Найти в Дзене
Туран Медиа

Между мечтой и долгом

Алина АСАДИЛОВА, 4 курс, ОП "Журналистика", Высшая школа медиа и межкультурной коммуникации История о девушке, хранившей мечту в сердце, желавшей жить своей жизнью, мечтавшей пройти путь женщины, хотевшей услышать звук своего имени, но отдавшей всё ради семьи. По ту сторону высокого забора, ограждённого сверху колючей проволокой, слышны ритмичный марш и басистые голоса:  «Раз! Два! Левой! Левой!». Мужские голоса разбавляют те, что повыше тембром. Они принадлежат женщинам-солдатам, идущим наравне с мужчинами. Хрупкие фигуры, укутанные в огромные бушлаты, уверенно отбивают ритм тяжёлыми армейскими берцами. Каждая из них пошла по пути воинской службы, желая защитить Родину и близких. Советский союз. Жадра Миниатюрная, но волевая 24-летняя девушка не отставала от основного строя. Жадра была любительницей короткой стрижки, химической завивки и красной помады. Ее считали образцовым солдатом, выполнявшим не только требования по физической культуре, но и работу с документами воинской части, о

Алина АСАДИЛОВА, 4 курс, ОП "Журналистика", Высшая школа медиа и межкультурной коммуникации

История о девушке, хранившей мечту в сердце, желавшей жить своей жизнью, мечтавшей пройти путь женщины, хотевшей услышать звук своего имени, но отдавшей всё ради семьи.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

По ту сторону высокого забора, ограждённого сверху колючей проволокой, слышны ритмичный марш и басистые голоса: 

«Раз! Два! Левой! Левой!».

Мужские голоса разбавляют те, что повыше тембром. Они принадлежат женщинам-солдатам, идущим наравне с мужчинами. Хрупкие фигуры, укутанные в огромные бушлаты, уверенно отбивают ритм тяжёлыми армейскими берцами. Каждая из них пошла по пути воинской службы, желая защитить Родину и близких. Советский союз.

Жадра

Миниатюрная, но волевая 24-летняя девушка не отставала от основного строя. Жадра была любительницей короткой стрижки, химической завивки и красной помады. Ее считали образцовым солдатом, выполнявшим не только требования по физической культуре, но и работу с документами воинской части, от которых зависела целостность всех взводов. Не забывала она и о налаживании связей с сослуживцами. Мастерски находила общий язык с людьми вне зависимости от их возраста, пола и национальности. Её назначили «матерью полка», которая активно участвовала в жизни каждого подразделения. Она разрешала конфликты и помогала тем, кто обращался к ней за помощью. Многие открывали ей душу и не боялись показаться слабыми, несмотря на количество звёзд на погонах.

Она добилась больших успехов в армии, заслужив уважение от окружающих не только в стенах армии, но и за её пределами.

"Я была первой женщиной в части, получившей звание старшего прапорщика. Если бы у меня было высшее образование, то могла бы получить лейтенанта – офицерскую должность, а потом и до майора дослужилась бы», - вспоминает Жадра свою молодость.

Она не всегда мечтала быть военной. Да что там «мечтать»! Этого и вовсе не было в планах. Однако судьба распорядилась иначе…

"Передо мной был выбор – мечта или семья... Ты так долго и упорно идёшь к своей цели, думаешь, что вот она сбылась, и можно жить счастливо. Но у жизни были свои планы....», - с небольшой грустью произносит Жадра, снова погружаясь в то время, когда её жизнь перевернулась с ног на голову.

Мечта

Окончив школу Жадра решила стать переводчиком с английского языка. Он ей легко давался. Преподавательница здорово мотивировала и погружала в пучину еще незнакомой лексики. Школьница с лёгкостью отвечала на уроках, а контрольные проходила за считанные минуты.

Жылысбаева, тебе надо в Иняз (в настоящее время Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана). Такому таланту нельзя пропадать в нашем скромном захолустье! - говорила ей учительница.

Кто же меня с такими оценками возьмёт-то? Сплошные тройки, и только ваша пятёрка, - немного надув щёки отвечала маленькая Жадра, гордо разглядывая отличную оценку на полях своей тетради.

– А ты думаешь, что только отличники поступают? Не-е-е-т, оценки – это не показатель ума! Важно то, что у тебя в голове! Если там не пусто, то экзамены пройдешь и будешь учиться. А в университете уже никому нет дела до твоих оценок в школе! Там уже по другим вещам судят, - успокаивала ее педагог.

Спасибо. Я буду стараться, - крепко прижимая дневник к груди, пообещала девочка.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

С этого момента в душе у неё появилась мечта - прожить увлекательные студенческие годы. Однако это было не так уж и просто. Жадра три раза сдавала экзамены. И каждый раз от заветного поступления её отделяли всего три несчастных балла.

