Подходит к завершению Год семьи. Территорией семьи можно образно определить старейшую особо охраняемую природную территорию Горного Алтая. В апреле Алтайскому государственному природному заповеднику исполнилось 92 года. И все эти девять с лишним десятков лет здесь живут и работают люди, посвятившие свою жизнь охране природы, воспитывающие в атмосфере бережного отношения ко всему живому своих детей, внуков из которых подрастает новая смена защитников Алтайской тайги и Золотого озера. Не рассказать о них в Год семьи на страницах республиканской газеты было бы нечестно. А поэтому знакомьтесь... Продолжение. Начало - Часть 1.
ПО ЗАПОВЕДОЙ ТРОПЕ
"Я говорю заповедник - подразумеваю Зубин.." (Е. Веселовский). А ещё его называют охотником за браконьерами. Среди коллег и нарушителей природоохранного законодательства ходят легенды о том, что если Геннадий Иванович вышел на след нарушителя, непременно его настигнет и накажет. В заповеднике он, уроженец Бийска, трудится более 45 лет. После службы в армии пришёл сюда лесником отдалённого кордона Чодро в труднодоступной части долины Чулышмана.
Был непосредственным участником зарождения первых патрульных оперативных групп охраны заповедной территории. На его счету множество патрульных рейдов и экспедиций, задержаний нарушителей в сложных погодных и ландшафтных условиях, на отдалённых участках заповедника. За годы работы Геннадий Иванович был помощником лесничего, участковым и старшим государственным инспектором Алтайского заповедника. Все тяготы нелегкой жизни на отдалённых кордонах (Чодро, Чири), а теперь в селе Яйлю, разделяет с ним его верная Татьяна, в девичестве Шилова. Её отец Владимир Шилов во второй половине 70-х был Главным лесничим заповедника. вся её трудовая деятельность связана с научным отделом. Зубины вырастили двух дочерей, теперь радуются троим внукам.
ПО РАССКАЗАМ ЮРИЯ СЕНКЕВИЧА
38 лет работает в заповеднике Шамиль Сибгатуллин. Родом он из Удмуртской АССР. Отслужив в армии, отучился в Московском гидромелиоративном институте. В 1986 году, под впечатлением рассказов ведущего "Клуба кино путешественников" Юрия Сенкевича приехал с разведкой в Горный Алтай, чтобы внимательнее присмотреться к месту и остался. 1 декабря был принят в Язулинское лесничество Алтайского заповедника. Огромной территории лесничества сопутствовало отсутствие необходимых для охраны вверенного участка материальных и человеческих ресурсов. Шамиль Валиевич занимался оборудованием кордона и имеющимися силами построил в тайге и на гольцах избушки, в которых было всё необходимое для природоохранных патрулей: топоры, пилы, гвозди, дрова, керосин и запас продуктов.
В Язуле Шамиль женился на местной девушке Аксане, в девичестве Чалчиковой, с которой они вырастили двоих дочерей и двоих сыновей. Парни пошли по стопам родителей, работают в патрульной группе заповедника, профессионалы высокого класса. Оба женаты, у старшего, Вали - трое детей, у Рината - пока один.
ПЕТРОВИЧ - ПОЧЁТНОЕ ЗВАНИЕ
В 1979-м пришёл в заповедник Сергей Ерофеев. Заповедная традиция тогда предполагала оригинальную проверку - испытательный срок новички отрабатывали в хозяйственном отделе, заготавливая дрова, перекачивая вручную солярку для дизельной электростанции, разгружая ночами муку для хлебопекарни и занимаясь другими, далекими от охраны природы тяжёлыми и порой нудными делами. При этом нужно было приспособиться к деревенской жизни: научиться топить печь, готовить на ней еду и налаживать быт. Из тех, кто массово приезжали тогда в романтическом порыве, оставались далеко не все. Сергей выдержал. От работника хоз.отдела к 1994-му он прошел путь до директора заповедника. В 2003-м вернулся в службу охраны заповедника, где и трудится сейчас начальником.
Его супруга Людмила в конце 1970-х тоже начинала работать в заповеднике, а затем много лет преподавала историю и географию яйлинским детям. Дело Сергея Петровича и Людмилы Ивановны продолжают их дети. Дипломная работа Анны касалась характеристики степных сообществ побережья Телецкого озера, а по окончании Кемеровского госуниверситета она вернулась в родное Яйлю. Там же , в "КемГУ" получил высшее образование и Данил. И так же, как Аня, остался верен Яйлю. С 2014-го года он работает в заповеднике, с 2016-го параллельно руководит ТОС "Заповедное село", с 2017-го депутат Артыбашского сельского поселения.
ВДАЛИ ОТ ПЫЛЬНЫХ ГОРОДОВ
Веселовские оба родом из Красноярска. Стремясь уехать подальше от пыльных городов, они выбрали Алтай. Впервые на разведку сюда Евгений приехал в мае 1988-го. В апреле 1989-го супруги устроились на работу: Ольга - в школу, Евгений - в заповедник. 28 мая он отправился в первый патрульный рейд - на Джулукуль. В 1996-м году Евгений начал работу с местными ребятишками: водил их в тайгу, потом стал вывозить на окрестные кордоны. Из этих походов родился клуб "Хранители Озера" и масса эколого-просветительских, оздоровительных и воспитательных проектов.
