Не знаю знакомы ли создатели кино (и автор романа) “Ночная сучка” с работами психоаналитика Клариссы Пинколы Эстес, но у меня возникла фантазия, что не просто знакомы, а ими и вдохновлялись. Поэтому, мы получили новый фильм, посвящённый не просто тёмной стороне материнства, а я бы сказала тому, что происходит с женщиной, которая “завязла” в роли матери и потеряла собственную идентичность (что на какое-то время после рождения ребенка, не только нормально, но и вполне естественно). Об этом, а также о том, какое кино получилось, какие советы и рекомендации нам даёт, поговорим ниже.
Кино вышло в декабре 2024 года, режиссёр Мариэль Хеллер (кто смотрел сериал “Ход королевы”, возможно помнят приёмную мать героини, которую сыграла Мариэль). В главных ролях - неподражаемая Эми Адамс и Скут Макнэйри. Жанр фильма обозначают, как “ужасы”, “боди-хоррор” и “комедия”. Конечно, это сюрреалистическая комедия (если можно так выразиться), с одной неприятной сценой ближе к 30 минуте фильма, из-за которой её и записали в “боди-хорроры”. Кино снято по роману Рейчел Йодер (роман я пока не читала, поэтому будем разбирать исключительно фильм).
Фильм уже многие критикуют, но, на мой взгляд психолога и мамы, фильм очень важный, если воспринимать его не буквально, а метафорически. Это кино, будто “эссе”, “набросок”, ”обрывок мифа” или ”сказка”. Я рекомендую посмотреть его всем женщинам с маленькими детьми, которые испытывают трудности в материнстве. Да, не факт, что фильм вам понравится, но, вполне возможно, он затронет глубинные струнки души, а это значит, что кино уже справилось со своей задачей, не только “развлекать” и “отвлекать” от серости будней, но и дарить “пищу” для размышлений.
В центре сюжета мы видим уставшую женщину, которая всё своё время посвящает сыну (3-4х лет). Сын - активный, плохо спит и требует много внимания, муж постоянно в командировках, из-за чего героиня Эми Адамс вынуждена справляться со всем в одиночку. В прошлом, она - успешный художник, её работы выставлялись в музее. Теперь у неё нет свободного времени сходить даже в душ. Она пытается быть весёлой с сыном и наслаждаться временем с ним, но все равно часто скучает. Ей не нравится общество других мам, раздражает кот, которого также приходится обслуживать и постепенно она начинает превращаться в собаку.
Осторожно, дальше могут быть спойлеры!
Вы можете вернуться к чтению, после просмотра.
Превращение в собаку, с одной стороны, пугает главную героиню, а, с другой, она относится к данным изменениям с любопытством. Она начинает преподносить свою трансформацию для сына, как игру и он вовлекается, что облегчает женщине жизнь.
Например, совершенно уморительный эпизод, когда они играют “в собачек” и сын начинает спать в собачьей лежанке. И если учесть, что до этого мальчик не спал и героине приходилось долго и нудно его укладывать, она не высыпалась, то в собачьей лежанке, он стал засыпать сразу. Она говорит возмутившемуся мужу: “Это чудо! Он ложится и сразу засыпает…” Как мама дочки, которая с самого рождения плохо спала, я очень хорошо понимаю героиню, почему для неё такой простой и одновременно шокирующий факт является “настоящим чудом”. Ребёнок спит, мама спит, все довольны.
После полного превращения в собаку, героиня начинает убегать по ночам и возвращаться под утро. А в одну из ночей она “уничтожает” кота. После чего, проснувшись и осознав, что кота больше нет, на самом деле, женщина принимает, что у неё действительно есть психологические проблемы. Она устраивает искренний разговор с мужем, где говорит ему правду о своих чувствах и больше не пытается притворяться кем-то другим.
Конечно, превращение в собаку - это метафора. Вообще, не стоит воспринимать данный фильм буквально. Как я уже писала выше, он больше похож на “размышления по теме”, архетипическую историю, которую проживает, так или иначе, любая мать.
