Данный цикл хочется закончить самым главным объектом описываемой местности, без которого Ростовская земля не была бы столь славна – Борисоглебским монастырем и ее святыми. Конечно, данный монастырь почти всегда находился в некоторой тени святынь Ростова Великого. Вот и сейчас, большинство туристов, вращающихся десятками тысяч по Золотому кольцу, редко посещают Борисоглебское, не говоря уже о тех селениях, что были описаны ранее. Правда Ростов никогда не оставлял своего младшего брата без опеки. Даже в новейшей истории возрождение Борисоглебской обители происходило с помощью Спасо-Яковлевского Ростовского монастыря. Он же основал несколько подворий в бывших борисоглебских монастырских вотчинах, взяв на себя расходы по их восстановлению. И все же Борисоглебский монастырь имеет и свою славную историю, о которой вкратце расскажем.
Начнем с того, что Ростов является родиной самого прославленного русского святого – преподобного Сергия Радонежского. Предположительно семья его проживала в селе Варницы, где с XV века стоит красивый Троицкий монастырь. После переселения в Радонеж, прп. Сергий не оставлял свою родину без попечения и иногда навещал ее. В 1360-х в здешних лесах поселились два инока из Великого Новгорода: Федор и Павел. Как-то раз, узнав о том, что в Ростове гостит святой Сергий, они направились в город к князю Константину и епископу Игнатию с прошением об устройстве монастыря. Взяли благословение и у Сергия, попросив определить место будущей обители. Указав живописное место в 18 верстах от Ростова, преподобный сказал: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Бориса и Глебе в помощь да будут, в предыдущие времена превознося монастырь под великими лаврами». Таким образом, можно констатировать, что уже тогда была установлена глубокая духовная связь между Радонежьем и Ростовской землей.
Предсказание преподобного исполнилось в следующем XV веке. В 1434 году в обители нашел свое спасение Василий Темный, разбитый в бою войсками своего дяди Юрия Звенигородского. С самого основания монастырь принадлежал московским митрополитам, которые поддерживали Василия в борьбе за престол. После этого случая «Московский князь Василий Васильевич и его мати Великая княгиня Софья Витовтовна велию веру имели в сию обитель», как сообщала летопись. Монастырь стал считаться домашним великокняжеским. В 1440 году игумен Борисоглебского монастыря Питирим крестил Ивана Третьего. С тех пор монастырь стал быстро богатеть и обрастать вкладами в виде земель. Вкладчиками были в основном московские князья и цари, и их бояре: Сабуровы, Бельские, Чеботовы, Молчановы, Грязные, Хворостинины, Пивовы, Шереметевы и другие. Многие из них стали и пострижениками обители. Во времена опричнины монастырь использовался и как место ссылки, где насильно постригали опальных бояр. Например, бояр Василия Молчанова (инок Вассиан) и Ивана Яковлевича Чеботова (инок Иона). В 1565 году здесь был замучен князь Петр Михайлович Щентяев (инок Пимен). Тем не менее, царь Иоанн Грозный сделал более 20 вкладов в обитель. К середине XVII века монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.
Богатые подношения позволили с 1520 года начать в монастыре грандиозное каменное строительство с помощью известного зодчего Григория Борисова. Уже к 1523 году был возведен Борисоглебский собор, затем Благовещенская церковь, настоятельские покои и братские корпуса. Современный архитектурный ансамбль представляет собой прекрасный образец допетровской русской архитектуры. Правда постройки XVI века дошли уже в сильно обновленном и перестроенном виде. Также и внушительных размеров каменная монастырская стена, имеющая более километра в длину и включающая 14 башен, высотой в 25-40 метров, имеет уже скорее декоративный характер, т.к. возводилась в конце XVII века.
В эти же благоприятные для монастыря годы в обители подвизался ныне самый известный борисоглебский святой – преподобный Иринарх Затворник (1548-1616 гг.). Родился он в крестьянской семье в селе Кондаково в Ростовском уезде (это совсем недалеко от Давыдово и Ивановского), где жил до 18 лет. Уже тогда юноша отличался благочестием и любил молитвенное уединение. Близ родного села на источнике, святой Иринарх вырыл колодец и поставил часовню. Святой прославил монастырь невероятными подвигами: 38 лет он находился в затворе, а 25 лет из них носил на себе тяжелые железные вериги и цепи. Спал 1-2 часа в сутки и бил себя железной палкой. Эти «орудия спасения» сохранились до наших дней, поэтому можно не только представить, но и увидеть, и даже надеть на себя эту тяжелую ношу святого: «142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, «связни», которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника».