У Веселовских трое детей. Кирилл профессионально занимается недвижимостью, параллельно - благотворительностью. Организовал спортивно-оздоровительный клуб, дав ему название "Хранители Озера". Учредил стипендию для лучших школьников яйлинской школы. Ксения - профессиональный гид-экскурсовод. Екатерина - художник, кузнец. Живёт в Санкт-Петербурге. Трое внуков Веселовских тоже считают Яйлю своим родным домом.
ХРАНИТЕЛЬ СНЕЖНОГО БАРСА
-Заповедник для меня единство трёх составляющих: сама территория с потрясающими ландшафтами, природоохранное учреждение, решающее очень важные для страны задачи по охране природы и распространению экологической информации, и люди, преданные своему делу, - говорит уроженец Рыбинска Ярославской области Сергей Спицын. В Алтайский заповедник он пришёл в 1983-м после службы в армии. Как-то, увидев документальный фильм, проникся красотой Горного Алтая и решил посвятить жизнь охране его удивительной природы. Как и всем, ему пришлось пройти испытательный срок в хозотделе а после его перевели в отдел охраны. Он прошёл путь от лесника до замдиреткора по охране, в 2003-м исполнял обязанности директора. Стоял у истоков ведущейся уже почти три десятка лет планомерной работы по изучению и сохранению популяции снежного барса (ирбиса) и алтайского горного барана аргали, ловил браконьеров, строил мосты и избушки. сейчас Сергей Владимирович- старший научный сотрудник Алтайского биосферного заповедника, признанный эксперт международного уровня по сохранению ирбиса.
После приезда в заповедное село Сергей взял шефство над вдовой погибшего в 1981-м году капитана заповедного катера "Ирбис" Александра Пыжанкина и двумя их детьми. В середине 80-х они с Раисой поженились и обвенчались. Раиса Васильевна всю жизнь проработала на метеостанции. порой, когда медведи наведывались в село, Сергей Владимирович выступал в роли охранника супруги от диких зверей, отправляясь вместе с ней снимать показания приборов. Старша их дочь Олеся работала в яйлинской школе, сейчас живёт в Горно-Алтайске. Максим Пыжанкин, отслужив в армии вернулся в Яйлю, женился на местной девушке. Работает на станции фонового мониторинга. Третья дочь Спицыных - Ксения, - юрист.
ПОД СЕНЬЮ КАШТАНА НА БАЙГАЗАНЕ
Ещё одна семья, о которой хочется рассказать (не смотря даже на то, что они уже живут в другом регионе) - САХНЕВИЧИ. Много лет, сил и любви Вячеслав и Мирослава отдали Алтайскому заповеднику и кордону Байгазан. Родом они с Украины. Он - с Житомира, она - из Житомирского района. Познакомились осенью 1985-го. Весной 1986-го сыграли свадьбу и отправились в свадебное путешествие на Алтай в заповедник (у Мирославы с 1984-го года здесь работал и сейчас живёт с семьёй в Яйлю брат Леонид Соколов). В красивейшие места оба влюбились с первого взгляда и уже осенью того же года их приняли на работу, отправив на самый дальний кордон - Язулу. Вячеслав стал лесником. Мирослава - пожарным сторожем. Они привыкли к Язуле, полюбили её, но, когда через 2,5 года появилась возможность перебраться на Байгазан, сразу попросили руководство перевести их туда - берега Телецкого озера запали им в душу ещё раньше.
В 1992-м родился сын Богдан. Очередная задача "со звёздочкой" - растить младенца в естественных природных условиях, без нянь и бабушек. Они справились. Сын - опора и гордость семьи, а Байгазан для Богдана самое лучшее место на Земле, давшее ему стержень, основу, сформировавшее характер и мировоззрение. Старшие Сахневичи считают 32 года, проведённые на Байгазане, и в целом работу в заповеднике бесценным подарком судьбы. А на кордоне о них вспоминает высокий красивый каштан, когда-то маленьким росточком посаженный Мирой у калитки.
Комментарий к спецвыпуску Галины Мироновой, автора статьи, журналиста газеты "Звезда Алтая":
-В этом спецвыпуске, посвященном Году семьи, мы не стали рассказывать, кто каких научных и прочих степеней достиг, кто какие получил награды. Просто хотелось хотя бы коротенькими штрихами показать людей, живущих в красивейших, но "не очень дружащих с цивилизацией" местах. Хранителей природы, отдавших годы, силы и душу Алтайскому заповеднику. Людей, преданных не только любимой работе, большой и малой Родине, но и друг другу. Людей, пронесших чувства не только сквозь годы, но и через испытания сложным бытом и часто экстремальными обстоятельствами. Людей, подающих дружный пример молодым.