1945 год – советские войска готовятся к штурму Берлина, а тем временем в Лондоне и Вашингтоне в строжайшей тайне рассматриваются планы новой войны – на сей раз уже против Советского Союза. Операция «Немыслимое», разработанная при непосредственном участии британского премьера Уинстона Черчилля, предусматривала нападение недавних наших союзников по антигитлеровской коалиции на СССР и полное вытеснение Советского Союза из Европы. Сегодня, после стольких совместных празднований юбилеев победы над фашистской Германией, это звучит дико. Но это правда.
Незадолго до окончания Второй мировой войны многим казалось, что мир все-таки может быть идеальным, вот ведь: даже непримиримые идеологические противники – западные страны и Советский Союз – в минуту опасности отбросили разногласия, договорились, вместе выступили против общего врага и стали, как тогда представлялось, друзьями навек.
«Мы хотим навсегда быть вместе. Мы за то, чтобы предать забвению проклятую войну и вооружение. Мы молимся, чтобы никогда больше русский народ не подвергался тяжелым испытаниям, из которых он вышел с такой славой». – Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 гг., 1951-1955гг.
Эти слова Уинстон Черчилль произнес в январе 45-ого в Ялте во время встречи лидеров антигитлеровской коалиции. Тогда британский премьер не стесняясь льстил Сталину, восхищаясь его полководческими талантами и много говорил о мужестве советских солдат.
«Такие дифирамбы пел он Красной армии! Что «поколения не забудут этих побед, сломивших хребет немецкого милитаризма». И отдает приказ готовить операцию «Немыслимое». Камень за пазухой он держал непрерывно». - Валентин Фалин, доктор исторических наук.
«Немыслимое» - так называется секретный план, который готовит штаб объединенного планирования вооруженных сил Великобритании по личной инициативе премьер-министра страны Уинстона Черчилля. Готовилось действительно немыслимое – наши союзники собирались фактически повторить план Барбаросса – нанести молниеносный удар по Советскому Союзу ранним утром 1 июля 1945 года.
Вначале авиация должна была стереть с лица Земли Москву, Ленинград, Мурманск, Владивосток. Одновременно пехота при поддержке бронетанковых соединений вторгается в советскую зону оккупации Германии, поочередно занимает Дрезден, Берлин, Бреслау, затем врываются в Польшу и двигаются дальше на восток. В этом блицкриге должны были участвовать войска США, Британии, а также Венгрии, Польши, плечо к плечу с нашими бывшими врагами – солдатами Вермахта.
«Англичане с 44 года стали пленных немцев собирать в особые лагеря. Им давали особый режим, питание и так далее и так далее. Эти войска немецкие дислоцировались в основном в земле Шлезвиг-Гольштейн и в Южной Дании. Речь шла о тотальной войне против Советского Союза для нанесения ему поражения и подчинения его воли Соединенным Штатам и Великобритании». – Валентин Фалин.
Американский генерал Джордж Паттон обещал со своими бойцами дойти до Сталинграда и осуществить мечту Паулюса – омыть сапоги в Волге.
Окончательно покорить Советский Союз планировали к 1 января 46-ого года. Черчилль так объяснял необходимость новой войны против Советского Союза: «Сталин был нашим союзником в борьбе против Гитлера, когда Россия подверглись агрессии, но когда Гитлер был уничтожен, Сталин превратился в главную угрозу для нас… По-видимому, его захватили мечты о мировом господстве».
Однако были ли основания для таких опасений?
«Конечно, если бы была хорошая ситуация, уважаемый сатрап Иосиф Виссарионыч, он захватил бы и Америку. Но такой ситуации не было. Армия уже устала». - Михаил Любимов, писатель, ветеран внешней разведки.
«Сталина называли по-разному. Называли диктатором, назвали тираном, но сумасшедшим – никто. Какими силами, зачем идти до Атлантики, до Ламанша? Только шизофреник мог такое придумать. Сталин понимал: страна воевать больше не может ни дня. Она должна прийти в себя, восстанавливать нормальную жизнь». - Юрий Жуков, историк.
Мнение историка подтверждает такой факт: в июне 45-ого года был подписан указ о демобилизации и постепенном сокращении войск до уровня мирного времени. Железнодорожные составы с солдатами пошли в обратном направлении – с запада на восток, домой.
«Давайте не преувеличивать наш альянс с союзниками. Это был альянс по расчету. Потому что что? Черчилль не хотел нас уничтожить многие годы? То же самое и американцы, в меньшей степени, - тогда. Уже позже были опубликованы документы американские о бомбардировке атомной наших городов. Тоже американская военщина их разработала, эти планы. Мы, кстати, их украли, наша разведка, и опубликовали в нашей печати». – Михаил Любимов.
Поставить точку в плане Черчилля тоже помогли советские агенты. Благодаря Кембриджской пятерке об операции узнали в Москве. И 29 июня, то есть за двое суток до часа икс, советские войска изменили места дислокации и сгруппировались для отражения удара. Кроме того, офицеры британского штаба с самого начала не верили в успех кампании и отговаривали от затеи самого Черчилля. Против нападения на Советский Союз неожиданно восстали и американские военные.
«Американские генералы и адмиралы сказали: «Нет, русские взялись обязаться включиться в войну против Японии. Если нам придется штурмовать японскую метрополию, погибнет от миллиона до полутора миллионов наших парней. Это неприемлемо. Русские должны сковать Квантунскую миллионную армию». – Валентин Фалин.
«Они боялись, смертельно боялись высадки на Японский островах. Уж не говоря подавно о высадке на территории Китая и Маньчжурии. Помните, как генерал Джордж Смит Паттон встал перед Рейном и обиженно сказал: «Как это так, немцы, уходя, взорвали мост? Как же я перейду на другой берег Рейна?» Вот так воевали американцы. Ну и, кроме того, не следует забывать другое: особенно в Великобритании были очень теплые чувства тогда к Советскому Союзу». - Юрий Жуков.
Желание объявить Советам фронду Черчилль в итоге осуществил. В 46-ом году в Фултоне он произнесет речь, которая станет началось отсчета Холодной войны. Впрочем, последующие годы противостояние между двумя империями теперь представляются, наверное, самыми спокойными на последние 100 лет.
В 1998 году в Великобритании были опубликованы документы, которые подтверждают, что Уинстон Черчилль и его соратники действительно замышляли немыслимое.
Аналитическая программа «Постскриптум»
********
Я не могу найти речь Черчилля в Ялте.