Новочеркасск. Основание города
Этот год стал отправным и судьбоносным для истории, как существовавших на тот момент, так и будущих некоторых населенных мест земли Войска Донского. Об основании Нового Черкасска «много чего» и разными авторами написано, повторимся и мы для непрерывности и целостности изложения Хронографа.
В прошлом году было окончательно принято решения о переносе главного войскового города на новое место. В конце года генерал-лейтенант де Воллан при картографических работах для составления плана нового города, осмотрел и речную сеть возле него. Им были даны распоряжения произвести гидротехнические работы по устройству 7 плотин на рукавах, выходящих из реки Оксая (Аксая) между Доном и Тузлой и углубить дно у вершины Оксая. Ему помогал в осмотре капитан инженерного корпуса Ефимов. По убытию де Воллана, Ефимов был оставлен для надзора за проведением этих работ, и последующих работ по основанию города в соответствии с планом. Под его присмотром состояли казаки рабочего полка войскового старшины Русина и команды капитана Машлыкина, которые до этого были задействованы на отсыпке Черкасска. Для зимних работ для них были выстроены балаганы, закуплено до 300 саней для доставки материалов.
Начались подготовительные работы и для строительства города. За зиму были определены места заготовки материалов, их учет, назначены ответственные за подготовку материалов и их доставку. Всё это делалось заранее без спешки и в строго намеченные сроки.
За отпуск и учет дубового леса отвечал войсковой комиссар старшина Федор Афанасьевич Кутейников (впоследствии полковник Кутейников 4-ый). Первоначально использовался лес, бывший на учете в Черкасске и частично с разбора бастиона Анненской крепости, в дальнейшем лес предполагалось заготовлять возле Качалина и Дубовки.
Помимо оставшегося от отсыпки Черкасска желтого камня (песчаника), он был закуплен на аксайских горах и организована его ломка в ямах Большого Лога и Тузлова, под началом капитана Машлыкина. Дикий камень заготавливался в Усть-Белокалитвенской станице, щебень на Большом Логу и близ Каршина двора.
Есаулом Меркуловым и малороссиянином Крохиным на Арпачинских заводах приготовлялся кирпич. Для его хранения возле станицы Кривянской был устроен войсковой кирпичный сарай, на что было задействовано 100 человек из рабочих полков.
Известь заготавливалась на 2-х войсковых заводах при Мокром Донце у Чалтыря командой под управлением сотника Болдырева.
Помимо 12 завозен (больших лодок плоскодонок для перевозки грузов), оставшихся после отсыпки Черкасска, было дана команда поручику Кустову соорудить в Качалине к весне ещё 8 лодок.
Войсковому архитектору Ивану Андреевичу Бельтрами поручено исполнение рисунков первых зданий: войсковой канцелярии, гимназии и лазарета. В его распоряжении были уже загатовки: план гимназии, сочинённый ротмистром Осадченковым и план лазарета, доставленный из Петербурга. После этого необходимо было посчитать стоимость строительства и доли участия войсковой и государственной казны. За проектом войскового собора атаман обратился в Санкт-Петербург.
В столичных газетах (Санкт-Петербурга и Москвы) были помещены объявления о наборе мастеровых людей (каменщиков, плотников, штукатуров, столяров и плотников), которые должны были прибыть на место строительства к 1 апреля с удостоверениями благонадежности.
На переселение в новый город дали свое согласие в общей сложности 1399 человек (генералов, офицеров, простых казаков и крестьян-малороссиян) и отдельно целая станица - Татарская. Большинству из них обещалась материальная помощь – пособие, которое на всех оценивалось в сумме 1 230 000 рублей. Реально взаимообразно было выделено правительством 100000 рублей на сооружение общественных зданий и 200000 рублей на пособия переселяющимся обывателям.
