Найти в Дзене
Х.В.В. СВОЯ ПРАВДА.

Он прошёл всю войну, но судьба злодейка распорядилась по своему.

Андрей Лабутин.
Андрей Лабутин.

Как тяжело писать о таких можно сказать нелепых случаях о которых и говорить то не хочется. Служил солдат служил, был хорошим другом и товарищем, был геройским и отважным на войне, был награждён государственными наградами а погиб от простой халатности своего сослуживца в быту и уже в части. Об этом случае хочу рассказать сегодня. У каждого своя судьба на войне, что не говори. Одному суждено пройти всю тяжёлую солдатскую службу и вернутся домой живым без одной царапины. А другому погибнуть в бою и стать героем в глазах своих друзей и всего народа. Но есть ещё одна сторона медали, наверное боковая - это когда медаль стоит на ребре и она есть и примеры есть, их предостаточно и есть о чём рассказать. Я хочу рассказать о несчастных случаях на войне по вине солдат и их командиров.

Отважный спецназовец сержант Андрей Лабутин участвовал в операциях по уничтожению моджахедов на самом опасном Асадабадском направлении, кто служил в тех местах тот знает, что этот участок всегда был опасным и днём и тем более ночью потому что находился на границе с недружественным нам тогда Пакистаном. Андрей Лагутин выжил при штурме и захвате укрепрайонов Каррера и Саргандчина что под Джелалабадом и Митерламом. Он остался в живых даже там где другие "асадабад - егеря" не выжили. В боевом выходе под Суруби Андрей был ранен и получил за этот свой подвиг медаль. До возвращения домой ему оставалось всего пол года, конечно срок не маленький по военным меркам но всё равно солдат себя уже дисциплинирует и больше оберегает от глупых поступков на войне. Это не касается крайних мер и безвыходных ситуаций, но даже в любой крайней ситуации всегда можно найти выход. Ну например: Стать героем.

Но 29 октября 1986 года нелепая трагедия унесла жизнь молодого парня. Три листа приговора, три листочка приговора военного трибунала от 29 ноября 1986 года. Судебный документ беспристрастно рассказывает о человеческой трагедии, разыгравшейся именно в той части в расположении 334-го отдельного отряда специального назначения ГРУ.

-2

«В десятом часу утра 29 октября 1986 года рядовой Д., по распоряжению командира отделения, получил для чистки из оружейной комнаты автомат АКМС № РК-680, закрепленный за офицером подразделения. Приступив возле казармы к чистке данного оружия, рядовой Д. не убедился в том, что автомат разряжен, по невнимательности направил его ствол в сторону сержанта Андрея. Лабутина. Не проверив ещё раз и не передёрнув затвор автомата, он нажал на спусковой крючок, отчего произошел выстрел. В результате этого Лабутину было причинено огнестрельное проникающее ранение в левую плевральную полость с повреждением левого легкого, сопровождавшегося острой массивной кровопотерей повлекшей гибель военнослужащего».

Я намеренно не называю фамилию солдата, который выстрелил и которого военный трибунал в последствии осудил направив его в дисциплинарный батальон сроком на три года. По свидетельствам очевидцев трагедии, рядовой Д был сам потрясён случившимся. По печальному стечению обстоятельств рядовой Д. был родом из Свердловской области, считай, земляком Андрея. Но фамилию офицера спецназа, который после боевого выхода сдал автомат в оружейную комнату, не проверив наличие патрона в патроннике, назовем – Петров. Такое нарушение офицеру, да еще спецназа, не простительно. Как бы он смотрел в глаза матери сержанта Андрея Лабутина, если бы им пришлось встретиться?

Эта трагедия потрясла всех спецназовцев. Их друг и товарищ Андрюха, один из лучших младших командиров и дозорных, падал на афганскую землю, схватившись за грудь и не в бою а по халатности своего товарища. Выживший во многих опасных переделках, сержант Андрей Лабутин угасал на глазах. Это спецназовцы поняли сразу. Он умер через десять минут. В то октябрьское утро афганское солнце светило и грело по-летнему, но уже не для Андрея.

334 й асадабадский спецназ ГРУ
334 й асадабадский спецназ ГРУ

Знаменитый асадабадский спецназ кунарские и джелалабадские, «духи» со страхом называли «асадабад-егерями» – за стойкость и умение воевать. Солдаты и офицеры 334-го отдельного отряда спецназа ГРУ знали: за голову их отчаянного командира майора Григория Быкова лидер Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматияр обещал три миллиона афгани. Он заплатил бы и больше, лишь бы покончить со знаменитым «Гришей Кунарским». Лихого комбата спецназовцы и «духи» называли заговоренным от пуль.

Отряд, дислоцировавшийся на одном из островков Кунарского ущелья, обстреливался с гор. «Вертушки», доставлявшие спецназовцам письма от родных, постоянно подвергались опасности быть сбитыми реактивными снарядами и минометным огнем. Андрей не писал маме, что участвовал в ликвидации укрепрайона «Саргандчина», созданного душманами в уезде Гошта провинции Нангархар. Там спецназовцы захватили большое количество оружия. Ее девятнадцатилетний сын о многом мог бы рассказать. Например, о штурме укрепрайона «Каррера» на границе с Пакистаном в марте 1986 года силами джелалабадского и асадабадского батальонов спецназа. Разгромив базовый «духовский» укрепрайон, джелалабадцы не закрепились и потеряли восемь человек убитыми и двух пропавшими без вести.

Асадабадцы в ходе штурма укрепрайона, поднимаясь по хребту Спинацука, весь огонь противника взяли на себя. А потом, ведя поиск пропавших без вести спецназовцев, солдаты и офицеры перешли границу Пакистана. По агентурным данным, за потерю укрепрайона и гибель трехсот моджахедов командир полка и его заместители по приказу Гульбеддина Хекматияра были арестованы и впоследствии расстреляны в Пакистане. Друг и сослуживец Андрея, Олег Батюченко, награжденный медалью «За Отвагу», вспоминает: «Андрей был великолепным дозорным, с отличным чутьем на обстановку. Очень жаль, что так случилось, он был хорошим другом и бесстрашным человеком и одним словом герой и такая нелепая случайность оборвала его жизнь. Он навсегда останется в наших сердцах, сказал на прощание он.