Начало елочной традиции.
Так уж сложилось, что традиции празднования Нового года в нашей стране несколько раз менялись, и тем интересна его история.
Идея украшать дома деревьями к празднику появилась в незапамятные времена, и в разных странах это были разные деревья, не обязательно хвойные. Главный праздник года тоже менялся. Это был день рождения Евы, день зимнего Солнцестояния, Рождество, Новый год.
Традиция украшать елку возникла в Германии, в начале XVI веке. Впервые на рождественские праздники наряженную елку установили на площади Страсбурга. Почему средневековые бюргеры выбрали именно это дерево, никто не знает. В скором времени появились первые игрушки. Это были стеклянные шары, в память о яблоках в райском саду.
Довольно долго традиция оставалась местной. Во всяком случае, в Англии еще в ХIX веке сохранялась традиция встречать Рождество под омелой, и ни о каких елках чопорные англичане не желали знать.
Новшество Петра I.
А вот первый русский император Петр I с готовностью перенял традицию. И это не удивительно, учитывая страсть императора ко всему европейскому, особливо немецкому.
Итак, следуя модному европейскому течению, царь Петр ввел в России празднование Нового года..
Даже специальный Указ издал. В предпоследний день XVII века повелел: подданным в ночное время с 31 декабря на 1 января "по примеру всех христианских народов" пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей:
"По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе"
А "людям скудным" предлагалось "каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день".
Издать-то издал указ, да дело с Новым годом не заладилось. Вопреки воле грозного императора, новый праздник не прижился в домах русских людей.
Новый обычай и старые традиции.
Отчего так?
Очень просто. Подражая европейцам, Петр не учел, насколько сильны русские вековые традиции. Еще с древних времен славяне считали ель "деревом смерти". Еловые ветки использовали в похоронном обряде, поэтому из ели не строились дома, и даже не сажали это дерево рядом с домом. Поэтому простой народ инстинктивно избегал, даже по приказу царя, украшать улицы и дворы еловой хвоей.
Но это не главная причина непослушания.
Более царя русский народ боялся Бога. А от имени Бога с людьми говорили священнослужители. И они были вельми недовольны нововведением царя Петра. Разногласий у Церкви и императорской власти и без того было достаточно, но перечить воле Петра высшие духовные лица все же опасались. А вот после смерти самодержца открыто стали препятствовать елочному празднику, объявляя его богохульным.
Так и получилось, что ни в городе, ни в деревне, празднование Нового года в начале XVIII века не прижилось.
И только через несколько десятилетий о нем вспомнили при дворе. Екатерина II, немка по происхождению, сумела ввести новогодние празднества в моду. Как стали модными и придворные балы по образцу европейских. Но пока без елки.
Близкое знакомство русских с елкой, как с рождественским деревом, произошло при Николае I. Есть две версии этого события. По одной, елкой сначала обзавелись при дворе благодаря супруге императора, прусской принцессе. По другой - встречать Рождество у елки первыми стали петербургские немцы-коммерсанты, а уж затем нововведение разошлось по столице. В любом случае, эта "милая немецкая затея" приглянулась русским дворянам.
Но и после этого, еловое дерево не стало центром семейного праздника Рождества. Только к середине XIX века из Петербурга, ставшего рассадником елки, она разошлась по губернским и уездным городам, а затем и по дворянским усадьбам.
Традиция укореняется, но Церковь по-прежнему против.
Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 года в столице Российской Империи, в здании Екатерининского вокзала. Позднее елки стали ставить в других общественных местах. В Москве для них отводили здание Благородного собрания в Охотном ряду (нынешний Дом Союзов).
Вошло в моду устраивать благотворительные праздники для детей. Для этого дворяне, купцы и промышленники делали пожертвования. Вскоре общественные елки стали появляться во всех популярных местах: в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах.
Несмотря на всю эту идиллию, новая традиция по-прежнему не имела поддержки всего народа. Народ русский, как известно, в большинстве состоял из крестьян. И по-прежнему слушал, о чем говорят сельские батюшки на проповеди.
А батюшки придерживались главной линии Православной Церкви: не допускать распространения праздника елки. Церковные власти оставались непримиримым противником елки, как не православной, и к тому же языческой по своему происхождению традиции.
