Даже если кажется, что определённый жанр кино вышел из моды, порой достаточно одного успешного фильма, чтобы возродить к нему интерес.
Один удачный фильм с оригинальным подходом может изменить всё, напомнив зрителям, за что они любили этот жанр. Это вполне естественно: без свежих идей и нового взгляда публика начинает уставать, но другая сторона в том, что тренды меняются мгновенно, и то, что потеряло актуальность, может вновь оказаться на коне.
Так что даже те жанры, которые кажутся безнадёжно устаревшими, могут возродиться благодаря одному креативному фильму. В этом материале предлагаю разобрать такие примеры поближе.
Приятного чтения!
Непрощённый (1992) - Вестерны
Клинт Иствуд стал легендой жанра вестернов ещё после своей роли в "Долларовой трилогии" Серджо Леоне, и именно он вернул жанру былую популярность с фильмом "Непрощённый". Иствуд не только сыграл главную роль, но и выступил режиссёром этой картины, которая завоевала "Оскар" за лучший фильм, став прощальным подарком вестерну от мастера, прежде чем он переключился на другие проекты.
"Непрощённый" часто называют фильмом, вернувшим жанр к жизни после затишья 1970-х и 1980-х годов.
Главный герой "Непрощённого" - антигерой с морально неоднозначным характером, полная противоположность образам, которые олицетворяли вестерн в классическом понимании, таким как герои Гэри Купера или Джона Уэйна.
Этот подход оказал огромное влияние на жанр, и многие из лучших вестернов, которые вышли после "Непрощённого", были обязаны своим успехом именно ему.
Гладиатор (2000) - Исторические эпосы
Исторические эпосы были чрезвычайно популярны в Золотую эпоху Голливуда. Такие фильмы, как "Бен-Гур", "Клеопатра" и "Десять заповедей", стали символами жанра, но с приходом "Нового Голливуда" эта тенденция сошла на нет, и на возвращение исторических эпосов потребовалось немало времени.
Были отдельные исключения, но настоящим возрождением исторических эпосов стал "Гладиатор".
Историческая эпопея Ридли Скотта вдохновила новую волну подобных картин. В 2000-х вышли такие фильмы, как "Троя", "300 спартанцев" и "Царство небесное" - ещё одна работа Скотта. Правда, были и менее успешные подражания, и частично это связано с тем, что хороший исторический эпос требует хорошего бюджета, без которого не выйдет достоверно передать эпоху и передать впечатляющий масштаб.
Богемская рапсодия (2018) - Музыкальные байопики
Недавняя волна музыкальных байопиков (или же биографий) во многом обязана успеху фильма "Богемская рапсодия". История группы Queen не только собрала в прокате под миллиард, но и принесла Рами Малеку "Оскар" за роль Фредди Меркьюри.
Ранее жанр музыкальных байопиков уже подарил зрителям немало выдающихся фильмов, но именно "Богемская рапсодия" предложила новый подход, сосредоточив внимание на атмосфере и зрелищности, а не на строгой исторической достоверности.
И именно благодаря успеху этого фильма за последние несколько лет зрители увидели множество подобных картин, включая "Элвис", "Обратно во мрак" и фильм про Боба Марли. Также на подходе биографическая картина о Бобе Дилане с Тимоти Шаламе в главной роли ("Боб Дилан: Никому не известный") и фильмы о The Beatles.
Идентификация Борна (2002) - Шпионские фильмы
Шпионский жанр переживал спад как раз перед выходом "Идентификация Борна". Серия фильмов "Остин Пауэрс" высмеивала клише и эксцентричность жанра, "Миссия невыполнима" выпустила два посредственных фильма, а франшиза Джеймса Бонда отчаянно нуждалась в обновлении.
"Идентификация Борна" вдохнула новую жизнь в жанр.
Она не только стала началом успешной франшизы, но и повлияла на другие значимые шпионские серии - на последующие фильмы серии "Миссия невыполнима" и Джеймса Бонда.
Эра Дэниела Крейга в роли Бонда началась с одного из лучших фильмов франшизы - "Казино Рояль", и многие боевые сцены в этом фильме, особенно с использованием динамичной камеры и тяжёлых ударов, явно вдохновлены серией фильмов о Борне. Франшиза о Борне отвергла типичные для жанра элементы - гламурных супер-шпионов - и предложила мрачное, сложное повествование, которое продолжает влиять на развитие жанра.
Крик (1996) - Слэшеры
Пик популярности слэшеров пришёлся на 1970–1980-е годы - именно в этот период зародились крупнейшие франшизы жанра, такие как "Хэллоуин", "Пятница, 13-е", "Техасская резня бензопилой" и другие. Однако к концу 1980-х и началу 1990-х жанр начал угасать.
Фильм Уэса Крэйвена "Крик" стал частью нового поколения слэшеров, которые использовали самоиронию и метаподходы, чтобы переосмыслить жанр изнутри. Также "Крик" выделялся тем, что ввёл элементы детективного жанра. Он был не просто слэшером, а своего рода историей в духе "угадай, кто убийца", что вдохновило множество подражателей.
Гравитация (2013) - Фильмы про космос
До выхода фильма "Гравитация" долгое время не было действительно значимых фильмов об астронавтах и космосе - возможно, последними значимыми фильмами были "Аполлон 13" 1995 года и "Армагеддон" 1998 года.
Однако момент для возвращения жанра был как нельзя лучше подходящим: новости о перспективах освоения космоса, включая планы отправки людей на Марс, вновь разжигали интерес к звёздам. "Гравитация»" также мастерски использовала популярность 3D-технологий, превратившись в событие, которое нельзя было пропустить.
Результат - впечатляющие 723,2 миллиона долларов в мировом прокате.
Успех "Гравитации" вдохновил появление целого ряда выдающихся фильмов о космосе. Такие картины, как «Интерстеллар», «Марсианин», «Скрытые фигуры», «Человек на Луне» и «К звёздам», привлекли к жанру звёзд первой величины и известных режиссёров. Хотя этот тренд сейчас несколько утих, несколько лет подряд крупнейшие студии активно пытались повторить успех, которого Альфонсо Куарон достиг с "Гравитацией".