Конкретику про бизнес я не писала с августа или сентября... Этой статьей закрою вопросы, да и сама подведу некоторую черту. Чтобы зафиксировать, с чем идем в 2025, включая что в голове, мысли, планы.
Мне стало тяжело и неинтересно писать статьи про бизнес. Думала почему...
Ну ответ на поверхности: сложности в семейном деле длятся и длятся. Приятно же писать об успешном успехе, а не публично признаваться в неудачах.
Но есть и второй момент. И он стал мне очевиден этим летом.
"Не по Сеньке шапка"
Я не предприниматель по натуре, сложно переношу хаос, неопределенность и риск. Зря я в это так глубоко влезла... Но это вообще на сейчас такой итог моей карьеры.
Я смело меняла отрасли, специфику компаний и должности. Легко ушла из ИТ-сферы... и сейчас об этом жалею, потому что в ней высокие зарплаты 🤩
Но с другой стороны, тогда это все оправдывалось (меня звали в новые проекты на растущие должности и зарплаты, и я шла). А в бизнесе мужа я оказалась, потому что в тот момент это была лучшая возможность работать удаленно на полставки и заниматься маленькими детьми. И действительно, это было лучшее время 💖
А вот когда начались трудности - зря "полезла" в управленческий уровень. У нас несколько компаний, в одной из них я сейчас собственник и директор, и знали бы вы, как меня это тяготит... Не вывожу... По характеру я гиперответственна, и много беру на себя, в итоге трудоголю и постоянно переживаю.
Так что на 2025 год у меня личный план: окончательно определиться с профилем своей работы, работать в рамках, обрести баланс в работе / отдых, а еще выйти на соответствующий уровень оплаты своего труда (сейчас низкий).
К сожалению, ведение блога на Дзене долго во мне поддерживало "ложный" настрой. Что надо мне еще побольше чего-то этакого сделать ("подвига"), что я отвечаю за это, что я должна...
Поэтому летом, когда я стала отчетливо это понимать (а предвестники были еще год назад, вот такая я медленная), то стала терять интерес. Мне не хочется думать на управленческом уровне, принимать участие в решениях и писать об этом.
Я приняла себя, что я СПЕЦИАЛИСТ
Мне интересно глубоко разбираться в предметной области, выстраивать свою работу от и до, потом ее шлифовать и совершенствовать. И сейчас в нашей компании я отвечаю за отдельные участки, и работаю с удовольствием.
Поскольку у меня несколько направлений одновременно, то чтобы справляться - пришлось сильно самоорганизоваться, отказаться от неэффективного, а эффективное делать быстро. За 2024 год я сильно прибавила в компетенциях в конкретных предметных областях... Напишу по ним.
Т.е. это МОИ ЛИЧНЫЕ ИТОГИ В РАБОТЕ В 2024 году
(а про бизнес в целом напишу в следующей статье)
Яндекс реклама
Осенью переработала рекламные кампании - по новому типу ЕПК, пришлось разобраться в этом всем, потому что трансформацию Яндекс предложил большую. Поскольку я понимала, что нам нужно, то с помощью менеджера Яндекса "включила" дополнительно тонкие настройки, чтобы показ рекламы шел на 100% нашу аудиторию.
Реклама стала более эффективной, стоимость конверсии в заказ ниже. Пробовала увеличить бюджет вдвое, роста не последовало, вернула на прирост 30%, и сейчас реклама себя отрабатывает.
Технически все сделано профессионально.
Но! Сама реклама в Яндексе, увы, не дает нам достаточного количества заказов в интернет-магазине (у нас длинный цикл сделки и нужны консультации). Возможно, если поднять расход на рекламу в 3-4 раза и оставить на этом расточительном уровне 3-4 месяца (а речь идет о затратах в сотни тысяч рублей), то может и получится создать высокую волну. Не рискнула. Поднимала почти в 2 раза в октябре, но увы, пошел просто "слив" бюджета...
Перестройка яндекс директа осенью шла 2 недели, сейчас анализ статистики и обновление рекламных кампаний делаю по понедельникам за полчаса.
Цены и остатки в интернет-магазине
У нас 30+ поставщиков с номенклатурой 15 тыс позиций. Цены могут измениться в любой момент, у всех поставщиков по-разному, кто дает остатки и цены ежедневно, кто по запросу, цены в евро или фикс в рублях, у кого-то жестко РРЦ (рекомендованные розничные цены), у других опт и ставь свои розничные какие хочешь. А остатки товаров в 1С, меняются ежедневно с приемкой товаров и отгрузкой клиентам.
Отдельно платформа интернет-магазина, связанная с 1С только в одну сторону: происходит выгрузка новых заказов в 1С. Чтобы связать двухсторонним образом и автоматически грузить цены и остатки из 1С на сайт - надо менять платформу интернет-магазина. И мы запустили этот проект перехода еще летом. Но он оказался очень сложным. Первичный переход выявил слишком много ошибок, вынужденно остались на старом сайте и все это время обновляли товары (карточки товаров, характеристики и артикулы) до нужного состояния (включая изменения в 1С). В январе 2025 года выйдем на финальную готовность и, наконец, перейдем на новую платформу. Тогда и начнется более удобная автоматизация.
А пока - с весны, я вместо неожиданно уволившегося специалиста - ручками через Excel - освоила навык работы с базами данных. Объединить таблицы, обновить цены и остатки, выгрузить в интернет-магазин. Честно признаюсь, за это время ПРОКАЧАЛА профессиональные навыки в Excel очень сильно.
Мой максимум в день - обновление 3х поставщиков, идеально делать 1 поставщика в день. Я же не просто делаю, а сразу и удаляю товары, которых больше нет, выделяю ЛИДЕРЫ продаж и передаю их в новости, рассылки и соц-сети, информирую о приходах, убираю немаржинальные товары, даю списки новинок на заведение. За полгода такой регулярной работы мы совместно с маркетологом "вычистили" интернет-магазин на 30% - удалили ненужное и оперативно завели новинки. Ассортимент заметно обновился и это положительно отмечают клиенты. И такой четкий контроль позволяет держать маржу (заработок) в приемлемых значениях.
Работа с ценами происходит всплесками, в ноябре и декабре 2024 с резким ростом курсов валют, а потом их падением было "весело". С мелкими поставщиками, когда товаров до 50 шт - работу отдала маркетологу, проще и быстрее контроль таких товаров делать вообще вручную... Наверное, знающие люди усмехнуться. Ну что делать, мы - малый бизнес. Задача должна быть выполнена, и она делается всеми возможными способами...
Работа на удержание и возврат клиентов
О, это самое вкусное. Делаю емайл и смс-рассылки.
Емайл рассылки "сочиняю" очень давно, тут все удобно придумано и настроено. Отправляю от 1 до 3 рассылок в неделю. Отдача: до 25% читают и до 10% переходят в интернет-магазин, это хорошие показатели. И, конечно, покупают.
Смс-рассылки запустила с октября. Сейчас в декабре уже накопительный эффект. Позволяем себе отправлять максимум 1 смс клиенту в месяц (и то если есть повод), а для этого у меня сегментация, анализ статистики и тп. Сделала супер удобную таблицу в excel, все под контролем, и как же приятно видеть новые заказы после получения смс, чаще всего информируем о поступлениях интересных товаров, о новинках или даем персональные скидки.
По трудоемкости каждая емайл рассылка занимает несколько часов, бывает и до полдня. Работаю совместно с маркетологом (тексты и картинки), сложнее всего продумать идею рассылки, обычно придумываю на пару недель вперед, есть "запасные" идеи. Ну и сезонные темы. "Черную пятницу" отыграли по полной. Сейчас тема новогодних подарков и подарочных сертификатов.
Смс-рассылки отправляю по вторникам и средам, подготовка базы час времени, анализ делаю раз в несколько дней, сбор статистики занимает до пары часов, и также приходится отмечать, кому больше не отправлять (неправильные номера), а это существенная экономия и вычистка базы.
Хотела бы написать, что эта работа дает нам достаточно заказов / продаж. Но опять же нет.
