Рисуя для журнала, который состоит из различных материалов, набирается разными шрифтами, оформляется не только рисунками, но и фотографиями, можно не думать о единстве, целостности оформления всего журнала. У вас частная задача. Кроме того, периодичность издания журнала заставляет бояться повторений, и здесь так же, как в плакате, нужно постоянно изобретать и находить новые и неожиданные приемы.
Работая в течение нескольких лет для журнала, я старался приступать к работе только тогда, когда были готовы гранки рассказа и я мог одновременно делать макет страниц и компоновать рисунки с текстом.
(Аудио этого поста здесь, внизу списка https://music.yandex.ru/users/artist-polina/playlists/1003 )
Журнальная иллюстрация — очень увлекательная область искусства. Работать для журнала нелегко, потому что сроки, в которые нужно сделать рисунок, неизмеримо меньше, чем когда делаешь книжные иллюстрации.
Какие же качества должен развивать в себе художник, посвятивший — свое творчество — иллюстрации? Воображение, наблюдательность, зрительную память. Если человек хотя бы в не- большой степени наделен от природы этими качествами, он может их развить. Конечно, лучше всего как можно больше рисовать с натуры, но, кроме того, полезно, где бы вы ни находились — на улице, в вагоне метро, в поезде — запоминать лица, детали пейзажа, обстановки, с тем чтобы, придя домой, наиболее точно нарисовать их.
Для начала можно стараться запомнить только, черты лица или только часть здания, только одно какое-нибудь дерево. Дальше можно ставить перед собой более сложные задачи: запомнить фигуру или несколько фигур в движении, часть пейзажа и т. д., а за тем уж стараться поймать быстрые, стремительные движения, целые пейзажи. Рисование с натуры и постоянное рисование по памяти развивают наблюдательность и зрительную память, оттачивают воображение. А воображение подскажет вам зрительные образы прочитанного.
У каждого художника иллюстратора в зависимости от его дарования, взглядов и пристрастий есть любимые авторы. Так, Врубель не только сделал много иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, но именно Лермонтов вдохновил его на создание лучших в его творчестве полотен.
«Медный всадник» Пушкина неизменно связывается в нашем сознании с рисунками Александра Бенуа (рис. 54),
а «Хаджи Мурат» Льва Толстого — с превосходными иллюстрациями Е. Е. Лансере (рис. 199).
Приключения Мюнхаузена ассоциируются для нас с замечательными рисунками Гюстава Доре (рис. 190).
Примером органического сплава слова и рисунка, писателя и художника могут служить детские книги, созданные писателем С. Я. Маршаком и художником В. В. Лебедевым (рис. 223).
После того как у нас были изданы «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека с иллюстрациями Йозефа Лады, трудно представить себе персонажей этой книги иными (рис. 222).
Но значит ли это, что удача одного художника исключает попытки его коллег иллюстрировать те же произведения? Конечно, нет.
Существует много примеров, когда одно и то же произведение издается почти одновременно разными издательствами с иллюстрациями разных художников. И в этом соревновании часто победителями бывают оба. Это не значит, что работы их схожи. Нет, каждый художник по-своему трактует произведение, видит его героев по-своему, по-своему подходит к формальному решению иллюстраций.
Шедевры мировой и русской литературы, литературные произведения наших современников привлекают и будут привлекать многих наших художников. Вновь и вновь мастера иллюстрации будут обращаться к полюбившимся нашему народу литературным образам.
Автор текста - заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР О. Г. ВЕРЕЙСКИЙ.
#КоллективавторовШколаизобразительногоискусства(вып.06)1966#Попрограммехудучилища#КНИЖНАЯИЛЛЮСТРАЦИЯ