Новая Зеландия — почти идеальное место для съёмок фильмов или сериалов. Сама природа просит стать декорацией, камни вопиют. Иногда — буквально. Где лучше исследовать грани человеческой души, если не в экстремальной ситуации? Например, после землетрясения. Это и формальный спусковой крючок для драматических поворотов в отношениях между людьми, и аллегория происходящего в этих отношениях: пропасти в земле порождают пропасти между людьми, даже между самыми близкими подругами.
Сериал: «Заклятые подруги» / Friends Like Her
Создатель: Сара-Кейт Линч
Авторы сценария: Сара-Кейт Линч, Джосс Кинг, Гарри МакНотон
Режиссёр: Джошуа Фриззелл
Продюсеры: Стивен Заноски, Сара Кейт-Линч, Кэтлин Андерсон, Марианна Кэрролл
Актёры: Моргана О’Рейли, Тесс Хобрич, Джерод Роуири, Винни Беннетт, Элизабет Хоторн, Джеймс Тревена, Аллегра Джонс
Землетрясение сразу и начинается в прологе сериала из шести эпизодов. Место действия — реальный новозеландский городок Каикоура на Южном острове. Это один из важнейших центров туризма в стране, его название — в переводе с языка маори «Еда из лангустов» — говорит само за себя. Туда приезжают плавать с дельфинами, наблюдать за китами, стоять рядом с морскими котиками и тюленями на берегу и так далее. Землетрясение тоже показано реальное — ноября 2016 года. Тогда погибло всего два человека, но толчки магнитудой 7,8 и 7-метровое цунами нанесли ущерб на миллиарды долларов. Каикоура на много месяцев оказалась отрезанной от остальной страны по суше: десятки оползней на автомобильной и железной дорогах, разрушенные мосты и многое другое.
На этом фоне разворачивается вымышленная мелодрама. Главные героини — Николь (Моргана О’Рейли) и Тесс (Тесс Хобрич), «лучшие подруги» (если этот термин вообще имеет право на жизнь), их мужья — родные братья. Однако за кажущейся семейной идиллией скрывается давно копящееся напряжение. Николь — полноватая брюнетка, выглядящая, в общем, посредственно, зарабатывает её семья не так уж много. А тут землетрясение почти разрушило принадлежащую ей с мужем Лиамом (Джерод Роуири) гостиницу для туристов — да в город гостям теперь и не добраться, страховая компания же тянет резину. Лиам устраивается рабочим на восстановлении дороги, но денег на семью с тремя детьми не хватает. Дело доходит до покупки продуктов в магазине в долг. И Николь такая в городке не одна.
Напротив, Тесс — абсолютная противоположность, высокая худая блондинка. Когда она появляется на публике, мужчины коллективно пускают слюни, женщины, кипя от злости, обмениваются друг с другом понимающими взглядами (а за глаза перемывают кости). С деньгами же не было бы счастья, да несчастье помогло: пока остальной город затягивает пояса, вертолётный бизнес её мужа Роба (Винни Беннетт) попёр в гору — авиация оказалась единственным средством сообщения между Каикоурой и «большой землёй». Доходит до того, что Тесс посылает Роба на вертолёте за новыми туфлями в ближайший крупный город за 180 км. Но для неё дом Николь (любящей публиковать приторные фотографии «семейного счастья» в соцсетях) — предмет болезненной зависти. Никакие деньги не могут купить героине то, чего она хочет на самом деле — ребёнка, которого не смогла зачать или выносить за 10 лет брака. Не могут и в переносном смысле, и в прямом: в Новой Зеландии запрещено коммерческое суррогатное материнство, только «по доброте душевной» силами родственниц или подруг.
Николь вынашивает ребёнка, зачатого в пробирке от Тесс и Роба. Но неприязнь постепенно накапливается: в копилку идут и денежные дела, и страх измены мужа с яркой Тесс, и даже конфликт с участием семейных собак.
В итоге чаша терпения Николь переполняется, отношения разваливаются, и она отказывается отдать новорожденную Тесс. Братья не хотят ссориться ни друг с другом, ни с собственными жёнами, но встают перед выбором. С другой стороны, как Лиаму кормить незапланированный шестой рот в семье без дохода? С третьей — а нужен ли ребёнок Робу, или ему достаточно жены с внешностью топ-модели и денег?
Дальнейшее можно было снять в гоголевском стиле чёрного комедийного триллера, но создательница сериала, писательница Сара-Кейт Линч решила пойти по самому простому пути — мелодрамы с криминальным оттенком, переходящей в мыльную оперу. «А почему вообще “добрая душа” Николь согласилась стать суррогатной матерью? Как две таких женщины стали подругами? Возможна ли вообще женская дружба?» В какой-то момент «Заклятые подруги» начинают напоминать конвейерные поделки «Нетфликса» по книгам Харлана Кобена (сериалов снято восемь штук — и планируют примерно столько же, качество соответствует количеству).
Всё это не очень интересно. Практически ни один взрослый персонаж не вызывает симпатии — они поголовно эгоистичны, импульсивны, склонны к манипуляциям, нарциссичны (и не могут поставить себя на место другого). Возможно, проблема заключается в исполнении: можно заполнить шоу одними плохими людьми, и зрители всё равно будут им сопереживать — получилось же у «Клана Сопрано» или «Наследников». В итоге через трещины в отношениях и в окружающем мире на фоне проблем подросткового возраста и профнепригодности взрослых проваливается в бездну персонаж Эммы, дочери-подростка Роба от предыдущих отношений. У юной актрисы Аллегры Джонс удачно получилось показать посттравматическое расстройство после землетрясения, перерастающее в трагедию. Хотя и четвёрка основных актёров-«супругов» тоже компетентна. Просто этого недостаточно.
Хуже всего — не слишком скрываемая необъективность Сары-Кейт Линч по отношению к персонажам (хотя и предсказуемая, если посмотреть на её фотографии). Это практически мем про Данте: «Хороший аргумент. Но я написал книгу, где я крутой, а ты горишь в аду». Тут (извините за спойлер): «Да, ты красивая, зато я сняла сериал, где вертихвостка вроде тебя выведена на чистую воду и унижена, а персонаж, сыгранный актрисой, похожей на меня, становится счастливой и богатой».
Единственное, что даёт хоть какой-то шанс шоу на частичное искупление — закладки для потенциального второго сезона, где можно попытаться всё переиграть в плане сюжета и развития персонажей. За криминальной развязкой издалека наблюдает некий силуэт, который можно и упустить из вида (потенциальное воздаяние?). А Тесс, возможно, и не бесплодна (но кто отец?). В общем, если вам нравятся мелодрамы и женские разборки, сериал для вас — иначе потеряете время.
Не спасают даже завораживающие пейзажи, хотя становится понятно, почему Каикоура привлекает туристов. Но горожане — по крайней мере, если верить «Заклятым подругам» — худшая часть города. В какой-то момент отельер Лиам даже выражает недовольство тем, что должен обслуживать понаехавших гостей. Если стояла задача прорекламировать «Еду из лангустов» миру, на неё лучше было «смотреть глазами Сенкевича» или Кусто в документальном фильме о природе.