Запреты церкви на устройство елки возобновлялись на протяжении всей ее дореволюционной истории. Вплоть до 1917 года, Святейший Синод издавал специальные указы, запрещавшие праздничные елки в учебных заведениях.
Русские крестьяне и "немкина затея".
Так и получилось, что елка в крестьянской избе по-прежнему была нежеланной гостьей. Крестьяне продолжали отмечать святки, по давним обычаям. Елка для них была всего лишь красивой и никчемной "барской забавой".
Первые случаи иноземного елочного вторжения в помещичьи усадьбы дворня встречала усмешками. Доходило и до более радикальных способов вернуться к старине. "Немкину затею" пытались ломать, выбрасывать. Такие "бунты" логично заканчивались поркой...
И еще много десятилетий общение крестьян с елками ограничивалось поездками в лес за лесной красавицей, для забавы господ. Или же для того, чтобы нарубить их на продажу городским жителям.
Любители старины и "экологи" против елки.
К мнению Церкви присоединялись любители русской старины. Они видели в елке только ненужное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Елка нахально врывалась в народный святочный обряд, который, как считали "почвенники", нужно бережно сохранять в неприкосновенности.
Против елки были и "экологи" XIX века. Защитники русского леса в 1870-е годы затеяли мощную антиелочную кампанию. "Экологи" были в общем-то правы, когда смотрели на вырубку леса как на бедствие. Вот только вырубка велась круглый год, и по всей стране, а вырубка елок - один раз в год, и касалась только городского населения, немногочисленного в то время.
Возможно, это соображение не пришло в голову знаменитому писателю Ивану Гончарову, когда он восклицал: "А на елку не мешало бы и проклятие наложить! Ведь эти елки такая...пустая трата леса!".
Пройдя через все эти испытания, к началу XX века новогодняя елка все же обосновалась в России. Ее наряжали и устанавливали на Рождество 25 декабря, и она стояла до Нового года, или праздника Крещения 19 января. Новогодний праздник а воспринимался лишь как дополнение к рождественским.
Последнее слово в укреплении авторитета елки сказал балет Чайковского "Щелкунчик", где новогоднее дерево стоит в самом центре событий.
За что елку грабили, а потом запретили.
Надо сказать, русские добавили в немецкую елочную традицию свою отличительную особенность. Для детей ставили свою, особенную елку. И игрушками на ней были не стеклянные дорогие шары и бусы, а что-то вкусное: пряники, конфеты, булки. Когда заканчивались игры, хороводы и песни, взрослые уходили, оставляя детей наедине с елкой. И тогда происходил особенный ритуал - разграбление пушистой красавицы. Елку валили на пол и обдирали с ветвей вкусные подарки. Такое описание детского праздника встречается во многих рассказах российских писателей и писательниц начала прошлого века.
Елочная традиция прервалась в годы Первой мировой войны. В 1915 году в саратовских газетах появились негодующие статьи, описывающие "бесчинства" германских военнопленных. Оказывается, они в местном госпитале устроили себе рождественскую гулянку под елочкой. Было ли это правдой или газетчики старались раздуть антинемецкие настроения - мы не знаем. Однако по факту статья нешуточно взбудоражила российскую общественность. История закончилась тем, что император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.
Большевики и елка.
А что произошло с елкой в 1917 году? Представьте, ничего страшного не случилось. Да и не могло быть иначе, ведь многие руководители советского государства сами выросли на елочных традициях. К примеру, семья Ульяновых не только ставила елку для своих детей, но и обязательно приглашала в гости всех знакомых детей. "Лучшая елка была у Ульяновых..." вспоминали друзья семьи через много лет.
Большевики не только не запретили празднование Рождества и рождественскую елку. Напротив, отменили царский запрет на установку елки, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка.
После принятия нового, григорианского календаря, отношение новой власти в Новому году осталось вполне дружелюбным. Всего лишь появился новый, неофициальный праздник - Старый Новый год.