Своими подвигами святой Иринарх получил известность еще при жизни. Его посещали не только простые верующие крестьяне, но и известные полководцы и бояре того неспокойного времени: князья Б.М. Лыков, М.В. Скопин-Шуйский, Д.М. Пожарский и К. Минин. В некотором роде преподобный Иринарх повторил историю преподобного Сергия Радонежского (что опять же говорит в пользу невидимой духовной связи Ростовской земли с Радонежьем) – он благословил и поддерживал русские войска в борьбе с иноверными врагами, ополчившимися на Русь. Так, он предсказал Василию Шуйскому пленение Руси поляками, а вскоре, в 1609 году и сам монастырь был захвачен отрядами гетмана Яна Сапеги. Старец не побоялся польского воеводу и стал смело уговаривать его покинуть Русь, предсказывая ему, в случае ослушани, неизбежную смерть. Сапега не стал разграблять монастырь и даже одарил старца Иринарха. Хотя обитель была пограблена еще ранее войсками пана Сушинского. Вскоре монастырь и все окрестности были очищены от польско-литовских войск отрядами князя Михаила Скопин-Шуйского, племянника московского царя Василия Шуйского. Преподобный Иринарх послал князю свое благословение, крест и просфору, сказав: «Дерзай, князь Михаил и не бойся: Бог тебе поможет». При духовной поддержки старца князь Михаил стал одерживать над войсками Сапеги одну победу за другой, освободив множество городов, в том числе и осажденную Троице-Сергиеву лавру. В 1611 году Ян Сапега, как и предупреждал его старец, умер в Москве.
Новый захват монастыря пришелся на 1612 год, когда польско-литовские интервенты снова активизировались на Руси. Вся братия, кроме святого Иринарха с учениками, разбежалась. Снова старец стал призывать ляхов возвратиться в свою землю, предсказывая им скорую смерть. На этот раз пан Каменский послушал старца и вернулся на родину, не тронув монастыря и город Ростов. Когда весной 1612 года второе ополчение остановилось в Ярославле, снова была очищена и Ростовская земля. Князь Дмитрий Пожарский и другие лидеры ополчения не решались идти на Москву, видя несогласия внутри войска. Но святой Иринарх и здесь духовно поддержал ополчение и велел идти под Москву, предсказав: «Увидите славу Божию». Он также передал князю свое благословение и просфору. На протяжении всего Смутного времени святой старец слезно и усердно молил Бога о помиловании Русской земли, что в итоге и произошло.
Теперь мощи его покоятся в Ильинском приделе Борисоглебского собора, а на месте подлинной деревянной кельи старца у восточной монастырской стены, с XVII века была выстроена каменная келья-часовня. Здесь же до революции хранилась часть вериг и цепи преподобного Иринарха. Теперь они хранятся у раки преподобного в алтаре собора.
Интересна история сохранения этой великой святыни Ростовской земли. После смерти преподобного, вериги хранились в монастыре, как и сейчас. В 1830 году один железный крест был кем-то похищен. Затем в 1878 г. по благословению Ярославского и Ростовского архиепископа Нила часть вериг была перенесена в Рождественскую церковь родного села Иринарха Кондакова по просьбе сельчан. После пожара и закрытия храма в 1930 году, эта часть вериг была перенесена в Троицкую церковь села Губачево Угличского уезда. А в 1962 (по другим сведеньям в 1965) году, когда закрыли и эту церковь, святыня поступила на хранение в Угличский историко-художественный музей. По просьбе настоятеля их вернули монастырю в 1998 (1999) году. Именно с ними проходит ежегодный Иринарховский крестный ход. Другая часть вериг, по-видимому, оставалась в стенах обители, до конца 1920-х годов, когда монастырь превратили в музей. Известно, что работники музея пытались спасти как можно больше ценностей монастыря, но большинство артефактов было перемещено в музеи Москвы, Ярославля и Ростова. Информации об этой части вериг в интернете я найти не смог. Возможно, она также возвратилась в монастырь в конце XX-го века.
Всенародное почитание старца, начавшееся еще при его жизни, после смерти только усилилось. От вериг по свидетельству верующих происходили исцеления и иные чудеса. Через несколько десятилетий, со второй половины XVII века, установилась традиция ежегодного крестного хода с иконой преподобного Ирирнарха вокруг стен Борисоглебского монастыря в день его памяти. Прославлен он был не позже 1688 года, когда над местом погребения была установлена рака. Также летом проходили крестные ходы в окрестные села, в том числе и в село Кондаково.
Наконец, 1873 году архиепископом Ярославским и Ростовским Нилом (Исаковичем) было постановлено проводить ежегодный крестный ход с иконой преподобного от монастыря до Кондаково по определенному маршруту, с заходом в несколько сел: Давыдово, Ивановское-на-Лехте, Андреевское и др. Длился он около недели, число участников не превышало несколько тысяч человек. Заканчивался крестный ход молебном у святого источника близ села Кондаково, где любил бывать старец (так называемый, колодчик святого Иринарха). Однако, другие крестные ходы по окрестным селам также продолжали проводить. Почитание преподобного в Ростовском уезде было огромным.
Славился монастырь и своей ярмаркой, которая устраивалась у южных стен монастыря с древних времен в престольный праздник, с 30 апреля по 3 мая по ст.ст. Торговцы также участвовали в крестном ходе, устраивавшимся 2 мая вокруг монастыря. Ярмарка проводилась здесь примерно до 1930 года, во время ВОВ площадь была занята огородами эвакуированных ленинградцев, а с 1950-х разбит парк, существующий и поныне.
Продолжение следует.
Первую часть читайте здесь:
Вторую часть читайте здесь:
Третью часть читайте здесь:
Четвертую часть читайте здесь:
Все части смотрите в подборке.