Как вам название? Даже не знаю как его воспримет алгоритм. Сначала увидела имя Эми Адамс и подумалось - название, конечно, чудное, но актриса не того уровня, чтобы сниматься в какой-то ерунде. Поэтому решила все же посмотреть. Фильм снят по одноименному роману Рейчел Йодер, которая посвятила его своей и всем мамам мира, которые столкнулись с депрессией и преобразованиями после того, как стали мамами. Правда взгляд у Йодер на такие преобразования несколько иной, чем, например, в "Талли" (2017). Он ироничный в духе мистического реализма, немного абсурдный, но, безусловно, стоит внимания. Обсудим?
Что по сюжету
Ну все просто - есть женщина, которая недавно стала мамой. Ее так и зовут - Мать (Эми Адамс). Ее образ собирательный, поэтому автор романа не дала ей имени. Как и двух другим главным героям истории - Сыну (Арли и Эммет Сноуден - роль мальчика играли трехлетние близнецы) и Мужу (Скут МакНэйри). Ее сыну всего два года, но она уже полностью растворена в его жизни, как и тысячи других мам. Есть муж и он тоже собирательный образ. Автор романа считает, что почти все, даже самые лучшие мужчины, обычно оставляют маму наедине с маленьким монстром, который отбирает у Мамы ее жизнь. В самом начале фильма она встречает в магазине знакомую и на вопрос как идут у нее дела в новой роли, отвечает развернуто и неоптимистично.
«Я бы хотела чувствовать себя довольной, — говорит она, — но вместо этого я чувствую себя так, будто застряла в тюрьме, которую сама же и создала, где я мучаю себя до тех пор, пока не начинаю объедаться фиговыми конфетами в полночь, чтобы не расплакаться».
Сразу понятно, что ей тяжело. Она художник, у которого было много планов и перспектив, но с ними пришлось попрощаться из-за сына. Теперь она играет с ним, убирает за ним, ходит в детский клуб, чтобы ребенок развивался с первых дней. А еще убирает в доме, делает закупки, готовит еду, стирает... История тривиальна - так кажется, пока не начинается мистика. Мама начинает понимать, что с ней что-то не так. Она не может и не хочет общаться с другими мамочками, у которых такие же маленькие дети. Они тянутся к Маме, но ей они неинтересны.
И Мама понимает, что меняется не только ментально, но и физически - обнаруживает у себя выросшие клочки шерсти, заостренные зубы, хвост, ее чувства обостряются, как у животного. Она перестает себя контролировать не только по ночам, но уже и днем - ест мясо, словно животное. Она, конечно, пугается, и рассказывает обо всем мужу. Тот успокаивает ее, но предлагает обратиться к врачу, чтобы просто поговорить.
Ситуация заходит далеко - Мама убивает домашнего кота, да и других животных в округе. Ее новый перфоманс в качестве художника больше пугает, чем восхищает. Не буду спойлерить концовку - придет Мама к выводу, что можно жить и растить ребенка, совмещая это с общением с другими мамами, работой в удовольствие и саморазвитием или останется в образе загнанной собаки, которая рычит на всех. а может вообще они с мужем решаться на второго ребенка и все начнется по кругу? Захотите - увидите.
Стоит ли смотреть
Рекомендовать не буду. Да, я понимаю актуальность темы, фильм досмотрела. Но прекрасно обошлась бы и без него. Хотя, надо отметить, что картина "Ночная с*чка" - надежда Эми Адамс на седьмую номинацию на Оскар. Претендентов объявят 17 января 2025 года, но пока про фильм особенно не говорят. И тем не менее критики уверены - шансы велики. Желаю Адамс удачи.
Прочитала, что один из критиков назвал книгу Йодер «потрясающей современной феминистской притчей». Наверное, соглашусь. История стара, как мир, поэтому автор решила сделать ее немного абсурдной и трешовой. По ее словам она хотела показать животную суть материнского инстинкта и как легко скатиться в него, не видя ничего вокруг. И при этом фильм так и не дает прямого ответа на вопрос - а были ли мистика или все, что творилось на экране - работа для психотерапевта.
В фильме много сцен, которые показались неприятными визуально. Ну вот те самые, где героиня обнаруживает процессы трансформации или уничтожает живность в округе, ест, словно она волчица или устраивает перфоманс, на котором представляет свои трофеи. Возможно, такой вариант показать суть материнства как акт "см*рти в родах" одной женщины и появления другой - доступный и понятный, но не мой. Через превращение в животное героиня Адамс чувствует почти мистическую связь со всеми мамами - не только человеческими, но любыми.
И да, мужчина здесь показан включенным в семью, но недостаточно. Обвинений как таковых нет, но обида есть.
«Сколько мужчин откладывали свое величие, пока их женщины не знали, что делать со своим?»
Отец и Мама ожидаемо ссорятся и планируют жить отдельно. Временно, конечно. Наверное, это могло быть концом семьи, но сын скучает по Отцу. Он нужен не только как ролевая модель, как близкий человек. И как только он оказывает малейшую помощь, у Мамы все встает на места, она может творить снова. Прочитала, что многие восприняли фильм как странный вариант хоррора про оборотней. Но если продраться сквозь сюрреализм, все становится просто и понятно, даже обыденно. Но тогда и фильм не стал бы заметным, а бл бы просто "одним из".
Смотрели фильм "Ночная с*чка"? Как вам Эми Адамс в этой роли? По мне так смело и достойно. Просто не мой вариант воплощения истории. Что думаете - делитесь!
Спасибо, что нашли время прочитать статью. Буду благодарна за общение, лайки и подписку.