Давайте разбираться по порядку.
В фильме у главных героев нет имён. Мать, отец, ребёнок. Я думаю, это не случайно, так как данный приём помогает нам проассоциировать себя с главной героиней, либо принять универсальность опыта материнства (и родительства).
Она - не просто “достаточно хорошая мать” (по Д. Винникоту). Она - старается быть очень хорошей матерью, настолько “хорошей”, что теряет себя в материнстве.
Недавно я прочла интервью с одной известной женщиной (специально не буду упоминать имени и фамилии), которая утверждала, что в материнстве потерять себя невозможно. Что ж, не только возможно, а это регулярно происходит с миллионами женщин по всей Земле и происходило испокон веков.
Также среди негативных отзывов я встречала мнение, что героиня Эми Адамс страдает послеродовой депрессией. На основании фильма (так как книгу я пока не читала), не могу утверждать, что у женщины депрессия. Смотрите, у неё сохраняется либидо, много подавленной энергии, в данном случае, агрессии, которая выливается в то, что она “свернула шею” коту. Она нормально коммуницирует с другими людьми, даже если это не приносит ей удовольствия. Героиня начинает творить сразу же, как только появляется такая возможность. На мой взгляд, она истощена, вымотана и сильно устала.
Она любит своего сына, совместные минуты приносят ей много положительных эмоций и она не жалеет о том, что родила ребёнка. Это важно. Она наслаждается материнством, это видно, но у неё совсем нет жизни за пределами роли матери.
Отдельной составляющей фильма являются отношения героини с мужем и то, как они выстраивают коммуникацию.
Герой Скута Макнэйри - “отстуствующий” отец, так как он часто ездит в командировки, он вроде и старается, но, до конца свою жену понять не может.
С одной стороны, потому что постоянно отсутствует и не видит всего того, что делает героиня. Он не старается менять свой образ жизни, не отказывается от него, как жена. Например, продолжает играть в приставку, когда она пытается уложить сына спать. Он мог бы помочь ей с укладыванием, либо взять на себя какие-то обязанности по дому. Очень “жизненно” показана сцена с купанием, когда папа решает искупать сына и зовёт маму по любому поводу, или как муж устраивает допрос по поводу закончившегося молока.
С другой стороны, муж остаётся безучастным, потому что жена не говорит ему правду о своих истинных чувствах.
Она улыбается и играет роль “хорошей жены и матери”. “У меня всё хорошо”, в то время, когда хочется дать отпор или высказать то, что накопилось.
Главной претензией героини к мужу становится тот факт, что когда она, размышляя о том, что наверное ей стоит на совсем забросить карьеру и перестать быть “творцом”, получает от него полное одобрение и согласие. Позже она говорит ему: почему ты безоговорочно поддержал меня? Почему не заставил сомневаться в своём решении? На что он с искренним недоумением отвечает: я думал, что для тебя это важно и я поддерживаю тебя.
И они оба правы. Он - в том, что верил её словам и хотел, как лучше, и она - уставшая и не получающая помощи и эмпатии.
Кульминационным моментом становится её фраза в том же разговоре, когда герой говорит, какая у него классная была раньше жена и за, что он её любил. Он спрашивает: “Куда делась моя жена?” На что героиня цинично и остро отвечает: “Она умерла при родах”. И психологически это правда.
Опыт беременности, родов и материнства меняет женщину. Она больше никогда не будет прежней. Меняется тело, социальная жизнь, обязанности, задачи, ответственность, значимые отношения, окружение и т.д. А главное, изменяется её внутреннее самоощущение и самоидентификация.
К примеру, раньше я была “классным специалистом” или любила свободу и перемещения или была “творцом” (что мы видим в фильме), а теперь - как совместить опыт материнства, присмотр за ребёнком и домашние дела 24 часа в сутки 7 дней в неделю со своей работой, хобби, творчеством, личной свободой?
