Найти в Дзене
Литрес

Страшные картины: какие русские цари использовали монастыри в качестве тюрем

В истории Российского государства монастыри играли важную роль не только в духовной, но и в политической жизни. Для жен, сестер и дочерей русских царей, которые становились «неугодными», монастырь часто оказывался своеобразной ссылкой или тюрьмой, позволявшей устранить их из публичной жизни без кровопролития. Причины этого решения коренились в традициях, политических расчетах и попытках избежать скандалов, угрожающих престижу власти. В нашей статье расскажем, откуда появилась такая практика и о тех, кто ее использовал в своих целях. Истории насильственного пострига часто становились сюжетами для картин русских художников. На картине Николая Матвеева «Против воли постриженная» (1887 год) изображена женщина в черном одеянии. Это знатная дама, которую отправили в монастырь в расцвете своих лет. Возможно, художник хотел изобразить супругу императора Петра I Евдокию Лопухину. Ее, 29-летнюю, заточили за то, что царя женили без его согласия. Впервые монастыри стали использовать для устранения
Оглавление

В истории Российского государства монастыри играли важную роль не только в духовной, но и в политической жизни. Для жен, сестер и дочерей русских царей, которые становились «неугодными», монастырь часто оказывался своеобразной ссылкой или тюрьмой, позволявшей устранить их из публичной жизни без кровопролития. Причины этого решения коренились в традициях, политических расчетах и попытках избежать скандалов, угрожающих престижу власти.

В нашей статье расскажем, откуда появилась такая практика и о тех, кто ее использовал в своих целях. Истории насильственного пострига часто становились сюжетами для картин русских художников.

На картине Николая Матвеева «Против воли постриженная» (1887 год) изображена женщина в черном одеянии. Это знатная дама, которую отправили в монастырь в расцвете своих лет. Возможно, художник хотел изобразить супругу императора Петра I Евдокию Лопухину. Ее, 29-летнюю, заточили за то, что царя женили без его согласия.

Впервые монастыри стали использовать для устранения «неугодных» со времен Василия III. Его супруга Соломония Сабурова не могла иметь детей. Вместо развода, царь сослал ее в монастырь и снова женился. Будущий наследник Василия III, долгожданный сын – Иван Грозный – активно использовал прецедент, который создал его отец. Затем «традицию» переняли и последующие русские цари и бояре.

Жены Ивана Грозного

Иван IV Грозный стал рекордсменом среди русских царей по числу жен. За свою жизнь он был женат не менее восьми раз, хотя по церковным канонам разрешалось только три брака. Его жены, утратившие благосклонность или оказавшиеся жертвами интриг, часто заканчивали свои дни в монастырях.

К. Лебедев. Насильственный постриг. 1896 год
К. Лебедев. Насильственный постриг. 1896 год

Например, вторая жена Грозного, Мария Темрюковна, была обвинена в колдовстве и умерла при загадочных обстоятельствах. Затем подозреваемых в неверности или заговоре жен Иван ссылал их в монастырь, чтобы избежать открытого конфликта и сохранить видимость благочестия. Монастырь, с одной стороны, служил «почетной» изоляцией, а с другой – инструментом политического контроля.

Судьба семейства Бориса Годунова

Борис Годунов, пришедший к власти, также использовал монастыри для «нейтрализации» нежелательных родственников. Его сестра Ирина, супруга царя Федора Ивановича, после смерти мужа была насильно отправлена в Новодевичий монастырь, где приняла постриг под именем Александра.

-3

Для Годунова это был способ удержать власть и минимизировать риск появления претендентов на трон.

«Неугодные» во времена Петра I

Петр I, реформатор и властитель с жесткой рукой, также применял ссылку в монастыри как меру наказания и устранения неудобных женщин. Его первая жена, Евдокия Лопухина, не соответствовала представлениям Петра о «современной» жене, была выдана замуж без согласия супруга. Она была отправлена в Суздальский Покровский монастырь, где провела большую часть своей жизни. Для царя ссылка Евдокии стала шагом к легитимизации второго брака с Екатериной I и укреплению своей реформаторской политики.

Ссылали в монастырь не только жен. Часто так избавлялись от соперников.

И. Репин. Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. 1879 год
И. Репин. Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. 1879 год

В этом случае показателен принудительный постриг царевны Софьи Алексеевны, которая одно время была регентшей. После стрелецкой «Хованщины» Петр I приказал отправить ее в Новодевичий монастырь и постричь в монахини под именем Сусанны. Все, кто сочувствовал Софье, а именно ее родные сестры, Евдокия, Мария и Марфа – отправились за ней.

Ссылка в монастырь была относительно гуманной альтернативой казни. Однако монастыри, будучи религиозными учреждениями, становились своеобразными «тюрьмами», где бывшие царицы и княжны лишались влияния и теряли связь с внешним миром.

По приказу царей опальных женщин могли морить голодом и холодом, избивать. Так политическая система использовала религиозные институты для решения внутрисемейных и государственных конфликтов.

-5

Подробнее о судьбах женщин в истории России расскажет книга Василия Гавриленко «Цветы со шрамами. Судьбы женщин в русской истории».

Будьте в курсе главных литературных трендов! Больше полезных статей читайте в Литрес Журнале.

Читать

-6