Авиация союзников Германии делится на две большие части. Некоторые страны не имели своей авиации, такие как Хорватия и Словакия. Эти марионеточные государства были всячески поддерживаемы Германией в пику Сербии и Чехии. Даже решено было создать истребительные отряды из пилотов этих стран. Эти отряды включены были в JG52 и действовали на Кавказе и в Крыму. Естественно, пилоты этих отрядов воевали на обычных бф-109 и подчинялись немецкому начальству. Система зачёта побед, тактика, структура – всё в точности было, как в Германии. Да и действовали они обычно совместно с немцами. Немцы были люди умные: они всячески поощряли национализм искусственно созданной нации «словаков», что в конечном итоге привело к созданию нынешнего государства Словакии. Похожая ситуация с Хорватией, причём, если Словаки оказались для немцев очень плохим союзником, то хорваты в своей ненависти к Сербам яро помогали немцам. Жестокость усташей превосходила всякие границы.
Вояки эти, в основном, были так себе. Многие просто перелетели и сдались Советскому Союзу. Особенно словаки, поэтому к середине 43 года их отряд уже был снят с фронта, несмотря на неплохие результаты. Хорваты перелетали реже, поэтому в керченской операции они ещё принимали участие. Среди тех и других было несколько толковых асов. Хотя хорваты в среднем были результативнее словаков, но у последних гораздо лучше подтверждаемость побед.
Кроме того, были испанские отряды. Про них написано много. Испания формально сохраняла нейтралитет, но фактически была союзником Гитлера. В отличие от хорватов и словаков, испанские отряды появлялись в составе разных эскадр в разное время, потом отзывались обратно, как только Германия начинала испытывать неудачи, при успехах снова появлялись. Испанцы пользовались определённой автономией в действиях, хотя воевали на немецких самолётах и были «встроены» в немецкую систему. Но все же они были именно добровольцы, а не представители марионеточных государств. Кроме того, у многих из них был опыт испанской, где испанские пилоты вовсе не уступали как немцам, так и Советским пилотам. Исходя из этого, немцы им предоставляли свободу действий. Но, в отличие от хорватов и словаков, успехи их были весьма скромные.
Эти асы, которые действовали в люфтваффе, будут предметом нашего рассмотрения в первую очередь. Но были и такие государства, которые были союзниками Германии, имели свои ВВС, формально и даже иногда неформально независимые от Германии, свою тактику, структуру, систему зачётов побед. Это, конечно же, Венгрия, Румыния и Финляндия. Поскольку итальянские и японские асы весьма мало сталкивались с Советскими, то про них говорить отдельно смысла нет, и во второй части нашего труда мы сосредоточимся на вышеуказанной тройке.
Хорватия.
Mato Dukovac 44
Этот ас был лучшим асом из «добровольцев» в составе люфтваффе. Правда, подтверждаемость его побед не слишком велика, но все же это был неплохой ас. С осени 43 года он командовал отрядом хорватов в составе JG52.
22 апреля 43 года он был подбит в первый раз в бою и совершил вынужденную посадку. Он атаковал в районе Новороссийска «Бостоны», которые сопровождали «Кобры» из 298 иап. Атака оказалась успешной, «Бостон», им атакованный, сел на воду и затонул. Однако повторная атака привела к тому, что Лобанов Николай Ильич, один из пилотов «Кобр», успел среагировать и подбить Дуковаца.
В следующий раз ас был сбит 2 ноября 43 года в районе Багерово, самолёт его был разбит, но сам ас вновь избежал ранений. Это была атака по «Илам». По советским данным, пара бф-109 пыталась атаковать «Илы» с бреющего. Дуковац заявил победу, хотя на самом деле он никого не сбил. Его же вовремя атаковал пилот 863 иап Карташев Николай Сергеевич, успев защитить «Илы», и сбил. К сожалению, через два дня Карташев погиб…
Ну, а Дуковац был в третий раз сбит 25 февраля 44 года в районе Сиваша и на сей раз тяжело ранен в спину, самолёт его был разбит. Это произошло в бою с «Кобрами» 9 гиап. Дуковац прикрывал ю-87. Руководил группой 9 гиап выдающийся ас Лавриненков Владимир Дмитриевич. Он быстро оценил обстановку и, набрав высоту, атаковал с пике ведущий «мессер», который и был им сбит. Отличная атака предопределила успешный дальнейший бой. Любопытно, что Дуковац и тут умудрился оформить сбитую «Кобру», без какого-либо основания.
