Они возникают спонтанно и зависят от множества факторов и условий. Ученик может плохо себя чувствовать, быть уставшим, огорченным каким-то предыдущим событием, думать о чем-то другом, что вызывает больше эмоций и т.д., и т.п.
Разумеется, большинство ошибок допускается в результате плохого усвоения знаний. Упомянутые в моей предыдущей публикации тесты вроде бы имеют целью выявление тех мест, где есть пробелы в знаниях. Помочь объективно диагностировать и оценить знания могут лишь такие тесты, в которых нет преднамеренно допущенных ошибок, а продуманы открытые задания.
Такие задания разработать сложнее. Любые задачники - это именно то, что надо.
В процессе решения задачи ошибки могут возникнуть где угодно. Цена (вес) такой ошибки всегда разная 🤔 Это усложняет процесс итоговой оценки знаний.
Поэтому я не люблю оценки! Они всегда необъективны!
Одно дело, когда допущена логическая ошибка, применено не то правило (теорема, метод) решения задачи. И совсем другое - если ошибка случайна. Например, в задаче по математике вдруг подсчитали что-то неверно, ошибаясь в элементарных арифметических операциях. Кстати говоря, у меня было много таких "простых" ошибок 😊
Я невероятно волновалась на всех олимпиадах и экзаменах, забывая то, что отлично знала. И это приводило к обидным ошибкам! Возвращаясь в нормальное состояние, я легко и быстро могла исправить любую такую ошибку.
А сколько мы все допускаем всевозможных опечаток и описок? Это ведь тоже ошибки!
Конечно, любая ошибка приводит в итоге к неправильному ответу в задаче, или некорректному выполнению программы, или "неправильному" пониманию и поведению... Но можно ли всегда однозначно и объективно оценить реальные знания и опыт при наличии таких разных ошибок и причин их возникновения? 🤔
Некоторые ошибки исправить довольно легко. А другие – порой почти невозможно… Мы их называем непоправимыми, недопустимыми. Существуют сферы высокой ответственности, где непростительны и недопустимы даже самые мелкие ошибки! К примеру, врач ошибся в диагнозе или сделал описку в рецепте лекарств для пациента… Или архитектор случайно допустил ошибку в расчетах проекта здания… И так далее, и тому подобное.
В очередной раз, делаю вывод, что учиться на ошибках (как своих, так и чужих) необходимо! В том числе, для того чтобы прочувствовать цену любой ошибки и степень её непоправимости. А в работе с детьми стоит говорить о цене ошибки в разных сферах жизни и деятельности человека, чтобы это стало дополнительной мотивацией для формирования навыков внимания, концентрации, ответственности за себя и других.
С любовью к ошибкам, Ольга Елисеева.