«Было грустно, что не могла поступить. Но я не отчаивалась. Раз не получилось - пошла работать машинисткой в военную часть у дома. Была служащей, не носила форму, однако, работала там".

Но! Как говорится: «Бог любит троицу». На четвёртый раз Жадра поступила! Правда, заочно. Но была, все равно, счастлива.

"Помню, как радостно ехала на первую сессию и увиделась с одногруппниками. Вот она студенческая жизнь! О которой я так давно мечтала!" - вспоминает она.

Но судьба снова подкинула «сюрприз».

Большая потеря

Ушёл из жизни отец… Слова здесь излишни...

Поникла её мама Флюра. У нее появился страх за трёх, осиротевших дочерей. Особенно переживала за младшую. Жадра училась вдали, в Алматы. Город недавно пережил декабрь 1986 года… В её голове рисовались ужасные сценарии. Здоровье подорвалось…

Прошу тебя, вернись домой. Мне спокойнее, когда ты рядом! Не уезжай больше никуда. Останься! Неужели я так многого прошу? Будь рядом и не теряйся! Неужели тебе так нужно это высшее образование? И без него прожить можно. Прошу тебя, - повторяла Флюра, держа дочь за руки, во время ее приезда.

Мама, как я могу бросить учёбу, когда с таким трудом туда поступила? Это же смешно отказываться от того, к чему так долго шла?!  Нельзя, понимаешь, нельзя! К тому же мне осталось всего два года. Да и в город езжу только на неделю, чтобы сдать сессию. Что ты так переживаешь-то? Всё будет хорошо, - отвечала Жадра, тепло заглядывая в глаза к маме.

– Нет! – поставила точку в один из таких дней Флюра, – ты больше не поедешь ни в какую Алма-Ату! Хватит! Я так сказала! Или придётся переступить через меня! - Флюра легла у порога…

Мама, прошу тебя, не делай этого, - со слезами на глазах еле произнесла Жадра, опускаясь на колени и поднимая маму за плечи.

– Не встану! Не могу! Не хочу тебя отпускать! – плача кричала мама, – не хочу и боюсь тебя потерять!.. – уже шёпотом произнесла она.

Сердце Жадры ёкнуло. Она ещё никогда не видела маму такой сломленной и плачущей навзрыд. Флюра была для неё самым дорогим человеком, против которого она не смела идти. Она уважала и любила её. На чаше весов - семья. И она перевесила мечту.

– Я не уйду… не уйду, - она уткнулась маме в шею...

Фото из архива автора
Фото из архива автора

«Я часто вспоминаю этот момент и думаю, как бы я поступила, если бы снова

вернулась в прошлое. Уверена, что сделала бы тоже самое. Семья – это важная часть нашей жизни, без которой невозможно представить своё существование. Поэтому, когда кому-то из членов семьи нужна помощь или поддержка, то здесь не должно быть вопросов. Это самые близкие люди, которые примут тебя любым и будут всегда рядом. Они никогда не бросят в трудную минуту и помогут найти выход из самой сложной ситуации. И ты не можешь принимать всё это, не отдавая взамен. Принимать и отдавать – это и есть любовь…"

Позже моя бабуля много раз просила прощения у своей дочери за то, что встала у нее на пути. Но Жадра не обиделась на неё. Наоборот, она ее поняла. Конечно, в ту самую ночь, девушка провела в слезах. Но это было не из-за обиды. Ей было грустно, что нужно уйти из университета...

"Судьба об одном, а я о другом"

Так и забрала она свои документы. Глаза в тот день были опухшими от слез, но взгляд уже излучал уверенность. Жадра не тот человек, что легко сдаётся или закатывает истерики. Она стойко переживала перемены и брала над ними контроль.

Фото из архива автора
Фото из архива автора

После ухода из университета она снова вернулась в воинскую часть в качестве машинистки. Много времени проводила с друзьями и семьёй. По вечерам бегала в кино. Ей некогда было погружаться в уныние. Наоборот, Жадра сфокусировалась на работе и стала подниматься по карьерной лестнице. Красивая юная девушка, в воинской части, без погон.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Фото из илчного архива автора
Фото из илчного архива автора

Машинисткой Жадра была отличной: невероятная скорость печати и незначительное количество помарок (одна или две за одну работу). Особенно ценил её командир. Он отправлял Жадру на различные учения и повышение квалификации:

 «Ну, негоже такому таланту пропадать, - говорил он, - иди и покажи себя!».

Так она съездила в Россию, исколесила весь Казахстан. Встречалась с новыми людьми и навещала сестру в Ленинграде (нынешний Санкт-Петербург, Россия). Мама Флюра за это время пришла в норму и стала легче воспринимать её отъезды. Она была рада тому, что дочка не замкнулась в себе и продолжила развиваться дальше. Хотя иногда к ее горлу подступал небольшой ком сожалений. 