С весной началась «движуха» с доставкой материалов. В основном материалы доставлялись лодками. В каждую завозню определялся экипаж из 6 казаков рабочих полков и лоцмана. Лес отпускался комиссаром Кутейниковым команде хорунжего Сафьянникова, которая сплавляла его полой водой от Качалина и Дубовки до Черкасска, а от него лодками к Новому Черкасску, где он складировался. Сафьянников же отвечал и за подготовку леса по образцу инженера Ефимова. Лодками доставлялся бут и известь. Дикий камень решили не возить в силу его тяжести, да и первоначально в нем не было необходимости, а летом уже определить способ его доставки. Были сформированы и распределены команды рабочих полков по местам заготовки материалов.
Как только просохло, начались полевые работы в соответствии с планом города Де Волана, утвержденного императором. Плугами, запряженными волами, вытребованными с ближайших Заплавской, Кривянской и Грушевской станиц были размечены проспекты, улицы, кварталы будущего города, кольями отмечены места отдельных строений. Началось рытье колодцев. Первыми сооружениями в новом городе стали деревянная церковь и три деревянных сарая. Строились они из леса, предназначенного для зимних балаганов рабочих, работающих по заграждению рукавов Оксая. Первый предназначался для извести, и был накрыт камышом. Два других, вместимостью по 100 человек каждый, с окнами, комнатами, крытые лубом. Один предназначался для лазарета, а другой для войсковой канцелярии рабочих и служащих.
Сразу столкнулись с неимоверными сложностями. На месте города было немало балок и оврагов, которые нужно было засыпать и выравнивать, только 2 или 3 улицы не пересекались ими. Грунт был сложный: под незначительным верхнем слоем чернозема, располагалась глина, которая при непогоде превращалась в непроходимую грязь. Доставка материалов в таких условиях, да ещё на большую возвышенность, была очень трудоемкой задачей.
Ощущался недостаток в питьевой воде. Много вырыто колодцев, иногда на значительную глубину, но они вскоре были заброшены из-за отсутствия воды. Другие хотя и имели достаточно воды, но эта вода была негодна к употреблению, оказалась соленой.
Тем не менее, 2 рабочих полка казаков по 500 человек, войсковые мастеровые казаки, приписные к станицам крестьяне, нанятые пришлые мастера, побуждаемые неутомимым атаманом, следившим за ходом работ, делали свое дело.
Платов рапортовал императору, что к 10-му мая войсковая канцелярия переезжает во временный лагерь на летнее время для удобства производства городовых работ.
Ко времени закладки города был устроен молитвенный дом-часовня, который должен был удовлетворять религиозные нужды казаков рабочих полков и первых жителей города. Он был выстроен за полтора месяца войсковыми плотниками и крестьянами по чертежам Ефимова, под присмотром протоиерея Алексея Герасимовича Оридовского. Центр был устроен на 4-х столбах, из досок и щелёван с обеих сторон сосновыми досками, купол покрыт листовым железом. Кровля, главы и кресты окрашены зеленой, а стены белой красками. Во все окна вставлены железные решетки. Внутри часовня расписана неизвестными художниками образами, под руководством Оридовского. Приготовлен выносной амвон, для предстоящей торжественной службы.
В начале мая по ближайшим станицам был разослан приказ войскового атамана Платова явиться 16 мая станичным атаманам вместе с почтенными стариками и наличными казаками при оружии и знаменах, для участия в торжествах закладки Нового Черкасска. Поступить в распоряжение полковника Акима Акимовича Карпова 2-го, который укажет линию расположения. А чтобы приказ действовал наверняка, сообщил, «что будут столы с выставленными чанами горячего вина и меду, а к вечеру последует иллюминация месту воды, вокруг онаго протекающей».
15 мая в Новый Черкасск прибыл преосвященный Арсений (в миру Василий Москви́н), епископ Воронежский и Черкасский, вместе с архимандритом задонского монастыря Тимофеем и старобельским отцом протоиереем Иоанном Грековым. На следующий день в сопровождении Платова и старшины они осмотрели место будущего города, построенную часовню. А 17 мая отслужили в Варваринской церкви Грушевской станицы обедню.
18 мая в день великого православного праздника Вознесения Господня состоялась торжественная закладка и освящение нового города. В соответствии с записками протоиерея В. Рубашкина, очевидца событий происходило это нижеследующим образом.