Православная Церковь тоже упорно хранила свое отношение к Новому году и елке, добавив к этому неприятие нового летоисчисления. Впрочем, мнение Церкви уже не учитывалось, поскольку еще при Временном правительстве, с марта 1917 года, начался фактический процесс отделения ее от государства.
Ленин поддерживал новогодние традиции личным примером. Известно, что в 1918 году председатель СНК и его жена Надежда Константиновна , встречали Новый год на Выборгской стороне в актовом зале местного училища, где собралась рабочая молодежь и рабочие Петрограда.
В дальнейшем по инициативе Ленина и Крупской новогодние елки устраивались для детей вплоть до его смерти в 1924 году.
Праздник елки после Ленина.
Но и после ухода Ильича традиция празднования Нового года и новогодней елки не заглохла. Большевики немало потрудились, превращая Новый год и Рождество в общенародный праздник. Под красными знаменами, разумеется.
По всей стране встречу Нового года проводили в рабочих клубах, домах культуры, театрах. Начинался праздник с веселых диспутов, выступлений самодеятельных артистов и популярной "Синей Блузы". Не обходилось без антирелигиозных тем. Что ж, это было ожидаемо, если учитывать отношение самой Православной церкви к советской власти...
Рождественские елки устраивались и для самых маленьких граждан. Больше всех повезло "организованным" малышам, то есть детсадовцам. Их праздником занимались отделы народного просвещения. Покупали елочные украшения и игрушки, угощения. С детьми разучивали песни, стихи, пьески - словом, все то, чем занимались все будущие поколения советских детей на новогодних утренниках.
Для "неорганизованных" и беспризорных детей тоже пытались организовать елки, но в основном неудачно. Собрать беспризорников не просто, да и ресурсы были ограничены.
Детские дома и школы тоже были стеснены в средствах. Приходилось собирать деньги, устанавливался обязательный родительский взнос, не пренебрегали и пожертвования обеспеченных людей. На собранные деньги покупали нехитрое угощение для детей: конфеты, пряники, хлеб, колбасу. Но нередко бывало так, что елка отменялась по банальной причине - не хватало дров для печей.
Елка снова под запретом?
Нет, новогодний праздник и елку большевики никогда не запрещали. Нет не одного документа, который говорил бы о том, что отношение советского государства к старой традиции изменилось. По-прежнему семьи собирались в полночь за праздничным столом.
Вот, например, стихотворение 1933 года, которое так и называется "Новый, 1933 год". Автор Борис Корнилов:
Полночь молодая, посоветуй, —
ты мудра, всезнающа, тиха, —
как мне расквитаться с темой этой,
с темой новогоднего стиха?
По примеру старых новогодних,
в коих я никак не виноват,
можно всыпать никуда не годных
возгласов:
Да здравствует! Виват! У стены бряцает пианино.
Полночь надвигается. Пора.
С Новым годом!
Колбаса и вина.
И опять: Да здравствует! Ура!
Я не верю новогодним одам,
что текут расплывчатой рекой,
бормоча впустую: С Новым годом…
А как же известный лозунг: ДОЛОЙ БУРЖАЗНУЮ ЕЛКУ?
Было и такое. В конце 1922 года, с подачи "любимца партии" Николая Бухарина, началась массовая антирелигиозная кампания. Под крылом Бухарина, вожди РКСМ Ефим Цетлин и Лазарь Шацкий возглавили кампанию под названием "Комсомольское рождество".
Акция "Комсомольского рождества" прошла в некоторых городах 6-7 января 1923 года. В сельской местности к начинанию отнеслись прохладно. Да и в Политбюро ЦК партии большевиков акцию не поддержали. На этом задор комсомольских вождей иссяк.
Что-то новое после 1935 года.
Новое состояло в том, что начиная с Нового, 1935 года, организация елок для детей полностью перешла в ведение и финансирование государства.
28 декабря 1935 года в газете "Правда" была опубликована статья П. П. Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!". Разумеется, за три дня хорошую елку не организуешь. Подготовка шла уже давно. Праздник получился красочный, щедрый на подарки. С настоящим Дедом Морозом.
Первым артистом, которому поручили роль Деда Мороза, стал Михаил Гаркави. Через год к советскому волшебному деду присоединилась его внучка Снегурочка. К сожалению, настоящее имя Снегурочки история для нас не сохранила.
Праздник елки стал символом радости, веселья и изобилия. Таким, каким его запомнил каждый, кто вырос в Советском Союзе.
Удовольствие было не только в самом празднике, но и подготовке у нему. Дети всех возрастов особенно радовались костюмированной части праздника. Школьники мастерили костюмы, учили роли для новогоднего представления. А сколько гордости было у девочки, которую выбирали для роли Снегурочки!
Деньги для праздника елки выделялись неукоснительно, но часть украшений, до самых последних лет СССР, по-прежнему делали вручную: из желудей, ракушек, из папье-маше, да и просто из окрашенной бумаги.
Все лучшее - детям.
Вот, к примеру, описание праздника елки в одном из детских садов при лесоповальном заводе (1936 год).
15 декабря было проведено совещание, совместно с представителями дирекции, парткома и завкома лесоповального завода. Заведующая детским садом... сделала сообщение о том, сколько в среднем будет стоить праздник елки....
Решили провести елку 31 декабря. Дирекция и завком горячо откликнулись и выделили на проведение елки 800 рублей. В комиссию по проведению елки были вовлечены родители.. 16 числа комиссия собралась, обсудила хозяйственные вопросы и началась горячая работа по закупке украшений на елку, гостинцев и подарков для детей, составлению праздничного меню и т.п.
25 декабря... обсуждалась памятка для родителей по проведению елки в семьях. Заготовили образцы костюмов для показа родителям. Вечером в этот день было проведено многолюдное общее родительское собрание... Познакомили родителей с планом проведения елки.. Были выделены родители в помощь педагогам по поделке игрушек на елку и по пошивке костюмов...
Помимо денежной помощи, дирекция завода относилась тепло и участливо ко всей подготовке: выполняла поручения, давала лошадь для поездок в город в связи с подготовкой, прислала электромонтера для проводки освещения на елку т.п.
Весь персонал детского сада, как говорят, "с ног сбились", чтобы провести праздник на "отлично" и доставить детям больше радости. Украшали елку педагоги и родители, а детям до начала праздника елку не показывали...
Старшая группа была так оформлена: на потолке от центра к углам были протянуты красивые гирлянды из зелени, украшенные разноцветными флажками и красными звездами. На белые тюлевые занавески со снежинками были брошены зеленые ветки, запушенные снегом.
На столе — макет из жизни севера: 2 чума, запушенные снегом, северные олени, собаки, запряженные в сани, на каких ездят эскимосы. На санях сидит эскимос. Другой охотник — эскимос стоит с ружьем и собаками. Вдали видны белые медведи...
В средней группе... макет уголка леса: сосны, занесенные снегом. В лесу охотник с ружьем и собакой. На деревьях сидят две белки. Под деревьями на снегу — три зайчика. За ними прячутся лисички. Из-за куста выглядывает волк.
В младшей группе ...от центра потолка во все углы звездой расходятся гирлянды из зелени и разноцветных еловых шишек. Портреты т. Ленина и т. Сталина во весь рост красиво украшены зеленью, красными флажками и красной лентой с большим бантом.
Еще более красиво и нарядно выглядел зал. На стене из красной ленты была выложена большая красная звезда, в центре ее — портрет т. Сталина...
На третьей стене сталинский лозунг: "Вырастим новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту".
В центре зала до самого потолка поднимается красивая, пушистая елка, нарядно украшенная разноцветными электрическими лампочками, блестящими шарами, гирляндами из флажков и шишек, большими хлопушками, фигурками зверей, маленькими куклами и игрушками.
Вверху большая красная звезда... Блестящих шаров и электрических лампочек на елке было много, и вся она сияла разноцветными огнями...
Каждому ребенку дали мешочек, в котором положены мандарин, яблоко, 2 пряника, 4 конфетки, несколько штук печенья и пирожное. Кроме этого, снегурочка доставала из-под елки красивые бонбоньерки с конфетами драже и давала каждому ребенку по коробочке и по маленькой игрушке. Когда все малыши получили подарки, они под музыку обошли вокруг елки и пошли одеваться домой."