Вы можете заметить, что многие совмещают. Да, это тоже правда. Но данное совмещение зависит от множества факторов: благосостояния семьи, темперамента ребёнка, наличия помощников, здоровья женщины, здоровья ребёнка, грудного вскармливания и многих других. Бывает всё хорошо и гармонично. Но часто мы не видим “цену” совмещения нескольких сфер с материнством. Данная “цена” может выражаться в выгорании и переутомлении матери, в нарушении привязанности у ребенка, если мать с самого начала стремится вести прежний образ жизни, уходя на работу или по другим делам, в материальных затратах, в не-осознавании целостной роли “мамы”.
На последнем пункте я хочу остановиться подробнее.
Опыт материнства - не просто может стать для женщины “настоящим испытанием”, часто он является самым сложным в её жизни (о чем говорит главная героиня), но также данный опыт является “инициирующим” событием. То есть, роль матери - не просто принимается, как данность или должное. Данные изменения нужно прожить и осознать их в своей душе.
Это кризис. Переход от “женщины, которая умерла при родах” к новой себе. К той, которая “родилась” вместе с ребёнком. Той, которая стала сильнее, мудрее, красивее (не смотря на лишние килограммы или наоборот, растяжки, шрамы и прочее), сексуальнее, талантливее. Это болезненный процесс. У кого-то он проходит легче, а у кого-то - отнимает последние силы.
В “Ночной сучке” героиня была и остаётся творческим человеком. Но раньше её творческая энергия находила выход, в материнстве же - она выполняет одни и те же рутинные действия, которые не то, что вдохновения не приносят, а навевают скуку и тоску. Она не может реализовать или выразить себя, проявить свои переживания. Устроить себе своеобразный процесс арт-терапии, чтобы разобраться в своих чувствах и обрести себя в новой ипостаси (что в итоге и делает героиня).
Но для того, чтобы совершить данный переход и адаптироваться к новым условиям - нужно время. В древних обрядах инициации, которые описаны в сказках, посвящаемые проходили через 3 стадии: отправление в дальние страны или спуск в подземный мир, смерть и переживание утраты прежней идентичности, возрождение и возвращение к людям уже в новом более высоком статусе или с обретением магической силы.
Как вы видите, проживание материнства полностью психологически соответствует процессу инициации. Сначала женщина “отправляется” туда, где жизнь уже никогда не будет прежней (ожидание и рождение малыша), она никогла не знает, что её ждет, даже, если это не первый ребёнок. Затем она находится в стадии, когда она учится жить по-новому, адаптироваться к тем условиям, которые у неё есть, посвящать время ребёнку, но и оставлять личное пространство (хотя бы в своей душе) только для себя. Это время неопределённости, отсутствия контроля и часто ощущения бессилия. И, в итоге, женщина вновь обретает себя уже не только, как жену, творца и кем, она была до рождения ребёнка, но и как мать. Она становится целостной и самодостаточной. Материнство обогащает её жизнь, как и другие сферы, не смотря на все трудности. Она не растворяется в нём, но и не боится погружения.
Отличие матери, которая прошла или проходит инициацию от той, которая инициации избегает в том, что она не растёт и не развивается, как личность. Её жизнь не становится богаче, гармоничнее и целостнее. Такая женщина застревает в каком-то одном состоянии - растворяется в материнстве, работе или бытовых и семейных делах. Женщина может не чувствовать себя счастливой или ощущать, будто она не живёт свою жизнь. Она может постоянно ощущать неудовлетворенность или внутренний дискомфорт, напряжение, либо стресс.
В “Ночной сучке” героиня проживает процесс инициации, а ведут её по этому пути внутренние инстинкты. И тут мы вступаем в вотчину Клариссы Пинколы Эстес. Её книга “Бегущая с волками”, возможно и не стала настольной для всех женщин, но точно является таковой для многих психологов. Кларисса Пинкола Эстес в своей работе описывает архетип Дикой Первозданной женщины. Эта женщина скрывается в душе каждой из нас и говорит с нами через сны, интуицию, тело, творчество, медитацию, молитвы, инстинкты.
Это те проявления внутреннего существа, которые помогают женщине оставаться свободной в современном “несвободном” мире. Она проводит параллель с волчицей, что в контексте нашего разбора, помогает осознать, почему же главная героиня фильма превращается в собаку (если учесть, что у волков и собак - общий первопредок или собака - это одомашненный волк).
Здоровая женщина во многом похожа на волчицу: она крепка, бодра, полна жизни и энергии, знает свою территорию, верна, подвижна. А разобщение со своей дикой природой ведёт к тому, что личность женщины обедняется, становится слабой, вялой, призрачной. Мы не для того приходим в этот мир, чтобы прожить свой век тщедушными созданиями с жалкой причёской, неспособными к прыжку, к погоне, к деторождению, к сотворение жизни. Если жизнь женщины пришла в упадок или прокисла от скуки, значит, Дикой Женщине настала пора появиться, творческой силе души - переполнить русло.
Кларисса Пинкола Эстес ”Бегущая с волками”.
Превращение в собаку даёт главной героини “главное”, чего ей так не хватает - чувство свободы. Радость физически жить так, как ей того хочется.
Также становится понятным, почему матери героини необходимы были ночные “побеги” в лес. Её мама могла стать известной в Европе певицей, но выбрала семейный быт и материнство. Это был шанс вырваться из пут обыденность и почувствовать вкус своей внутренней жизни. Наладить связь с Дикой женщиной внутри себя.
“Ступай в лес, ступай! Если никогда не пойдёшь в лес, с тобой никогда ничего не случится и твоя жизнь не начнётся”
Кларисса Пинкола Эстес “Бегущая с волками”.
Читайте разбор чудесного мультфильма на основе идей Клариссы Пинколы Эстес - почему женщине важно периодически “убегать”:
Лес также может являться метафорой связи с собой, отдыха, гармонии, восстановления сил и наполнения ресурсами.
Ещё один момент из книги “Бегущая с волками”, который позабавил меня в данном фильме, это сцена, когда героиня пытается наесться салатом на встрече с друзьями, но убегает, хватая у кого-то гамбургер. Как пишет Эстес, что у Дикой женщины “зверский” аппетит и её не накормишь “листьями салата и кофе”. Героиня обретает свою “животную” натуру, которая помогает ей отстаивать свои интересы, говорить правду, ставить границы и требовать время для себя.
Таким образом, следование своим “диким” инстинктам способствуют прохождению инициации и узнаванию и принятию себя - другой. Дикой, агрессивной, недовольной - разной. Не только кроткой женой и матерью, но и творцом, богиней. Женщиной, которая обладает могучей силой и может родить не только ребёнка, но и, в целом, творить свою жизнь.
Что помогает героине в фильме?
- Говорить правду о своих чувствах.
- Поддержка мужа и подруг.
- Обретение личного пространства.
- Занятие любимым делом, творчеством.
- Физическая активность и забота о себе.
- Выражение своих переживаний, проявление себя, своеобразная арт-терапия (выставка и инсталляция героини).
В конце фильма она говорит: “Материнство - это гребаная жесть”. Да, это правда, но в тоже время материнство - это великое счастье и обретение могучей силы, но чтобы полностью прочувствовать эти две крайности, порой нужно побывать на двух полюсах.
В заключительной сцене, героиня рожает дочку, и у меня складывается ощущение, что это она, в том числе, родила саму себя. Новую, могучую. Теперь у неё есть силы, знания, опыт и внутреннее чутье, и она сделает всё по-другому.
Приятного просмотра!
Если вы проживаете сложный период материнства или кризис, я буду рада сопровождать вас на этом отрезке пути. Напишите мне (ссылки для связи указаны в профиле) и мы договоримся о формате психотерапевтической работы.
Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные психологические обзоры на книги и фильмы, подписывайтесь на мой канал!
Также подписывайтесь на мой телеграм-канал - в нём вы сможете читать больше материалов по психологии, участвовать в бесплатных онлайн-марафонах и рассылках метафорических карт.
Ещё одно кино о материнстве и творчестве:
#ночнаясучка #материнство #психология #инициация #женскаяинициация #клариссапинколастес #бегущаясволками