Эволюция форменной одежды наглядно отражает тесную связь между развитием униформы и изменениями в обществе. Общественные структуры, технологические достижения и культурные предпочтения оказывали влияние на дизайн и функциональные особенности форменной одежды.
Эволюция формы железнодорожников России также подтверждает эту тенденцию. В период классового разделения добавляются элементы, подчеркивающие иерархию. Во время Второй мировой войны, когда тыл стал трудовым фронтом, железнодорожники начали носить погоны. После войны, к 1955 году, восстанавливается экономика страны, и форма начинает меняться. В 1960-е годы, благодаря демократическим изменениям и новым материалам, форма приближается к повседневной одежде.
Сегодня в статье подробнее разберем, как менялась форма железнодорожников в разные периоды. Подписывайтесь на наш канал и пишите в комментариях, на какие железнодорожные темы хотите увидеть материалы!
Для чего нужна форменная одежда?
Форма — это опознавательный знак для той или иной профессии. Также спецодежда нужна, чтобы выполнять специализированную работу было комфортно и безопасно. Кроме того, это часть профессиональной культуры, символ порядка в работе и самодисциплины у работников.
Форма железнодорожников начинает свою историю в 1809 году — с момента основания Института Корпуса инженеров путей сообщения. Поскольку данное образовательное учреждение было военным заведением, одежда учащихся и выпускников имела сходство с военной формой той эпохи.
В 1817 году к мундирам добавили зелёную отделку. В 1830 году появились обновленные пуговицы, на которых были изображены топор и якорь, а у генералов — двуглавый орел.
Инженеры путей сообщения носили военные мундиры до 1867 года, пока их не начали выпускать с гражданскими инженерными званиями.
Форма служащих на первых железных дорогах России
Перед началом эксплуатации Петербургско-Московской железнодорожной линии были установлены правила управления на этом маршруте. Персонал был разделен на четыре категории. В первую группу входили машинисты, их помощники и кочегары. Для всех сотрудников предусматривалась форменная одежда в виде мундира военного образца и каски.
В 1855 году железнодорожная униформа претерпела значительные изменения. С целью повышения статуса службы среди рядовых сотрудников было введено ношение серебряных галунов для тех, кто проработал длительное время. Так, машинистам Николаевской железной дороги, прослужившим пять лет, полагалось носить галуны на рукавах, а спустя ещё пять лет они получали право носить галуны на фуражке и воротнике.
Вторая половина XIX века
Крестьянская реформа 1861 года стала отправной точкой для нового этапа экономического подъема России. После окончания Крымской войны государство активно привлекало частный капитал к строительству железнодорожных путей. С 1861 по 1873 годы возникло 53 акционерных общества, каждое из которых разработало собственную форму одежды. В 1871 году впервые было представлено знамя Главного общества российских железных дорог, изображавшее два раскрытых крыла с колесом в центре.
В 1878 году на всех железных дорогах России, за исключением Финляндии, была введена единая униформа. Работники МПС были разделены на четыре группы: инженеры, сотрудники центрального аппарата, служащие местных управлений и рабочие железных дорог. В последнюю категорию входили работники станций и депо. Цвет окантовки формы зависел от принадлежности к той или иной службе — она могла быть красной, зелёной, синей или жёлтой.
В августе 1904 года были внесены окончательные изменения в форму гражданских служащих Министерства путей сообщения. В результате учредили семь различных категорий форменной одежды: парадная, праздничная, повседневная, особая, будничная, летняя и дорожная.
Советское время
В 1926 году была утверждена первая униформа для служащих на железных дорогах СССР. В 1932 году костюмы изготавливали из ткани тёмно-синего цвета, а на петлицах имелись знаки различия, выполненные из красной эмали. Представители высшего командного состава носили звёздочки, среднего — шестигранные знаки, а младший и рядовой персонал — угловые символы.
Военное время
Во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время сотрудники гражданских ведомств имели специальные звания и носили форменную одежду, обязательным элементом которой были погоны.
В 1943 году были утверждены персональные звания и обновлены знаки различия на погонах. Офицерам полагались серебристые погоны на зеленом подбое, а младшему и рядовому составу — чёрные.
Эмблема под пуговицей указывала на принадлежность к определенной службе. Например, работники вагонов носили эмблему в виде вагона, машинисты — в форме паровоза, а диспетчеры — светофора.
Послевоенное время
12 июня 1954 года был принят указ, отменяющий индивидуальные звания и знаки отличия для всех гражданских служб и ведомств. В сентябре 1955 года для работников железных дорог ввели новую униформу, которая уже не имела погон. В состав новой формы входили такие элементы, как шинель, китель, тужурка и брюки. Основным цветом униформы был традиционный тёмно-синий оттенок.
В послевоенные годы советский железнодорожный транспорт подвергся значительной реконструкции: железные дороги начали переход с паровозной тяги на тепловозную, а впоследствии и на электрическую. Пришло время и для изменения униформы железнодорожников.
В 1957 году было прекращено строительство на отечественных заводах магистральных паровозов. Стали уходить в прошлое такие профессии, как кочегар и тормозильщик. Силуэты костюмов приводились в соответствие с требованиями условий труда и направлениями моды.
1960-е — время радикально новых тенденций, которые продолжили развиваться в последующие десятилетия. Например, в 1960-е годы французский модельер Пьер Карден ввёл в моду понятие «унисекс» — стиль в одежде и причёске, не имеющий признаков ни строго мужского, ни строго женского характера.
В 1963 году железнодорожную форму снова модифицировали. Китель уступил место пиджаку, а вместо шинели стали носить пальто. В повседневный обиход вошли сорочки и галстуки. Также в комплект добавили прорезиненный плащ. Основной головной убор представлял собой фуражку армейского типа с чёрной либо светло-серой тульей, зелёными кантами и чёрным лакированным козырьком.
В 1973 году МПС издало приказ об изменении знаков различия для работников железнодорожного транспорта. Основные цвета остались прежними: кант зелёным, а зимняя и летняя форма — чёрной и светло-серой. Знаки различия делились на высший, старший, средний, младший и рядовой составы. Летние наплечные знаки начали носить на сорочках. У младшего начальствующего состава в нижней части знака был зелёный уголок, отсутствующий у рядовых сотрудников.
В 1985 году произошла значительная модернизация форменной одежды железнодорожников. Согласно приказу МПС от 19 марта 1985 года были утверждены новый перечень и внешний вид форменных предметов, а также введены обновленные знаки различия. Фирменный цвет формы был изменён с чёрного на тёмно-синий. Эта форма использовалась вплоть до 1995 года.
В январе 1995 женский форменный костюм пополнился пилоткой. Этот головной убор использовался в Русской императорской армии еще в 1913 году, где он был частью обмундирования авиационных и воздухоплавательных подразделений. Тогда его называли «перелётка» или «полётка».
В летний сезон женщинам разрешалось носить костюм, состоящий из куртки и юбки, выполненных из тёмно-синей полушерстяной ткани. В качестве основы использовался силуэт 1985 года. Цвет рубашки и блузки мог быть голубым или белым, а галстук — синим или серым в зависимости от цвета костюма. Пуговицы на униформе были золотого цвета с техническим знаком. Знаки различия на плечах имели форму четырёхугольников с закруглённым верхним краем (полупогоны). У рядовых сотрудников знаки различия не содержали символов, вместо них были буквы «РЖД».
Интересный факт!
Современная спецодежда строителей, спасателей и железнодорожников — жилеты и каски — имеет ярко-оранжевый цвет. Но как и почему был выбран именно этот цвет? Казимир Малевич, известный художник-авангардист, и теоретик искусства, изучал влияние цвета на эмоции и физическое состояние человека. Он заметил, что различные цвета могут по-разному восприниматься людьми, и выдвинул идею применять оранжевые цвет в одежде дорожных рабочих. Впоследствии было доказано, что именно этот цвет обладает наивысшей контрастностью и обеспечивает максимальную видимость человека в любой рабочей зоне.
Ещё больше интересных фактов, викторины и экскурсии, материалы из фондов музея — пуговицы мундиров, эмблемы, значки, фотографии, чертежи и многое другое — ищите в нашем приложении:
Форменные костюмы в Музее железных дорог России
В нашем музее представлена реконструкция форменного костюма инженера путей сообщения 1860-х годов.
Приходите в Музей железных дорог России, чтобы больше узнать о профессиях на железных дорогах, развитии этой отрасли в нашей стране и своими глазами увидеть форменную одежду, уникальные инсталляции, локомотивы и вагоны. Информация для посещения и билеты — на нашем официальном сайте.