Найти в Дзене
KOLBIN REVIEW

Motorola: история краха компании, выпустившей первый сотовый телефон

Оглавление

В мире технологий редко можно встретить такую захватывающую историю взлета и падения, как судьба Motorola. От первых радиоприемников до революционных мобильных телефонов, эта компания была не просто участником технологической гонки - она была её пионером и движущей силой. Так что же случилось? Обо всем по порядку.

Как появилась компания Motorola

Будущий основатель Motorola Пол Галвин родился в 1895 году в городе Гарвард. С ранних лет он проявлял предпринимательские способности, продавая бутерброды и мороженое на вокзале, причем делал это без лицензии, скрываясь от властей. В 1914 году Галвин поступил на службу в армию артиллеристом и участвовал в Первой мировой войне. После возвращения он окончил технологический факультет в Иллинойсе.

В 1920 году Пол устроился на чикагский завод, производивший аккумуляторы. Работа по найму его не привлекала, и уже через год он со школьным другом создал собственную компанию по производству аккумуляторов и батареек. Предприятие просуществовало всего два года и было закрыто правительством из-за неуплаты крупной суммы налогов. Через три года Галвин предпринял вторую попытку в том же направлении, но и этот бизнес не выдержал конкуренции на развивающемся рынке электроэнергии.

Однако неудачи не сломили предпринимателя. На аукционе, где распродавалось имущество его компании, Галвин за 750 долларов выкупил оборудование для производства сетевых источников питания. В 1928 году вместе с братом Джозефом, вложившим 565 долларов, он основал компанию Galvin Manufacturing с первоначальным штатом всего в пять человек. Время для старта оказалось непростым – началась Великая депрессия.

Пол Галвин и Джозеф Галвин
Пол Галвин и Джозеф Галвин

Поворотный момент наступил, когда один из инженеров предложил заняться производством автомобильных радиоприемников. Поначалу Галвин отнесся к идее скептически, полагая, что радио будет мешать водителю. Но увидев объявление о продаже переделанного автомобильного радиоприемника за 250 долларов (почти треть стоимости самого автомобиля), он осознал потенциал рынка.

В 1930 году компания представила свой первый радиоприемник под брендом Motorola стоимостью всего 110 долларов. Название объединило слово "motor" и популярный в то время суффикс "ola", использовавшийся для звукового оборудования. Несмотря на некоторые начальные проблемы (известен случай возгорания одного из первых приемников), продукт оказался успешным. Галвин создал собственную сеть продавцов и активно инвестировал в рекламу.

К концу 1930-х годов компания начала производство полицейских раций, а с началом Второй мировой войны сосредоточилась на военных разработках. В 1940 году была представлена революционная SCR-536 (Handie-Talkie) – первая рация весом 2,3 кг, которую можно было держать в одной руке. За ней последовала более мощная SCR-300 (Walkie-Talkie) весом 17,3 кг, ставшая стандартом военной связи.

-3

В 1947 году компания была переименована в Motorola, а управление перешло к новому поколению – сыну основателя Роберту Галвину. Он начал карьеру в компании в 16 лет с должности кладовщика и прошел путь до президента. В конце 1940-х компания совершила прорыв на рынке телевизоров, выпустив модель Golden View по революционной цене 180 долларов при средней цене конкурентов около 300 долларов.

Параллельно компания укрепляла позиции на автомобильном рынке. После приобретения убыточной Detrola, имевшей контракты с Ford, Motorola получила возможность устанавливать свои радиоприемники на 50% автомобилей Ford и Chrysler. К середине 1950-х добавился контракт с American Motors.

В 1955 году появился знаменитый логотип Motorola в форме стилизованной буквы "М", созданный чикагским дизайнером Мортоном Голдшоллом. В том же году компания вышла на рынок транзисторов, открыв завод в Аризоне, что заложило основу для будущего развития в сфере электроники.

Эпоха инноваций

-4

В 1960-е годы Motorola начала активную международную экспансию. Производство вышло за пределы США с открытием завода в Мексике. К этому времени компания уже работала в восьми странах, включая Японию, которую рассматривала как плацдарм для выхода на азиатские рынки. В 1961 году открылся японский офис, а в 1968 году было запущено направление Motorola Semiconductor Japan для производства полупроводников и интегральных схем.

