Найти в Дзене
Грани преодоления

Иллюстрация (журнальная, книжная, наброски к иллюстрации) (Часть 6)

Рисуя для журнала, который состоит из различных материалов, набирается разными шрифтами, оформляется не только рисунками, но и фотографиями, можно не думать о единстве, целостности оформления всего журнала. У вас частная задача. Кроме того, периодичность издания журнала заставляет бояться повторений, и здесь так же, как в плакате, нужно постоянно изобретать и находить новые и неожиданные приемы.

Работая в течение нескольких лет для журнала, я старался приступать к работе только тогда, когда были готовы гранки рассказа и я мог одновременно делать макет страниц и компоновать рисунки с текстом.


Автор иллюстрации - Орест Георгиевич Верейский
Автор иллюстрации - Орест Георгиевич Верейский

(Аудио этого поста здесь, внизу списка https://music.yandex.ru/users/artist-polina/playlists/1003 )

Журнальная иллюстрация — очень увлекательная область искусства. Работать для журнала нелегко, потому что сроки, в которые нужно сделать рисунок, неизмеримо меньше, чем когда делаешь книжные иллюстрации.

Автор иллюстрации - Орест Георгиевич Верейский
Автор иллюстрации - Орест Георгиевич Верейский

Какие же качества должен развивать в себе художник, посвятивший — свое творчество — иллюстрации? Воображение, наблюдательность, зрительную память. Если человек хотя бы в не- большой степени наделен от природы этими качествами, он может их развить. Конечно, лучше всего как можно больше рисовать с натуры, но, кроме того, полезно, где бы вы ни находились — на улице, в вагоне метро, в поезде — запоминать лица, детали пейзажа, обстановки, с тем чтобы, придя домой, наиболее точно нарисовать их.

Автор иллюстрации - Орест Георгиевич Верейский
Автор иллюстрации - Орест Георгиевич Верейский

Для начала можно стараться запомнить только, черты лица или только часть здания, только одно какое-нибудь дерево. Дальше можно ставить перед собой более сложные задачи: запомнить фигуру или несколько фигур в движении, часть пейзажа и т. д., а за тем уж стараться поймать быстрые, стремительные движения, целые пейзажи. Рисование с натуры и постоянное рисование по памяти развивают наблюдательность и зрительную память, оттачивают воображение. А воображение подскажет вам зрительные образы прочитанного.

Автор иллюстрации - Орест Георгиевич Верейский
Автор иллюстрации - Орест Георгиевич Верейский

У каждого художника иллюстратора в зависимости от его дарования, взглядов и пристрастий есть любимые авторы. Так, Врубель не только сделал много иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова, но именно Лермонтов вдохновил его на создание лучших в его творчестве полотен.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К „ДЕМОНУ„ „НА ТРУПЫ ВСАДНИКОВ ПОРОЙ ВЕРБЛЮДЫ С УЖАСОМ ГЛЯДЕЛИ“

Рисунок М. Врубеля, 1890—1891 гг.
Русский музей, Ленинград
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К „ДЕМОНУ„ „НА ТРУПЫ ВСАДНИКОВ ПОРОЙ ВЕРБЛЮДЫ С УЖАСОМ ГЛЯДЕЛИ“ Рисунок М. Врубеля, 1890—1891 гг. Русский музей, Ленинград

«Медный всадник» Пушкина неизменно связывается в нашем сознании с рисунками Александра Бенуа (рис. 54),

-6

а «Хаджи Мурат» Льва Толстого — с превосходными иллюстрациями Е. Е. Лансере (рис. 199).

-7

Приключения Мюнхаузена ассоциируются для нас с замечательными рисунками Гюстава Доре (рис. 190).

-8

Примером органического сплава слова и рисунка, писателя и художника могут служить детские книги, созданные писателем С. Я. Маршаком и художником В. В. Лебедевым (рис. 223).

-9

После того как у нас были изданы «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека с иллюстрациями Йозефа Лады, трудно представить себе персонажей этой книги иными (рис. 222).

-10

Но значит ли это, что удача одного художника исключает попытки его коллег иллюстрировать те же произведения? Конечно, нет.

Существует много примеров, когда одно и то же произведение издается почти одновременно разными издательствами с иллюстрациями разных художников. И в этом соревновании часто победителями бывают оба. Это не значит, что работы их схожи. Нет, каждый художник по-своему трактует произведение, видит его героев по-своему, по-своему подходит к формальному решению иллюстраций.

Рисунок А.С. Пушкина, изображающий его самого с Онегиным
Рисунок А.С. Пушкина, изображающий его самого с Онегиным
А.В. Нотбек, иллюстрация 1828 года
А.В. Нотбек, иллюстрация 1828 года
Дмитрий Белюкин
Дмитрий Белюкин

Шедевры мировой и русской литературы, литературные произведения наших современников привлекают и будут привлекать многих наших художников. Вновь и вновь мастера иллюстрации будут обращаться к полюбившимся нашему народу литературным образам.

Автор текста - заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР О. Г. ВЕРЕЙСКИЙ.

#КоллективавторовШколаизобразительногоискусства(вып.06)1966#Попрограммехудучилища#КНИЖНАЯИЛЛЮСТРАЦИЯ