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

В итоге Флюра настояла, чтобы дочь все-таки продолжила образование. В Алматы Жадра уже не планировала возвращаться. Подруга рассказала ей про Культпросвет, училище в Кыргызстане, и профессию библиотекаря:

– Жадрусь, эта невероятная работа! Прям то, что нужно для женщины! Да! Это самая женская профессия - сидишь в тепле, с книгами! Что ещё нужно для жизни? Давай, поехали!

И Жадра поехала. Она любила читать книги. Да и диплом всё-таки не помешает. В итоге окончила училище и привезла домой красный диплом.

Фото из архива автора
Фото из архива автора

«Потом мы собрались и поехали в кордайский военкомат, что находится у границы с Кыргызстаном. Тогда было сложно призваться на службу. Но об этом мечтал каждый, кто жил в нашем городке. Работы было мало, а быть военным считалось стабильностью. У меня были сомнения о моём зачислении. Но трудностей не возникло. Я давно работала в штабе дивизии, в главном управлении всей воинской части. Это было большой честью надеть форму. Вот так нежданно и негаданно я перевернула свою жизнь на 360°», - увлечённо рассказывает Жадра. 

Ее жизнь постепенно налаживалась, словно не было того эпизода с мамой и инязом. Но в канун Нового года произошло то, что снова изменило судьбу.

Это был обычный вечер, когда от нее требовалось подготовить итоговые отчёты и документы. Жадра, изредка отвлекаясь на разговоры с женщинами-коллегами, ловко щеканила пальцами по железным клавишам печатной машинки.

– Слушайте, а что вы тут сидите без формы? Что не призовётесь? Кого ждёте? Или вам надо особое приглашение? – задорно спросил командир, выглядывая из-за кипы бумаг.

А разве мы можем? Там суровый отбор – мало кто проходит, – не отвлекаясь от машинки, спросила Жадра.

– Сомневаешься в себе что ли? Да тебя там сразу же примут с таким-то послужным списком! Всё, собирайтесь, пока время есть, нужно призваться. Завтра отправляемся в военкомат, помогу вам, дорогие девочки, - с улыбкой договорил шеф, подшивая в папку документы.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

А что выберешь теперь?

Всё шло своим чередом. Жадра продвигалась по службе не только в работе с документами, но и в физической активности. Она получала хорошие результаты: в стрельбе из пистолета и автомата; на учениях, теоретических и практических занятиях по строевой подготовке, в изучении оружия, боевом искусстве и в тактическом бою.

Так наступили 2000-е. Казахстан уже 10 лет как обрел независимость. Жадра продолжала служить в воинской части у дома и добросовестно выполняла свои обязанности. В армии нашла друзей, с которыми проводила свободное время и скрашивала рабочие будни. Там же она встретила и своего будущего мужа Бахтияра. Он стал частью ещё одного переломного момента, который снова поставил её перед тем же выбором, что был в начале.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

У них родилась дочка. Однако, она требовала особого внимания, так как с рождения была довольно слабой. Бабушка Флюра теперь занималась другими внуками и находила всего лишь несколько свободных часов на самую младшую. Декрета по уходу за ребёнком Жадре было недостаточно. Ей было важно участвовать в воспитании дочери, не пропуская ни минуты.

В один из дней она отправилась на работу и подала заявление на увольнение.

– Жылысбаева, ты уверена? Может ты ещё подумаешь? Если это из-за ребёнка, то можешь оформить отпуск или нанять няню. Тебе тут до пенсии всего ничего осталось, - растерянно произнес командир.

– Нет, я так не могу. Это обдуманное решение, и я хотела бы уйти, - уверенно произнесла Жадра.

Командир продолжал недоуменно смотреть на неё, вспоминая какой юной она пришла в часть. Теперь эта девушка стала совсем взрослой. Мама.

– Господь, хорошо. Если возникнут проблемы, то смело обращайся, поняла? – смирившись с ситуацией командир оформил нужные бумаги.

Желание сохранить семью и быть рядом с детьми было сильнее, чем стремление развиваться в карьере.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

«Да, довольно забавно получилось! Мне нужно было снова сделать выбор между семьёй и карьерой. Конечно, же я выбрала первое, потому что для меня семья всегда будет стоять на первом месте. И в тот момент я не мешкалась ни секунды! Уволилась! Ни о чём не жалею! Ведь я обрела кое-что очень дорогое – собственную семью с замечательной дочерью, - уверенно говорит Жадра. Она никогда не жалеет о своих решениях.

Моя мама прервала свою службу в 2003 году. И это открыло ей дорогу в ещё одно невероятное путешествие. Но это уже другая история… Когда-нибудь я вам ее расскажу.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора