Самарканд - древний город, волшебный сон, солнечный удар... Сюда нас привозит красавец-"Афросиаб" - гордость узбекских железных дорог.
В эпоху Античности Самарканд носил название Афросиаб, а у древних греков и в Риме был известен как Мараканда. После завоевания древнего города Самарканда арабами в XI-XII веках, местные жители, проживающие в центре Афросиаба, были вынуждены отдать свои дома арабам и переселиться на нынешнюю площадь Регистан и ее окрестности. Разрушение Афросиаба монгольским нашествием в начале XIII века окончательно привело к смещению города на новое место. Бойкая, торговая базарная площадь Регистан становится центром "нового" города. Слово«регистан» означает – "место песка". Дело в том,что большой поток воды крупного канала-арыка протекал поперек современного Регистана задолго до становления на этой территории городской жизни. Из-за большого количества песка, скопившегося в канале, этот район получил название "Песчаное место" или Регистан.
Со второй половине XIII века власти города собирали на площади народ для оглашения указов хана, здесь также проводились праздники и сборы армий, уходящих на войны. Да... И земля здесь по-прежнему была усыпана песком, и он впитывал кровь жертв публичных казней, которые совершали на этом месте вплоть до начала XX века. Этот сюжет мы видим на картине Верещагина «Торжествуют» и даже 12 голов на шестах, возвышающиеся над толпой.
Все большие дороги Самарканда вели к Регистану. Здесь всегда царила оживленность, и стоял гул голосов. Вокруг площади располагались торговые ряды, на которых ремесленники и земледельцы продавали свои товары.
В XV в., в период правления Улугбека, было решено оформить Регистан как самую большую и парадную площадь Самарканда. Мирзо Улугбек, приходившийся Тамерлану внуком, стал не только правителем, но и покровителем наук. Он сам имел блестящее образование, прикладывал все силы для развития культуры своей страны. По приказу Улугбека в начале XV века на площади начали возведение первого медресе-высшего учебного заведения. Одновременно в медресе смогло учиться и проживать более сотни студентов. У студентов была даже стипендия, медресе могло себе это позволить, т.к. имело доходы от караван-сарая, расположенного рядом. С северной стороны площади Улугбек возвел караван-сарай, названный Мирзои. И доходы с него действительно были отписаны в пользу медресе. Путники и караваны, остановившись здесь, могли получить кров и защиту себе и своего товара. Здесь можно было узнать новости, встретиться с купцами из других стран и городов. Спустя четыре года после строительства караван-сарая Улугбек на площади строит ханаку– общежитие богоискателей-дервишей.
Обживание площади продолжается и в XVI - XVII вв. В это время в северной и восточной частях Регистана создаются торгово-ремесленные кварталы. Медресе Улугбека находилось на Регистане в одиночестве более двух столетий. Но в 17в. бухарский наместник в Самарканде с труднопроизносимым именем Ялангтуш Бахадур, то есть "Богатырь с открытой грудью", отдал распоряжение дополнить архитектурный ансамбль площади еще двумя учебными заведениями. На месте пришедшей в упадок ханаки Улугбека строится медресе Шер-дор (1619-1636 гг.), а взамен караван-сарая Мирзои – медресе-мечеть Тилля-кори (1646-1660 гг.).
В конце XVII в. постоянные междоусобицы и набеги кочевников довели цветущую область Зеравшана до печального состояния. Город переживал кризис: столицу ханства перенесли в Бухару и Великий шелковый путь перестал проходить через Самарканд. Деятельность всех трех медресе, как и самой площади Регистан стала замирать. По словам современника, в самом начале XVIII в. в помещениях опустевшего медресе Улугбека никого не оставалось, кроме обитателей развалин- филина и совы.
Однако в 70-х годах XVIII в. Шах Мурад бий, будучи наследником престола и правителем Самарканда, принял горячее участие в заселении и восстановлении жизни города и, в частности, самаркандских медресе. И вновь закипела жизнь на Регистане: здесь снова появились многочисленные мелкие лавки и строения. В 70-х годах ХIХ в. вид площади Регистан изменился. Пожар, произошедший в конце 1868 года уничтожил все многочисленные торговые лавочки на площади. Их было запрещено восстанавливать. В 1875 году Регистан окончательно привели в порядок, выровняли и замостили. Он, как и раньше, стал центром города.
Советская власть прекращает деятельность всех медресе как духовных школ. К этому времени сооружения претерпели много разрушающих факторов- и землетрясения и неблагоприятные погодные условия. Большая часть облицовки стен и расписной декор были утрачены. Советское правительство отдало распоряжение отреставрировать весь Регистан и присвоить ему статус значимого исторического памятника на Великом Шелковом пути.
Говорят, что все дороги ведут в Рим. А в Самарканде все дороги ведут к Регистану. К площади сходятся шесть радиальных улиц. И по одной из них мы пойдем к Регистану, чтобы побывать во всех трех медресе и познакомится с ними поближе.
Медресе Улугбека, великого учёного внука Тамерлана, построили самым первым - в 1417-1420 годы. Автором проекта считается придворный зодчий Шахруха, отца Улугбека, Кавамаддин Шерази, автор знаменитых ансамблей в Герате и медресе в Харгерде. Его возведение заняло всего три года.
При жизни выдающегося ученого, медресе было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Так, например, курс астрономии читал астроном Казы-заде Руми. И сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Студенту, проучившемуся в медресе не менее 15-16 лет, полностью освоившему предметы по его программе и сумевшему продемонстрировать свои знания на экзаменах, выдавалось свидетельство об окончании. Здесь слушал лекции основоположник узбекской классической литературы Алишер Навои, учился Абдурахман Джами-знаменитый поэт, учёный и философ. В закрытом квадратном дворе находятся мечеть, лекционные комнаты и кельи учеников-48 худжр, где жили студенты. Каждая из худжр разделена на две комнаты - для двух человек.
Во внутреннем дворе медресе есть солнечные часы -«средневековый гаджет» Это настоящие солнечные часы по образцу древних экземпляров. «Который час по солнцу?»- спросите вы и путем определенных вычислений и шпаргалочки узнаете ответ. Если,конечно,у вас будет на это время...
Медресе Улугбека в архитектурном отношении - классический образец этого рода высших учебных заведений мусульманского Востока.
К площади медресе обращено оригинальным порталом со стрельчатой аркой.
Портал украшен орнаментом из пятиконечных и десятиконечных звезд, изображающих стилизованное звездное небо. Звездное небо — дань увлечению Улугбека астрономией.
Боковые фасады и минареты облицованы изразцовой мозаикой в виде узоров «ислими» и "гирих" . Термином "ислими" обозначают разновидность цветочно-растительного орнамента, а "гирих"- когда орнамент строится из геометрических элементов.
Конечно,то что мы видим сейчас-это огромная работа прежде всего реставраторов. В начале XX в. все здания Регистана были в плачевном состоянии. И, поскольку в статье использованы фотографии Прокудина-Горского,несколько слов об авторе этих цветных фото. Сергей Михайлович, можно сказать, был фотографом при Николае II,который финансировал его поездки по Российской империи и фотоальбомы. Используя специальную фотокамеру для производства трех черно-белых снимков, Прокудин-Горский и затем совмещал красный, зеленый и синий цветофильтр, чтобы в итоге создать первые цветные фотографии в мире такого качества. В 1911г. он приехал в Самарканд,чтобы сфотографировать солнечное затмение,но с затмением не сложилось. Но поездка не была напрасной, остались уникальные снимки,которые Прокудин-Горский сделал бродя по улицам Бухары и Самарканда. В 1918 году Прокудин-Горский эмигрировал во Францию и умер там в 1944г.14 альбомов и почти 2 тысячи снимков Прокудина-Горского, наследники нашли на парижском чердаке и продали властям США в 1948 году. Более 200 фото, которые фотограф сделал в Центральной Азии хранятся теперь в библиотеке Конгресса США.
А мы продолжим бродить по медресе Улугбека... Из каждого угла прямоугольного ансамбля в небо устремляются минареты. Всего их четыре,но два из них,с задней стороны медресе, в усеченном состоянии. Они были разрушены землетрясением примерно в XVIII веке.
Высота сохранившихся минаретов свыше 30 метров. Минарет штука вообще довольно неустойчивая. В 1920 году Северо-восточный минарет отклонился. Его вершина сместилась на 1,8 метра. Вот-вот могла рухнуть громадина тридцати двух метровой высоты. Заволновался весь Самарканд. Как спасти эту красоту, как предупредить падение высоченного минарета, украшенного дивными изразцами? По выпрямлению минарета предлагали несколько проектов. По одному наиболее радикальному планировалось совсем разобрать минарет и восстановить по новой. А второй проект архитектора М.Ф. Мауэра был в том, «чтобы "оторвать" минарет от здания, качнуть его, выпрямить и опустить на свое место. Помог осуществить этот проект знаменитый архитектор и инженер Шухов, которому тогда было уже 79 лет. Благодаря смелости идеи, точности до миллиметра расчётов В.Г. Шухова был спасён исторический памятник средневекового зодчества. В 1932 году состоялось выпрямление «падающего минарета». Это был беспрецедентный случай в инженерной практике.
Отклонялся и Юго-восточный минарет. В 1965 году по проекту инженера Гренделя минарет был выпрямлен.
В здании медресе-музей во славу Улугбека. Ну,а кого еще? Улугбек нас встречает и приглашает познакомиться с историей высшего образования Самарканда с древнейших времён до наших дней.
С медресе Улугбека ведет свой отсчет глобальная застройка Регистана, принесшая Самарканду всемирную известность и место в списке достопримечательностей ЮНЕСКО. А мы, познакомившись с медресе Улугбека,пойдем смотреть медресе Шер Дор.
Медресе Шердор - зеркальное отражение медресе Улугбека. Это архитектурный приём "кош". "Когда красавица смотрится в зеркало, красавиц становится двое". Главную роль в окончательном формировании архитектурного комплекса Регистана принадлежит Ялангтушу Бахадуру. Ялангтуш Бахадур-военачальник, ловкий политик, энергичный наместник бухарских ханов в Самарканде. Видимо слава Тимура не давала Ялангтушу покоя и он постарался ни в чем не уступить великим предкам - ни в пышности, ни в масштабах сооружения. По его приказу, на месте, где ранее находилась ханака Улугбека, уже представлявшая собой в XVII веке громадную руину, начинается строительство большого медресе «Ялангтуша», позднее переименованного в Шер-Дор, что в переводе означает «декорированное львами».
У медресе Шер-Дор очень запоминается портал: вверху в углах изображены два хищника- странный гибрид - тигры с львиной гривой, на спинах которых находится солнечный диск. Они охотятся на лань или джейрана. У Солнца почему-то раскосые миндалевидные глаза. Но именно этот нереальный художественный сюжет очень узнаваем и является брендом Самарканда. Ислам не разрешает изображать ни людей, ни животных, а тут прям какой-то художественный произвол.
Здание строилось 17 лет (1619 - 1636 г.г.) и проводилось под руководством архитектора Абдул Джаббара. Зодчий взялся за довольно-таки непростую задачу — повторить медресе Улугбека. Почти те же размеры, та же схема портала со стрельчатыми сводами, стройные минареты, стены над которыми поднимаются рубчатые купола. За два века между стройками уровень площади поднялся примерно на два метра, медресе Улугбека частично ушло под землю, пришлось высоту Шер- Дор настолько же уменьшать, чтобы по высоте медресе смотрелись одинаково. И минаретов у Шер-Дора всего два, а не четыре. Медресе было возведено частично с использованием стройматериалов разобранного здания. Некоторое нарушение пропорций в будущем спровоцировало разрушение основного купола. К XX веку этот ансамбль на площади Регистан требовал масштабных восстановительных работ.
Стены медресе испещрены цитатами из Корана. Мозаика, глазурованный кирпич, яркая бирюза куполов не может никого оставить равнодушным.
Слева от входа в медресе Шер-Дора-небольшая могилка. Раньше экскурсоводы говорили,что там покоится некий мясник, который бесплатно кормил рабочих во время строительства медресе Шер-Дор, а строилось оно около 16 лет. Взамен он просил быть похороненным здесь и честно заработал себе место на Регистане. Но сейчас выяснилось,что могила была здесь ещё до строительства. А что? Хорошая была легенда...
Внутри сейчас-ковровая лавка.
Ну,теперь мы никогда не перепутаем медресе Улугбека и медресе Шер-Дор. Давайте пойдем посмотрим медресе и мечеть Тилля-Кари-третье здание,которое окончательно сформировало замечательный ансамбль Регистана. Медресе Тилля-Кари построили самым последним - в 1646-1660 годы.
Закончив строительство медресе Шер-Дор, Ялангтуш-Бахадур десятью годами позже начал сооружение медресе-мечети, которое в дальнейшем получило название Тилля-Кари. На момент строительства медресе в Самарканде были разрушены две соборные мечети, и потому правитель Самарканда Бахадур решил возвести под одной крышей мечеть и духовное училище. Ансамбль возвели на месте караван-сарая Улугбека. Как и в случае медресе Шер-Дор, для возведения Тилля-Кари использовались материалы предыдущего знания. Архитекторы работали над Тилля-Кари около 14 лет, закончив здание только после смерти правителя. По мнению зодчего, новое медресе не должно было становиться еще одной копией уже существующих зданий. Двух вполне достаточно. Он растянул фасад таким образом, чтобы получилось зрительно замкнутое пространство. Тилля-Кари воспринимается как достойный фон двум расположенным друг против друга медресе. В сравнении с ними, оно выглядит более скромно. Но только снаружи: главной его особенностью является внутреннее убранство.
Обилие позолоты в интерьере мечети и определило название медресе - Тилля-Кари, что означает "Покрытое золотом". Главная ценность - ослепительная золотая мечеть. Все здесь должно было поражать роскошью и богатством. В свое время позолотой были покрыты и специальная молитвенная ниша-михраб, и возвышение для имама — минбар.
Согласно историческим источникам, на потраченное золото внутри медресе Тилля-Кари можно было построить большой памятник. Цветы, звёзды, декор - торжество восточной роскоши и достижение средневековой геометрии.
Вы только посмотрите ! Свод, стены, михраб и минбар покрыты позолотой и росписью "кундаль".
Это точно самый роскошный интерьер средневековой мечети. В 1979 году здесь была завершена работа по восстановлению золоченой росписи.
Здесь же, в Тилля-Кари, работает небольшой музей, в котором можно увидеть старые фотографии площади Регистан и узнать всё о майолике и мозаике, украшающей памятники Самарканда.
После наступления темноты на площади "Регистан" проводится световое и лазерное шоу, рассказывающее об истории Узбекистана. При этом фасад медресе Тилля-Кари используется в качестве экрана, на который проецируются изображения.
Мы увидели визитную карточку города- площадь Регистан и отправляемся к следующей достопримечательности Самарканда...