Компания продолжала технологические прорывы в разных направлениях. В 1962 году была выпущена транзисторная портативная радиостанция HT-200 весом всего 932 грамма. В 1966 году появился самый маленький в мире портативный телевизионный приемник Tiny Tim TV, работавший от четырех пальчиковых батареек. Еще более значимым достижением стало участие в космической программе США - именно через оборудование Motorola были переданы знаменитые первые слова Нила Армстронга с Луны: "Один маленький шаг для человека, один гигантский прыжок для человечества".

1972 год ознаменовался появлением мобильной системы передачи данных MODAT, позволявшей обмениваться информацией между водителем автомобиля и компьютером. Система нашла широкое применение в полиции и транспортных компаниях. Тогда же Motorola разработала первую цифровую технологию шифрования голоса Digital Voice Protection (DVP), быстро взятую на вооружение спецслужбами США.

В 1973 Motorola выпустила первый сотовый телефон . Важнейшим этапом стал выход на рынок процессоров. В 1974 году компания представила Motorola 6800 с тактовой частотой 2 МГц и 78 операциями. В 1979 году появился еще более успешный Motorola 68000, который использовался в компьютерах Macintosh и успешно конкурировал с продукцией Intel. Однако победа IBM в войне персональных компьютеров, сделавшей ставку на процессоры Intel, впоследствии значительно сократила долю Motorola на этом рынке.

Первый сотовый телефон

Но вернемся к истории мобильной телефонии Motorola, которая началась с Мартина Купера, пришедшего в компанию в 1957 году. Уже через десять лет он создал портативную радиосистему для полиции Чикаго, а в начале 1970-х возглавил подразделение систем связи компании.

Исторический звонок
Исторический звонок

Разработка первого мобильного телефона началась в ноябре 1972 года. Задача была сложной - требовалось уменьшить 15-килограммовую автомобильную систему связи до размеров портативного устройства. К весне 1973 года появился прототип Motorola DynaTAC весом 1,1 кг и длиной около 30 см.

3 апреля 1973 года Купер совершил первый в истории звонок с портативного сотового телефона на улицах Манхэттена. Символично, что он позвонил своему главному конкуренту - руководителю Bell Labs Джоэлу Энгелю. Этот звонок стал поворотным моментом в истории телекоммуникаций, хотя до появления коммерческой версии телефона пришлось ждать еще десять лет.

Motorola DynaTAC 8000X
Motorola DynaTAC 8000X

После вложения около 100 миллионов долларов в разработку, в 1983 году появился первый коммерческий мобильный телефон - Motorola DynaTAC 8000X. Устройство высотой 33 сантиметра и весом около 900 граммов было оснащено выдвижной антенной и монохромным дисплеем. Батарея обеспечивала 30 минут разговора после 10 часов зарядки. Память позволяла хранить до 30 телефонных номеров. При цене около 4000 долларов телефон стал символом статуса и роскоши.

-7

В конце 1980-х Motorola решила сократить линейку потребительских брендов и сосредоточиться на беспроводной связи и компьютерах. Поэтому была проведена реструктуризация бизнеса. Было продано подразделение Quasar, выпускавшее телевизоры, а за 253 миллиона долларов приобретена компания Four-Phase Systems, производитель компьютеров и терминалов. Хотя это приобретение впоследствии принесло убытки около 200 миллионов долларов, оно отражало стремление компании к диверсификации бизнеса.

В 1989 году компания представила MicroTAC 9800X - первый компактный сотовый телефон с дисплеем для отображения номера. Устройство стоимостью 3500 долларов стало революционным - это была первая "раскладушка", хотя технически у нее был только откидной микрофон (флип). Телефон легко помещался в карман, что было невероятным достижением для того времени.

Золотой век и первые проблемы

-8

В начале 1990-х годов Motorola достигла пика своего могущества. Компания контролировала 85% мировых продаж мобильных телефонов и доминировала на рынке пейджеров. К этому времени у руля компании стоял уже третий представитель династии Галвиных - Кристофер, который пришел на смену Джорджу Фишеру и Гэри Тукеру.

Главным достижением этого периода стал выпуск в 1996 году революционного StarTAC - первой настоящей раскладушки в истории мобильных телефонов. Этот телефон задал новые стандарты дизайна и функциональности, укрепив лидерство Motorola на рынке.

Однако в это же время начали проявляться первые признаки будущих проблем. Nokia стремительно набирала обороты, предлагая все более совершенные цифровые телефоны. Финская компания раньше других поняла, что мобильные телефоны становятся важной частью повседневной жизни и должны предлагать разнообразные функции помимо звонков. Также появился еще один серьезный конкурент - Samsung, который активно развивался на азиатском рынке.

Кроме того, компания Palm вышла на рынок со своими карманными компьютерами (КПК), создавая новую категорию мобильных устройств. Но руководство Motorola, опьяненное успехом, не спешило с выпуском цифровых телефонов.Вместо развития перспективных направлений мобильной связи компания сделала рискованную ставку на проект спутниковой связи Iridium. У Motorola было достаточно денег для любых начинаний, но эти ресурсы оказались направлены не туда. Компания продолжала делать ставку на проверенные технологии и не спешила с инновациями, что постепенно приводило к технологическому отставанию от конкурентов.

Проект Iridium

-9

В конце 1980-х годов Motorola задумала амбициозный проект спутниковой связи Iridium, который должен был обеспечить глобальное покрытие и принести компании постоянный доход от абонентской платы. Проект предполагал размещение группы из 77 спутников на низкой орбите Земли, что должно было обеспечить минимальные задержки сигнала и позволить использовать компактные телефоны.

В 1991 году проект официально стартовал. Motorola учредила отдельную компанию Iridium LLC, вложив в нее 400 миллионов долларов в обмен на 25% акций и места в совете директоров. Однако общая стоимость проекта оценивалась более чем в 5 миллиардов долларов. Хотя в проект вложились и другие компании, Motorola внесла большую часть средств. Более того, она выступила поручителем по кредитам Iridium на сумму 750 миллионов долларов, с возможностью взять дополнительный кредит на 350 миллионов.

Разработка заняла семь лет, с 1991 по 1998 год. К моменту запуска выяснилось, что у компании нет четкого плана монетизации и даже рекламной стратегии. Срочно организованная рекламная кампания обошлась Motorola еще в 180 миллионов долларов.

Когда система наконец заработала, обнаружились серьезные проблемы. Телефоны стоили 3000 долларов, минута разговора обходилась в 3-8 долларов. Устройства были размером с кирпич и требовали особого положения для связи со спутником. В зданиях и движущихся автомобилях связь работала плохо или отсутствовала полностью. В отдаленных районах для подзарядки требовалось специальное оборудование на солнечных батареях.

Результаты оказались катастрофическими. За полгода работы удалось привлечь всего 10 000 абонентов вместо планируемых 500 000 в первый год. Ежемесячные выплаты по кредитам составляли 240 миллионов долларов. 13 августа 1999 года Iridium объявила о банкротстве с долгом в 1,5 миллиарда долларов.

Motorola пыталась продать проект, но покупатели не находились. Главная проблема заключалась в том, что проект, задуманный в конце 1980-х для бизнесменов и путешественников, потерял актуальность к моменту запуска в 1998 году – обычная сотовая связь стала доступной, дешевой и качественной. В конце 1999 года компания объявила себя банкротом.До 2000 года Motorola продолжала поддерживать существование Iridium, теряя огромные ресурсы. В итоге проект удалось продать всего за 25 миллионов долларов.

Ирония судьбы заключается в том, что система Iridium работает до сих пор. В руках новых владельцев, с современными технологиями, проект смог найти свою нишу на рынке спутниковой связи. Однако для Motorola он стал одной из главных причин последующего краха.

Телефон RAZR

-10

В начале 2000-х Motorola оказалась в сложной ситуации. После убыточного 2001 года директор по маркетингу Джеффри Фрост предложил концепцию узконишевых продуктов. Идея создания RAZR V3 появилась в ноябре 2002 года в чикагском дизайн-центре Motorola, где родилась амбициозная цель - создать рекордно тонкий телефон толщиной около 10 миллиметров.

Разработка велась в условиях беспрецедентной секретности. Над проектом работала отдельная команда из 20 инженеров и дизайнеров под руководством Роджера Джелико, ветерана компании с 20-летним стажем. Изначально планировалось представить телефон на церемонии вручения "Оскара" в феврале 2004 года.

Создание телефона столкнулось с множеством технических проблем. Существующие компоненты просто не помещались в желаемые размеры корпуса. Команда была вынуждена идти на компромиссы: установить более простую камеру, разработать новую схему размещения аккумулятора, отказаться от SD-карты. Особым вызовом стала разработка антенны для металлического корпуса - проблему решили, разместив ее в пластиковом "подбородке" телефона.

Есть разные версии о том, как проект воспринимался внутри компании. По одной из них, на внутренних просмотрах модель критиковали и в 2003 году едва не сняли с разработки. По другой, телефон собирал позитивные отклики руководителей, которые не вмешивались в процесс разработки.

В 2004 году, когда генеральным директором стал Эдвард Зандер, RAZR V3 был выпущен на рынок по цене 550 долларо. Фрост разработал специальную стратегию продвижения телефона как премиального продукта. Успех превзошел все ожидания - первая партия в 750 000 устройств была распродана практически моментально. Спрос значительно превышал предложение даже при повышении цены до 600 долларов. Компания срочно увеличила план производства на 2005 год с 2 до 20 миллионов устройств.

Однако руководство Motorola допустило стратегическую ошибку. К концу 2005 года было принято решение снизить цену до 300 долларов для увеличения объема продаж. Фрост выступал против этого решения, предупреждая, что массовая доступность уничтожит премиальный статус модели. Тем не менее, компания продолжила снижать цену, и к концу производства в 2008 году RAZR V3 продавался уже за 130 долларов.

RAZR V3 производился рекордные четыре года. В 2007 году планировалось свернуть производство, но неожиданный рост спроса заставил продолжить выпуск. В угоду успеху этой модели компания закрыла несколько перспективных инновационных проектов, что впоследствии сыграло роковую роль в судьбе Motorola.

Кстати, успех RAZR был настолько значительным, что с 2020 году компания выпускает его современную версию в формате складного смартфона на Android, отдавая дань легендарной модели. Как он вам кстати? Пишите в комментариях свое мнение!

-11

Сотрудничество с Apple и начало конца

В 2004 году, на волне успеха RAZR, произошло событие, которое впоследствии сильно повлияло на судьбу компании - сотрудничество с Apple. Стив Джобс, понимая, что эра отдельных MP3-плееров подходит к концу, искал партнера для создания телефона с функциями iPod. Выбор пал на Motorola - в то время безусловного лидера мобильной индустрии.

Apple не могла самостоятельно создать телефон, и ей нужен был опытный партнер. По условиям сотрудничества Motorola отвечала за железо и дизайн устройства, а Apple должна была адаптировать iTunes для телефона. К проекту также присоединился сотовый оператор Cingular/AT&T, который должен был обеспечивать продажи телефона по цене 250 долларов с двухлетним контрактом.

7 сентября 2005 года состоялась презентация результата этого сотрудничества - телефона ROKR E1. Однако вместо революционного продукта публика увидела обычную Motorola E398 в белом цвете, которая уже год как продавалась на рынке. Устройство имело серьезные ограничения: максимум 100 песен в памяти (даже при наличии карты памяти на 512 МБ), отсутствие Wi-Fi, невозможность загружать музыку через мобильный интернет и запрет на использование песен в качестве рингтонов (если они не были куплены у оператора за 3 доллара).

ROKR E1
ROKR E1

ROKR E1 стал не просто провалом - он вошел в топ-50 худших устройств десятилетия. Motorola потратила огромные средства на рекламу и продвижение, которые не окупились. После этого фиаско сотрудничество компаний прекратилось, а Apple начала разработку собственного телефона - будущего iPhone.

Этот неудачный опыт показал все проблемы компании: халатное отношение к инновациям, пренебрежение мнением пользователей и стремление к быстрой прибыли в ущерб качеству продукта. Motorola продолжила самостоятельно развивать линейку музыкальных телефонов, но без особого успеха.

Крах компании Motorola

2007 год стал переломным для Motorola. На рынке появились сильные конкуренты: Sony Ericsson с моделями K770i и K850i, LG с телефоном Prada, и особенно Nokia, выпустившая легендарные N81 и N82, начались масштабные продажи первого iPhone. В то время как конкуренты выпускали инновационные продукты, Motorola представила лишь несколько посредственных моделей, среди которых можно выделить только RIZR Z10.

RIZR Z10
RIZR Z10

Финансовые показатели компании стремительно ухудшались. За первые 9 месяцев 2007 года убытки составили 149 миллионов долларов. Motorola утратила второе место в мире по продажам мобильных устройств. А затем произошло событие, ставшее началом конца - в число крупных инвесторов вошел Карл Айкан.

Айкан, известный как "корпоративный рейдер" с состоянием в 16 миллиардов долларов, славился своей способностью получать прибыль через враждебные поглощения и корпоративный шантаж. Купив 5% акций Motorola, он вошел в совет директоров и начал продвигать идею разделения компании.

К 2008 году ситуация стала катастрофической - компания зафиксировала рекордный убыток в 4,16 миллиарда долларов, теряя около 11,4 миллиона долларов ежедневно. Под давлением Айкана в 2009 году было принято решение о разделении Motorola на две компании: Motorola Mobility (производство мобильных устройств) и Motorola Solutions (разработка программного обеспечения).

В попытке спасти положение компания начала разработку смартфонов на базе Android. Первым результатом стал Motorola CLIQ - слайдер с выдвижной клавиатурой, ориентированный на социальные сети. Однако было уже поздно - в 2011 году, после выпуска относительно успешного DROID RAZR XT910, стало очевидно, что компания больше не может конкурировать на рынке мобильных устройств.

Motorola RAZR XT910
Motorola RAZR XT910

В мае 2012 года Google приобрел Motorola Mobility за 12,5 миллиардов долларов. Основной целью покупки было получение патентного портфеля Motorola для усиления позиций Android в патентных войнах с Apple и Microsoft. Через два года Google продал Motorola китайской компании Lenovo всего за 2,91 миллиарда долларов, сохранив при этом большинство патентов.

Что с Motorola сейчас

Сегодня бренд Motorola существует в двух независимых компаниях, каждая из которых пошла своим путем. Motorola Solutions успешно продолжает работу в сфере профессиональной радиосвязи, разрабатывает системы LTE, программное обеспечение для служб экстренного реагирования и занимается видеонаблюдением. Компания остается лидером в своей отрасли, демонстрируя стабильный рост финансовых показателей.

Motorola Mobility, находясь под управлением Lenovo, продолжает выпускать мобильные устройства под брендом Motorola. Хотя компания уже не имеет того влияния, которым обладала раньше, она все еще производит интересные продукты, включая современную версию легендарного RAZR в формате складного смартфона.

История Motorola – это не просто хроника взлета и падения крупной корпорации. Это рассказ о том, как инновационная компания, создавшая первый портативный сотовый телефон и определившая облик мобильной связи на десятилетия вперед, не смогла адаптироваться к изменениям рынка. Семейное управление, которое когда-то было преимуществом, превратилось в недостаток. Консервативный подход к инновациям, чрезмерная самоуверенность и неспособность вовремя отреагировать на технологические изменения привели к краху некогда великой компании.

Однако наследие Motorola живет в каждом современном смартфоне. Компания заложила основы мобильной связи, создала множество революционных технологий и установила стандарты дизайна, которым следуют производители до сих пор.

Какой смартфон купить в конце 2024 - начале 2025 года

Надеюсь, статья была интересной! А у вас были телефоны Motorola? Пишите в комментариях и не забудьте подписаться на мой телеграм-канал!