"Еретик" - триллер-спор от режиссерского дуэта Скотта Бека и Брайана Вудса с Хью Грантом, Хлоей Ист и Софи Тэтчер.
Сюжет без спойлеров
Экзальтированный и погруженный в свои мысли о религиях господин Рид (Хью Грант) в ненастный вечер принимает у себя двух юных миссионерш от Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), но попытка убедить Рида вступить в их ряды оборачивается для гостей странным и порой жестоким спором об истинной вере и сути религии.
У "Еретика" есть ряд достоинств.
Во-первых, постановка.
У фильма крепкая клаустрофобная атмосфера с искаженными пространствами, которые объяснены необычной геометрией самого места действия. Некоторые монтажные решения приятные, например, переход от макета к реальности. Цветокоррекция создает мрачный, слабый и желтый электрический фон, который противоречиво дает нездоровое тепло кадру на контрасте с ночью непогоды за окном и сырым мраком некоторых помещений в доме.
Во-вторых, Хью Грант.
Хотя я и не являюсь фанатом его творчества, Хью Грант в свои 64 года закономерно расширяет актерские просторы, уходя в амплуа злодея. В "Еретике" у него хорошо получилось показать надорванного интеллектуала, который застыл в триумфе логичного, по его собственному разумению, философского конструкта. За эту роль Хью Грант получил множество номинаций, включая и Золотой Глобус.
В-третьих, отдельные сценарные решения.
Несмотря на то, что фильм скудно расписал самих персонажей, отчего у меня не возникло желание им сопереживать, кинолента структурно иллюстрирует неплохие дебаты на тему религии. Кроме того, мне понравилось, что героини, с самого начала заподозрив неладное, пытались найти выход, перебирая очевидные, но разумные решения.
Фильм мне понравился и показался интересным для обсуждения.
Как я вижу, в последние годы наблюдается кризис веры. У людей все больше информации в доступе, некоторые религиозные догмы кажутся устаревшими, а истории, подкрепляющие эти догмы, культурологически оказываются далекими от современного человека.
Персонаж Хью Гранта воплощает человека, который воспользовался доступом к знаниям, и на личный (видимо) кризис веры ответил циничной критикой в сторону религии как института. У него хватает модных слов в лексиконе в духе "итерация" и некоторой эрудированности, чтобы из огромного винегрета знаний вывести один тезис про то, что религия - это опиум для народа, инструмент контроля населения. Хотя есть вопросы к адекватности приведенных им аргументов. И он выбрал себе весьма слабых оппонентов - юных девушек, что ходят по домам и вступают в религиозную дискуссию с разными людьми, пытаясь обратить их в свою веру. Выбрал он их, видимо, потому, что те сами "напросились": вы будете переубеждать меня, а я сам вас смогу переубедить. Спор о религии, раз уж это кино, приобрел весьма экзальтированные обороты.
Так кто же еретик в "Еретике"?
Давайте сначала определимся с понятиями. Если обратиться к Полному православному богословско-энциклопедическому словарю, то "ересь, еретик – ученье (и последователь его), противное точной церковной догматике". Схожее по духу определение дает и словарь Ожегова: ересь (в христианстве) - вероучение, отклонившееся от господствующих религиозных догматов.
На первый взгляд кажется, что еретик в фильме один - и это господин Рид.
Если приглядеться к нему повнимательнее, то можно заметить, что герой Хью Гранта - это разбитый человек, которому очень сильно нужна вера и утешение, но он не может их получить. Он сам себе отказал в этом. Его дом похож на церковь и завален книгами по религии и философии. Но дом этот весь искаженный, перекрученный с ненужными препятствиями и рычагами управления, которые не подстраховывают жителей дома, а скорее усложняют бытие.
Можно вспомнить, что господин Рид признается, что дом спроектировала моя жена. А где жена? Может, это она его так преобразила, раз он заперт в квазицеркви с одной и той же мыслью в одиночестве и с маниакальными и социопатическими наклонностями. А может, она была одной из первых "бабушек из погреба"? Сценарий об этом умалчивает.
Отклонился ли Рид в своих поисках от догматов? Скорее нет. Он лишь совершил довольно жалкую попытку показать, что некоторые элементы религии являются манипуляцией. Как ни странно, он о сути веры не спорил, поэтому неизвестно, является ли он еретиком и по отношению к какой именно догме.
А теперь перейдем к главной героине - сестре Пэкстон в исполнении Хлои Ист.
Она на старте фильма напоминает людей, которые верят в то, что "что-то есть". Она не определилась точно с тем, что это "что-то", у нее есть запрос на веру, а пока предпочитает последовать за готовой формой. Ее "волшебные панталоны" и есть воплощение этой формы. Она надевает регламентированную одежду, но не чувствует сама сути и пытается вести себя правильно.
Жуткие испытания, предложенные Ридом, оживили ее чувство веры и активизировали размышления и наблюдательность. Последняя треть-четверть фильма - это быстрые реакции героини на информационные вбросы со стороны. Повествование создает неординарные обстоятельства, при которых она принимает решения спонтанно и быстро, находясь на грани гибели, а ее решения искренни.
Остается ли она при своей вере или она еретик?
На первый взгляд, она остается при своей вере. Она сопереживает узницам Рида, сила молитвы для нее становится в прямом смысле спасительна, а ее наивная концепция про "бабочку на пальцах" оживает лично для нее, принося ей спасение. С учетом концовки "Еретик" - это фильм о сестре Пэкстон, которая проверяет свои заученные и непрочувствованные лично истины на прочность.
Если посмотреть внимательнее, то она в процессе испытаний приходит к своей религии и сама становится еретиком. Вряд ли ее община одобрила, что она почти сразу отказалась от своей веры, выбрав дверь "неверья", лишь бы спастись. Не думаю, что ее соратники по организации считают, как и она, что молитва бесполезна. Не уверена, что мормоны допускают переселение душ в целом и в бабочек в частности. Поэтому можно утверждать, что она отступила от догм своей церкви, а следовательно, является еретиком.
"Еретик" - это кино не о силе веры (как мне сначала показалось), а поиске новых, своих религий, основанных на переосмыслении догм. Главное (по фильму), чтобы они, эти новые и свои религии, были прочувствованы и субъективно приносили облегчение и позволяли выжить. Недаром в конце фильма героине приходит на телефон оповещение о церковной службе, на которую она скорее всего не придет.
И это изобретение своих религий, своих смыслов - тоже очень интересная тема для обсуждения.
Постскриптум
Если говорить именно о силе веры, то мне на эту тему нравится фильм М. Найт Шьямалана "Знаки" родом из 2002 года. Главный герой разочарованный священник "в отставке" (Мэл Гибсон) на отдаленной ферме, овдовев, тянет на себе семью как может. На фоне сверхъестественной и гиперопасной ситуации он соединяется со своей верой, только очень тонко.
"Еретик" - это крепкий клаустрофобный триллер с очень выразительным Хью Грантом. Кинолента экранизирует спор о религии: между теми, кто считает, что религия нужна как инструмент контроля, и теми, кто ищет в ней силы, чтобы жить. Чего этому фильму не хватило, как по мне, так это душевности (глубины переживания), но это мешает киноленте быть хорошим произведением, о котором и после просмотра которого можно интересно поговорить.