,
Мне постели не топчи,
Сядь на елку и молчи.
Мама елку принесла.
Елка елкичу мила.
Елка выросла в лесу.
Елкич с шишкой на носу.
Елкич миленький, лесной!
Уходил бы ты домой.
Елку ты уж не спасешь,
С нами сам ты пропадешь.
Елкич в елке мирно жил,
Елкич елку сторожил.
Злой приехал мужичок,
Елку в город уволок».
Владимира Одоевского «Сказки дедушки Иринея» (1840). Здесь впервые упоминается Мороз Иванович.
Поэма Николая Некрасова «Мороз Красный Нос» (1863). Здесь образ Мороза — грозный воевода.
Пьеса Александра Островского «Снегурочка» (1873). Здесь образ Мороз — художник и скульптор, который творит красоту снегом и льдом.
Но все они непосредственного отношения к Рождеству и Новому году не имели!
Во времена Российской империи на Рождество Христово дарили друг другу подарки. Дети сами вручали родителям поделки, а родители детям — книжки, игрушки или конфеты.
Из мемуаров Никиты Сергеевича Хрущёва:
«Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость-рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку? «Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».
30 декабря 1935 году в Харьковском дворце пионеров зажглась для детворы первая советская елка.
Петр Львович Слонима. Первый директор харьковского Дворца пионеров. Написал сценарий первого в СССР новогоднего утренника, который так и назывался «Первая ёлка».
Из воспоминаний:
« За четыре дня до Нового года пришла «молния» из Москвы от Постышева. «Надо организовать детям хорошую советскую елку».
Под руководством Петра Львовича украшали ёлку. К вершине ёлки была прикреплена пятиконечная красная звезда. Были придуманы карнавальные образы Деда Мороза со Снегурочкой и Юным помощником. Красный кафтан Деда Мороза был под цвет флага СССР.
Дед Мороз – это Советский собирательный образ доброго волшебника.
На следующий год Дед Мороз стал главным всесоюзным символом встречи Нового года и не только у детей.
Роль Деда Мороза на первой главной ёлки страны в Москве сыграл Михаи́л Нау́мович Гарка́ви - русский и советский конферансье. Потом были: Преображенский Сергей Иванович, Хвыля Александр Леопольдович, Филиппов Роман Сергеевич…