Рост продаж есть, мы видим и рост продаж у постоянных клиентов, и возвращение к нам, кто давно не покупал. Но при этом есть и существенный отток клиентов, т.е. падает количество новых покупателей. Сейчас происходит большая трансформация покупок: уход от независимых магазинов (как мы) в маркетплейсы (напоминаю, что мы работаем в строительной сфере, средний плюс и премиум).
В маркетплейсы мы тоже вышли (ими я не занимаюсь), но там все непросто, продажи начались, но пока совсем небольшие. Это задача на 1 квартал, как нам нарастить продажи в маркетплейсах...
Финансы, контроль бухгалтерии, платежки
Это моя уже историческая задача. Я как представитель собственника (мужа) контролирую наши финансы и денежные потоки.
Тут у меня все давно настроено (есть удобная супер табличка в excel) и продолжает оптимизироваться. Мы на НДС, поэтому у нас и электронный документооборот, и реальные остатки в 1С, и инвентаризации. Закрытие квартала и года это серьезная задача, работаю с бухгалтером в непрерывной связке, также контролирую закупки и распродажи.
Финансы / платежки занимают 1,5-2 часа каждый день, с этого день начинаю - подвожу итоги вчерашнего дня по поступлениям и % выполнения плана и ими заканчиваю - оплачиваю нужное и отмечаю в платежном календаре, а в нем у нас и план, и факт, и все отсрочки и повторяемые платежи. Проще работать, когда денег достаточно. Весь 2024 год мы убытке или еле-еле в нуле, поэтому оборотки катастрофически не хватает, постоянно "кассовые" разрывы. В общем, опять не скучаю.
Из достижений. От того, что есть четкий контроль, ни с одним поставщиком не испортили отношений (хоть и трудно, но платим вовремя или своевременно договариваемся). Наоборот, доверие в канале выросло, у нескольких поставщиков выросли лимиты и мы больше грузим по отсрочке, нас сейчас это дополнительно поддерживает.
В итоге в основном все успеваю
Трудно, тяжело, но успеваю. Думала, что невозможно🔥. Научилась быстро отсекать, быстро делать. И работаю по плану. Понедельник и пятница больше анализ, финансы, планы, отчеты, хвосты. Вторник, среда, четверг приоритет коммерция и интернет-магазин.
И биржа (акции)
Это мое "хобби" последних 2х лет, в дневное время могу поглядывать на котировки Сбербанка. Интересуюсь исключительно им, причем спекулятивно (в долгую не покупаю пока, в виду отсутствия свободных денег).
В 2024 повысила знания. Выработала свою стратегию и дисциплину.
2024 год начала с 76 726р, в месяц делала 1-3 операции (не больше), только покупка и продажа, без шортов, плеч и тп. Год заканчиваю с 90 162₽, а еще выводила несколько раз по 5000р (и каждый раз, зараза, снимал налог с этих сумм😂 ). Ну в общем, доходность точно не считала, что-то за 30% годовых... Это первый год на бирже - и нервы, и радость, и промежуточные подсчеты, и потом "попадание", когда из спекулянта превращаешься в инвестора, и сидишь в убыточной позиции до месяца... Все это я прошла в 2023... Задача на 2024 была по своей стратегии ждать сигналов, покупать и продавать в дисциплине, и прийти к итогу года в плюсе, а также снять часть заработанных денег, чтобы приятно потратить. Все так и получилось.
И представляете, только на днях, догадалась парковать деньги в фонде денежного рынка, чтобы деньги не простаивали, а капал %, пока жду сигнала на вход... Век учись...
Планы 2025
В моих планах в 2025 профессионально обучаться. Но пока так и не решила чему. То ли ИТ (и возвращаться в информационные технологии), то ли финансам и больше работать с деньгами... Маркетинг знаю и умею, но как же надо-е-ел...
Это мои итоги в работе.
Нужна была картинка к статье - фото из поездки младшей дочери в Выксу, на Выксунский металлургический завод, в 8 классе у них уже несколько таких поездок были профориентированными.
Вот и я как та лошадь: "Больше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала". А я и не хочу 😃
-
А про бизнес - что же с нами было за эту осень
а было столько всего проблемного, прям череда форс-мажоров, от нас независящих - об этом напишу в продолжении, части 2...
---
ПРОДОЛЖЕНИЕ НАПИСАНО: