Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

Чем занимались жёны вахтовиков, пока те вкалывали на буровой

«Только на Крайний Север, причём самый!» - заявил в конце 1960-х студент Тюменского индустриального института, когда комиссия по распределению выпускников спросила, куда бы он хотел отправиться. Его желание исполнилось – в 1970 году он и его супруга, оба геофизики, отправились в посёлок Мыс Каменный. Вскоре женщина прочувствовала на себе все опасности Крайнего Севера. Место, куда прибыли Надежда с супругом, было неизведанным, и людей жило там немного. Поэтому рады были и мужчинам, и женщинам. Всем находили работу как в посёлке, так и на буровой. Жили очень дружно. Пока мужчины пропадали на буровой до позднего вечера, их жёны помогали друг другу с детьми, готовкой, стиркой, вместе мастерили новогодние костюмы. «Причинами выбора места сбора были, например, приготовление рыбного пирога по особому рецепту, необходимость наносить воду на генеральную стирку (вместе помогали заполнять двухсотлитровые бочки водой, которую по определённым дням привозила водовозка), «курсы» по вязке тёплых брюк
Оглавление

«Только на Крайний Север, причём самый!» - заявил в конце 1960-х студент Тюменского индустриального института, когда комиссия по распределению выпускников спросила, куда бы он хотел отправиться. Его желание исполнилось – в 1970 году он и его супруга, оба геофизики, отправились в посёлок Мыс Каменный. Вскоре женщина прочувствовала на себе все опасности Крайнего Севера.

Изображение сгенерировано при помощи ИИ
Изображение сгенерировано при помощи ИИ

«Царапала снег и лёд руками, ногами, головой»

Место, куда прибыли Надежда с супругом, было неизведанным, и людей жило там немного. Поэтому рады были и мужчинам, и женщинам. Всем находили работу как в посёлке, так и на буровой. Жили очень дружно. Пока мужчины пропадали на буровой до позднего вечера, их жёны помогали друг другу с детьми, готовкой, стиркой, вместе мастерили новогодние костюмы.

«Причинами выбора места сбора были, например, приготовление рыбного пирога по особому рецепту, необходимость наносить воду на генеральную стирку (вместе помогали заполнять двухсотлитровые бочки водой, которую по определённым дням привозила водовозка), «курсы» по вязке тёплых брюк и свитеров ребёнку и многое-многое другое», - вспоминает Надежда.

Домашние заботы вахтовичка вспоминает с теплом. Однако стоило выйти за порог, как начинались приключения – иногда на грани жизни и смерти.

Однажды утром Надежда вышла из дома с трёхлетним ребёнком. В тот день стоял сильнейший ветер, но погодные условия никак не влияли на работу, поэтому и детей приходилось отводить в детский сад. Только мама с малышом оказались на улице, как его вырвало из рук. Сын стремительно покатился в тундру – женщина бросилась за ним. Но не тут-то было.

«Меня, ринувшуюся следом, ветер, наоборот, отшвырнул вбок и крепко прижал к стене дома. Тогда я догадалась сползти на снег и стала по еле заметным уже следам также катиться, царапая снег и лёд руками, ногами, головой. Догнала! Схватила своё сокровище, и мы каким-то образом ползком и на четвереньках вернулись назад».

Если встанет котельная, не выживет никто

На её памяти это единственный день, когда пришлось прогулять работу. Домой женщина вернулась в ссадинах и порезал, от стресса трясся каждый миллиметр тела. Сын тот случай не запомнил. Зато в его голове отложилось, как взрослые в панике с криками бежали тушить загоревшуюся электростанцию. Ведь каждый понимал: если в такие морозы и ветер встанет котельная, не выживет никто.

В таких суровых условиях приходилось в первую очередь заботиться о тепле. Поэтому при выходе наружу закутывали и себя, и детей. Малыши были похожи на пухово-меховых колобков, которые, находясь на руках у матерей, защищали их от обжигающего встречного ветра. Но были и те, кто прибыл на Север недавно и не понимал, насколько здесь всё серьёзно. И сталкивались с неприятными последствиями.

«Одна наша неискушённая Севером девушка решила похвастаться своим новым зимним пальто, довольно тёплым, но только не по меркам Заполярья. Из садика она пришла с обмороженным животом – это место ребёнок не защищал!»

Со спины подкрался белый медведь

Но не только климатом страшен Крайний Север. В один из дней до Надежды дошла информация, что в посёлке авиаторов, расположенном в нескольких километрах от посёлка геологов, продают сгущённое молоко по 5 банок на человека. Тогда это был большой дефицит, поэтому она, не раздумывая, отправилась пешком за товаром. Погода стояла хорошая, так что можно было спокойно прогуляться.

«На обратном пути иду себе, помахиваю голубыми жестяными баночками в авоське и вдруг чувствую опасность и холод за спиной. Оборачиваюсь – вижу, что огромный белый медведь также неспешно идёт за мной по дороге. Авоська с банками падает на снег, а ноги предательски начинают подкашиваться. Бежать нельзя – догонит по-любому! Что делать?»

Женщина стала спешно продвигаться вперёд, ускоряя темп. Старалась не делать резких движений, чтобы не спровоцировать зверя. Обстановка была настолько стрессовой, что Надежда даже забыла про дыхание и начала терять сознание. Оглянулась проверить обстановку – и обомлела. Медведь уселся на снег и стал высасывать сгущёнку, предварительно прокалывая банки когтями.

Пока дикое животное было отвлечено добытым лакомством, вахтовичка собрала последние силы и ринулась бежать. С тех пор она вспоминает этот случай как очередную забавную историю, коих на Севере было немало.

Источник: народный журнал «Северяне», №4/2019, «Девчата 70-й широты»

Читайте также:

Подписывайтесь на канал, чтобы узнавать больше нового о Крайнем Севере!