Бурятские костюмы делятся на Забайкальские и Предбайкальские. По костюму бурят Предбайкалья можно проследить территориально-родовые деления: костюмы боханских, аларских, верхоленских бурят отличаются в крое, цветовом исполнении, декоративной отделке. Таким образом, издалека можно понять, представитель какого рода стоит перед нами - булагатского, хонгодоровского или эхиритского.
Одежда предбайкальских бурят более лаконична и сдержанна по цвету, нежели у бурят восточных. Объясняется это территориальным расположением, историческими предпосылками и даже психологией (по общему мнению предбайкальские буряты более сдержанные, непритязательные, аскетичные).
В Аларском районе женские халаты шились из узорчато-переливчатого шелка светло-сиреневой расцветки, по низу подола пришивали широкую полосу из меха выдры, вырез на груди отделывался черным плисом или бархатом, иногда собольей шкурой. Отделка халата - четырехугольная, закрывающая почти всю грудь меховая нашивка, разделенная неширокими полосами бархата.
Предпочтительные цвета мужского платья – коричневый, охристый, табачный. У мужского дэгэла покрой халатообразный с шалевидным воротником. Такие воротники носили еще в Х веке нашей эры. Неотрезные по талии с цельнокроенными рукавами.
Безрукавка была обязательной частью одежды замужних женщин. В народе считалось, что женщина не должна показывать волосы и спину небу - поэтому голова женщины всегда была покрыта шапочкой, а спина - безрукавкой. Безрукавку (хубайси) в верхней выходной одежде надевали поверх шубы, халата, а в домашней обстановке - поверх рубахи и штанов или платья.
Хубайси аларских буряток шилась цельнокроенной, расклешенной к низу, с узкой спинкой и широкой проймой. Подол был широким, полы заходили друг на друга. По краю переда, вокруг горловины проймы пришивались монеты.
При пошиве костюмов для фольклорного коллектива "Алаир" был использован старинный бурятский орнамент аларских хонгодоров, из коллекции этнографа П. П. Хороших, которую он собирал в 1920-1937 гг. Будучи в экспедиции, исследователь жил в гостях у П.П. Баторова и делал свои зарисовки.
Орнамент Аларских бурят напоминает очертания двух птиц, склонивших головы друг к другу. Белая лебедь Хун Шубуун - тотемное животное Аларских бурят, прародительница рода хонгодоров. На своих крыльях она приносит счастье, богатство и процветание своим земным потомкам.
Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.
Летние дэгэлы выполнялись из бумажных тканей, зимние дэгэлы шили из овчины, мерлушки, покрывая сукном.
Буряты придавали большое значение украшениям. Женские украшения отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла, бирюзы, янтаря. Кольца символизировали небесные светила, цепочки и пластины закрывали, «защищали» грудь, живот женщины.
Головные уборы разделялись на будничные и праздничные. У нарядных шапок тулью обшивали шелком, позументом «чтобы обязательно блестело», украшали цветами из ткани или бумаги.
Традиционно считается, что верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть — землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.
Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ).
Каждый элемент костюма нес смысловую нагрузку и имел символическую защитную функцию.