После этого ранения Дуковац уже не воевал, он больше занимался тем, что предавал одних хозяев за другими: сначала нацистов, лицемерно перейдя на сторону СССР, потом сбежал в Италию, наконец он осел в США.
Cvitan Galic 38
Второй по результативности ас Хорватии, который вполне мог бы быть первым, так как к тому моменту, когда Дуковац одержал первую победу, Галич уже был опытным асом. В свою очередь, и его пару раз подбили советские пилоты в 42 году. Это произошло 9 сентября и 3 ноября. Если 9 сентября самолёт аса отделался не слишком значительными повреждениями, то 3 ноября ас на подбитом самолёте совершил неудачную вынужденную посадку и разбил его, сам, правда, остался невредим. В том бою он сопровождал бф-110, но проворонил атаку пары 269 иап, группа которого вышла на отражение удара бф-110. Советские пилоты сработали грамотно: сначала Бычков Павел Александрович, ведущий пары, сбил Галича, ведущего немецкой группы прикрытия, а затем уже вся советская группа атаковала бф-110. Правда, на обратном пути группа была атакована уже немцами и потеряла опытного и сильного пилота Симановича.
В 43 году у аса приключений хватало. Так, 16 апреля его самолёт разбился из-за ошибок обслуживающего персонала, но ас не пострадал. 21 апреля его самолёт был подбит в бою с «ЛаГГами» (скорее с «Яками»). 3 мая ас атаковал «Илы» в районе Нижнебаканской, но был подбит и на вынужденной разбил самолёт. Явно отличился опытный пилот и ас 15 иап Сувиров Виктор Иванович. Благо сходятся и обстоятельства, Сувиров атаковал бф-109, пытавшийся атаковать «Илы». Забавно, что все эти случаи не вошли в ТК. А вот потеря от 13 мая в ТК вошла. На сей раз ас сопровождал немецкие бомбардировщики, с ним вступили в бой пилоты 6 гиап ВВС КБФ. Неоднократно нами упомянутый ас Авдеев Михаил Васильевич атаковал ведущего немецкой группы, с нескольких атак ему удалось сбить его. Всего же пилоты полка оформили 4 победы. Атакованный Авдеевым Галич попытался совершить вынужденную на колеса, но в очередной раз разбил самолёт, так как в бою шасси были повреждены.
Удивительно, но факт: при столь частых потерях своих самолётов сам Галич оставался невредим. Очередной такой раз был 30 мая, когда его самолет был сбит в бою с «Яками». Видимо, отличились пилоты 402 иап Куликов Виктор Николаевич и Ломоносов Василий Романович, которые заявили по «мессеру» при атаке на фв-189.
Скорее всего, все эти многочисленные неудачи охладили пыл Галича, он сбавил темп, вскоре и совсем покинул фронт, позволив Дуковацу перегнать себя. Однако он погиб в небе Хорватии, будучи сбит «Спитфайрами». На сей раз он спастись уже не смог. Погиб он на допотопном MS-406, которые немцы милостиво предоставили хорватам. Естественно, этот самолёт не мог выполнять никакие боевые задания, использовался как тренировочный.
Franjo Dzal 16
Первый командир хорватского отряда, Дзал, был ещё и асом. Конечно, до высот Галича и Дуковача он не дотянул. Эти двое явно выделялись на общем фоне. Примечательно, однако, сколько раз их приземляли советские пилоты.
Дзалю тоже досталось сполна. 25 марта он был подбит в первый раз, но сохранил самолёт. 28 июля же он не вернулся из боя и некоторое время числился пропавшим без вести, но позже все-таки добрался до своих, будучи сбит в районе Ново-Батайска и выпрыгнув с парашютом над советской территорией. В том бою он получил ранение.
По советским данным, сбитых в указанном районе бф-109 в тот день не зафиксировано. Но бой был. Тройка 16 гиап, ведущий Крюков Павел Павлович, заметила фв-189, работавший под прикрытием звена бф-109. Крюков атаковал эту группу, в итоге фв-189 был сбит, а лидер немецкого сопровождения отогнан очередями тройки Крюкова и скрылся в облачности. Как мы можем установить, в реальности бф-109 получил тяжёлые повреждения, но советские пилоты падения не видели. Любопытно, что, по отчёту Дзаля, его «атаковали значительно превосходящие по численности советские истребители», что совершенно не соответствует действительности.