18 мая, в день великого православного праздника Вознесения Господня, состоялось торжественное мероприятие — закладка и освящение нового города. Очевидец событий протоиерей В. Рубашкин описал его в своих записках.
При огромном стечении народа, выстроившихся представителей более 30 станиц (в целях сохранения свидетельств об этом событии, из каждой станицы обязаны были присутствовать по три подростка), генералитете и офицерах в полном составе, при всех клейнодах и знаменах войска прибыл преосвященный Арсений, которого встречал протоиерей А.Г. Оридовский с местными церковнослужителями. В специально выстроенной часовне, тут же освященной, была прочитана литургия, и по окончании которой вышли на место, где предполагалось строить соборную церковь во имя Вознесения Господня. Здесь владыка совершил освящение воды и окропил это место, и положил основание её божественной песней «Основа и Вышний».
На месте закладки, соборной церкви Вознесения в особо выстроенный кирпичный склеп войсковой атаман Матвей Иванович Платов и епископ Арсений вложили в вызолоченном футляре серебряную закладную доску с гербом войска Донского и надписью-титлой. На обороте был изображен герб войска. В футляр были положены вышедшие того же года: золотые империал и полуимпериал, серебряные рубль, полтинник, четвертак и гривенник. Над этим был тотчас же сделан кирпичный склеп и поставлен караул.
Потом процессия из священнослужителей, старшины войска и казаков проследовала по маршруту будущих первоочередных строений города: гостиный двор, церковь Александра Невского, войсковая канцелярия, гимназия. Все посещаемые места были освящены, процессия вернулась к часовне, где и была окончена духовная часть.
Потом начался праздник. Под грохот пушек и ружей, гости проследовали к шатру у места будущей войсковой канцелярии, где накрыт был стол для важных гостей. Для угощения народа на площади были поставлены длинные из досок столы с выпивкой и закуской.
После закуски с речами важных чинов и стихами детей старшины началось представление. На особом возвышении, был поставлен громадный цельный жареный бык, начиненный разными жареными птицами, с вызолоченными рогами и покрытый алою фатою. По условленному выстрелу пушки, народ кинулся к быку и вмиг разнес его по частям. Наперед было объявлено, что тот, кто сорвет голову быку, получит особую награду. Это сделали после долгой борьбы три артиллериста, за что и получили 25 рублей от Федора Евтеевича Черевкова, непременного члена войсковой канцелярии.
На этой же площади были поставлены две высокие мачты, на вершине которых были положены в кошельках на одной 50, а на другой 30 руб. Кто первый влезет, тот и должен был получить те деньги. По второму выстрелу пушки народ бросился к мачтам, началась борьба, свалка... Многие пытались достать добычу, но тщетно. Наконец, после многих усилий, двое из казаков достигли-таки вершин мачт и кроме добытых ими денег получили еще от развеселившегося начальства щедрое вознаграждение. Во все время этого празднества играла музыка, и палили из 12 пушек.
После закуски и представления был сервирован обед на 300 персон. Для «черного люда» были выставлены с водкой ушаты. Все были веселы и довольны. Вечером был дан атаманом великолепный бал. Вся местность, даже суда на реке и острова, оставшиеся от разлива Дона, были иллюминованы разноцветными огнями. Во многих местах просто горели лагуны с дегтем.
19 мая в Вознесенской церкви архимандрит Тимофей служил соборне, преосвященный слушал святую литургию. Потом был дан обет знатным персонам. Все станицы были отпущены домой.
Дата 18 мая стала днем основания города Новочеркасск (современный день города отмечается в 3-ю субботу мая). С основанием города, все определено: дата, название, статус (город-столица войска Донского), в наличии документы и описания основных событий Мало, кто будет спорить, хотя и можно: почему не 1804 год (год указа) или год основания хуторов, которые находились на северной, восточной и юго-восточной оконечности возвышенности, а это середина 18 века. Но святость и красота свершившегося действа под названием основание города Новочеркасск не вызывает вопросов с датировкой.
С нашим городом всё иначе. Здесь нет никакой логики и связи между различными аспектами: датой, статусом, документами, действиями, названиями и основателями. Тем не менее, мы постараемся разобраться в этой ситуации и определить приоритеты.