11 сентября Дзаль снова был подбит в бою, на сей раз с и-16 из 36 иап, и легко ранен. Однако все эти случаи как-то охладили боевой пыл этого вояки, и Дзаль решил сосредоточиться на управлении. 7 апреля 43 года он чуть не разбился насмерть в районе Тамань, возвращаясь из Хорватии на фронт. Советские пилоты, вроде как, к этому случаю отношения не имеют. Судьба этого вояки была печальна: в 45 году он был взят в плен и расстрелян. Позже в «свободной Хорватии» из него пытались слепить чуть ли не героя, что весьма легко объяснимо: ведь идеология этой «страны» является практически нацистской.
Ljudevit Bencetic 16
Про этого вояку известно меньше, чем про трех предыдущих. И, хотя он трижды терпел аварии во время взлёта и рулежки, в боях ему везло. Только один раз, 23 июля 42 года, его самолёт был нефатально повреждён в бою над морем.
Zlatko Sticpic 13
Ещё один малоизвестный представитель хорватских «добровольцев», который избежал поражений в боях с Советской авиацией.
Stafet Boskic 13
А этот вояка был этнический босниец, который тоже воевал за хорватов. Он был к тому же мусульманин. На Востоке известны два случая его поражения. Первый – 24 мая 43 года, когда он был подбит в бою и совершил посадку на брюхо в районе Тамани. В том же бою был подбит его напарник Никола Цвикич, который вскоре решил перелететь на сторону Советского Союза. Это был бой над морем против группы 6 гиап ВВС КБФ, который сопровождал свои «Илы». Пилотам по итогам боя засчитали только одну победу. Отличились в группе не самые известные пилоты полка – Протасов, Лобанов и Климов. Глупо был потерян один «Як» - преследуя уже подбитый бф-109, который шёл на бреющем полете, советский пилот зацепил крылом воду, и самолёт утонул. К слову, у Каминского сбитым именуется ас JG52 Карл Ритценбергер, командир 6 отряда, имевший 21 победу на счету. Это не так, очевидно Ритценбергера сбил на «Кобре» иной ас ВВС ЧФ, Тащиев Сурен Амбарцумович, 11 гв иап. На это указывают места заявок советских пилотов.
Ну, а Бошкич был ещё разок сбит – 20 июня 43 года, совершил вынужденную посадку. Это был бой против небольшой группы ВВС ЧФ, состоявшей из «Илов» и Р-10, в ходе которого «Кобра», осуществлявшая сопровождение в одиночку, подбила одного из нападавших. Имя её пилота нами не установлено.
Mato Culinovic 13
Этот ас в конце 41 года некоторое время командовал хорватским отрядом, после того как Дзаля за попытки приписать себе несуществующие победы временно от командования отстранили. Немцы, весьма снисходительные к собственному вранью, в то время довольно строго судили вранье хорватов. Про Кулиновича известно совсем немного, а его поражения в боях с Советской авиацией так и вовсе неизвестны. Осенью 42 года он погиб вследствие диверсии сербских патриотов.
Veca Mikovic 12
Этот ас – первый в нашем списке, кто погиб в воздушном бою с Советской авиацией. На момент гибели он был, наряду с Галичем, лучшим хорватским асом, при этом не имел офицерского звания. Произошло это 20 июля 42 года. По данным хорватов, его подбил стрелок Пе-2 в районе Ростова и, не дотянув до аэродрома, пилот разбился. На самом деле, в тот день таких эпизодов не зафиксировано. Зато есть бой с участием истребителей, а именно ЛаГГов 247 иап. Отличился ас Матиенко Пётр Андреевич, который в ходе боя атаковал и заявил сбитым бф-109. Очевидно, он как раз и сбил Миковича, который вполне мог стать лучшим хорватским асом Войны.
Eduard Martinko 11
Этот пилот был не хорват, а чех, живущий в Хорватии. Но служил тоже в хорватском отряде. Его сбивали, по некоторым данным, не менее 5 раз, но мы нашли только один случай, полностью идентифицируемый. 11 ноября 43 года в небе Керчи он, видите ли, совместно с Дуковацем перехватил ДБ-3, Дуковац его сбил, но Мартинко был сбит своей же зенитной артиллерией (а как иначе). По советским данным, никаких бомбардировщиков в это время советские части не теряли и вообще бомбардировщики не вели активных боев, зато есть заявка от аса 42 гиап Павлова Григория Родионовича на бф-109, который он сбил стремительной атакой. Нет сомнений, что это и был самолет Мартинко. В феврале 44 года (точную дату не удалось установить) этот ас был тяжело ранен в бою и уже не воевал. С пришествием Красной Армии он попытался вступить в ВВС Югославии и послужил там некоторое время, однако затем попал в тюрьму как предатель (к моменту вторжения Германии в Сербию он служил в югославской армии). В отличие от Дуковаца, он не успел вовремя сбежать из Хорватии, поэтому его судьба была тяжёлой.
Albin Starc 11
А этот ас был из Словении. В 42 году он воевал очень активно, но 28 октября 42 года ас был ранен в бою. Бой был вообще неудачен. В районе Туапсе группа хорватов билась с «ЛаГГами» 246 иап, заявили несколько побед, но реально сбили только один ЛаГГ. В свою очередь, самим хорватам досталось сильно. Юрий Ласта, имевший 8 побед, и Альбин Старк были подбиты в бою. Обе победы одержал один и тот же пилот, Кобелянский Виктор Яковлевич. К слову, совсем не ас. Ласта по дороге обратно разбился насмерть, а Старк дотянул до своего аэродрома, но самолёт пришлось списать, а Старк на время выбыл. В мае 44 года он принял решение перелететь на сторону Советов, что и осуществил.
Josip Helebrant 11
Этот ас служил в 42 году на Востоке и, одержав ряд побед, при этом несколько раз совершал посадки на брюхо, но вроде как не по боевым причинам. Но 11 октября 42 года в небе Туапсе он был тяжело ранен. Обратимся к книге С.И.Феоктистова «В небе Туапсе».
«В 11 часов дня на задание вылетела четверка «илов», которую вел ст. лейтенант И.А.Тимохович. Выйдя к реке Пшиш южнее станции Хадыженская, штурмовики зашли на цель. С земли открыли сильный огонь, но летчики, делая заход за заходом, поливали врага свинцом. На третьем заходе откуда-то выскочили три Ме-109. Атака немецких истребителей была настолько внезапна и стремительна, что советские истребители прикрытия (четыре ЛаГГ-3 246 иап) не успели прийти на помощь. Был сбит Ил-2 сержанта К.М.Лобанова, еще две машины получили серьезные повреждения. От полного разгрома группу спас командир 1 аэ 518 иап капитан С.С.Щиров, патрулирующий во главе четверки истребителей в том же районе. Он вовремя заметил, как два «мессершмитта», маскируясь на фоне леса, пытаются на малой высоте незаметно подкрасться к отходящим на свою территорию штурмовикам. Имея значительное преимущество в высоте, комэск бросил свой «як» в крутое пике. Развив предельную скорость на пикировании, он выскочил в хвост немецкого самолета. Вражеский летчик, заметив советский истребитель, попытался «горкой» уйти из-под удара, но Щиров не отставал. После третьей очереди Ме-109 врезался в землю в окрестностях горы Гунай. Второй немецкий летчик от схватки отказался и, набрав высоту, ушел в сторону Майкопа».
Эту отличную атаку провел как раз Хелебрандт. Но повторную атаку ему Щиров Сергей Сергеевич провести не дал. Читатели, конечно, помнят, что эта фамилия нам несколько раз встречалась в нашем исследовании. Вот и теперь сработал Щиров классно. Не лишено любопытства, что вторым лётчиком был только что упомянутый Старк, который не подстраховал ведущего и не постеснялся заявить по итогам боя сбитый «ЛаГГ».
Хелебрандт не врезался ни в какую гору, он, несмотря на ранение, смог оторваться от преследования и нормально сесть на аэродроме, сохранив самолёт. Вот только ранение было серьёзным, он надолго выбыл, а когда вернулся, то по причине ранения фактически уже не участвовал в боях. Так что Щиров одолел весьма достойного противника. В итоге Хелебрандт вынужден был перейти в транспортную авиацию.
Tomislav Kauzlaric 11
А этот вояка успел не только повоевать против немцев весной 41 года, но даже сбил один бф-109. Потом он, впрочем, перешёл на их сторону. На его карьере также поставило крест тяжёлое ранение, полученное 9 октября 42 года. Правда, его подбил не истребитель, а огонь ЗА. Самолёт практически не пострадал, но ас был ранен тяжело и более не воевал.
Stjepan Martinaseviс 11
Про этого аса известно совсем уж мало, про его поражения нет никакой информации, погиб он осенью 43 года, но не в бою, а в катастрофе в Югославии, куда он давно отбыл с фронта.
Vladimir Ferencina 10
Этот ас был несколько раз за карьеру сбит во время пребывания на Восточном фронте. В первый раз – 23 апреля 42 года, совершил посадку в Мариуполе, но самолёт был разбит. Заявок от Советских пилотов не последовало, вероятно ас был подбит огнём ЗА.
3 мая асу досталось серьёзнее, он был сильно ранен в воздушном бою в небе Крыма, при посадке на аэродроме самолёт его был разбит. Это был бой против стареньких «чаек» из 133 иап. Пилоты полка оформили три заявки, причём сразу две оформил Анисимов Дмитрий Иванович. В бою, кроме хорватов, участвовали немцы, которые тоже потеряли на вынужденной один бф-109. В общем, бой был замечательный. Интересно, что для Анисимова эти успехи остались единственными за карьеру, этот отличный летчик погиб в 43 году, причём всё ещё летал на «Чайках». К тому времени они использовались только как штурмовики и без сопровождения не ходили.
В августе ас умудрился за несколько дней три раза потерять самолёт и ещё один раз совершил вынужденную. Первый раз его подбили 19 августа. Затем – 21 августа, на сей раз самолёт его был на вынужденной разбит. Кто отличился, установить не удалось. 26 августа самолёт аса пострадал от огня ЗА и разбился при вынужденной, а 27 августа ас разбил самолёт уже на старте. Все эти приключения постепенно свели карьеру аса на нет, и он предпочёл заняться тыловой работой в качестве инструктора.
Zdenko Avdic 10
Этот ас оставил после Войны интересные воспоминания. Он как раз воевал в 43 году. 21 декабря в бою в небе Керчи он был тяжело ранен в руку, тем не менее смог посадить самолёт и даже сохранить его. А вот руку ему ампутировали, естественно он более не воевал. Вывел немецкого аса из строя пилот 42 гиап Калугин Фёдор Захарович, выдающийся ас, нами уже несколько раз упомянутый. Он вылетел на отражение налёта ю-87, причём в отражении этого налёта участвовали и ЛаГГи, и Кобры. Бой был довольно успешный, удалось нанести потери ю-87, причём Калугин записал на счёт одну из побед. Записал победу на счет и Авдич. Но в конце боя он был атакован сзади четверкой Советских истребителей. Калугин открыл огонь с большой дистанции. Попасть было с такой дистанции трудно, но он зацепил Авдича. Самолёт последнего резко пошёл вниз, Калугин посчитал его сбитым. Авдич, как мы видим, все же вывел свою машину.
Итак, мы рассмотрели 15 хорватских асов с количеством побед 10 и более. Сразу скажем, что, по причине излишнего рвения хорватов в асы, им многие победы не подтвердили, поскольку они не имели никакого основания под собой. И среди подтвержденных побед многие тоже не имеют основания. Есть целых три аса, которые пытались записать на свой счёт большое количество побед – Драгутин Иванович, Иван Егорович, Йосип Елачич, но ни малейшего основания эти победы не находят. То есть в целом хорватские асы были «так себе». Это видно и из количества их поражений, куда мы включаем и случаи фатальных ранений без потери самолёта. Судите сами: на 15 человек 22 таких случая. Это ещё мы не учли многочисленные небоевые аварии, что тоже говорит о низком в целом уровне хорватов, которые часто разбивали свои самолеты. Только четыре из 15 асов не были ни разу сбиты или серьёзно ранены в боях на Восточном фронте. В свою очередь, погиб тоже всего один. Однако целых пять асов выбыли после ранений, полученных в боях с Советской авиацией, один дезертировал, ещё некоторые, потерпев чувствительные поражения от Советской авиации, предпочли работать на менее опасной командирской или инструкторской работе.
Тактика хорватов напоминала немецкую, они подражали своим учителям. Невысокий класс их асов виден и из того, что многие их поражения стали следствием внезапных атак советских асов. Такой атакой сбит Дуковац Лавриненковым, Дзаль Крюковым, Галич Бычковым и Андреевым. То есть всех трех лучших асов хорватов удавалось застать врасплох. С немцами это получалось, как мы видели, намного реже.