Найти в Дзене
Путешествия со смыслом

Дороги, города и поселки западного БАМа в Республике Бурятия

Байкальский хребет является естественной границей Иркутской области и Бурятии. Автодублер, по которому мы едем через весь БАМ от края до края, пересекает этот хребет по перевалу Даван, высотой 990 метров. Во время снегопадов тут очень непросто, особенно для грузовой техники, которая не всегда может выйти в подъем, и иногда перекрывает движение на узкой дороге. Бурятский участок Байкало-Амурской магистрали воплощает в себе дух приключений и незабвенной истории. Протянувшись через живописные пейзажи, автодублер разделяет множество притягательных мест: от завораживающих озёр до древних священных камней. Каждый поворот дороги открывает новые горизонты, а встречи с местными жителями погружают в богатую культуру бурятского народа. Многие из тех, кто строил БАМ, до сих пор живут здесь, сохраняя память о трудовых подвигах. Ветераны делились с нами историями о том, как они преодолевали трудности, встречая суровые условия климата и нехватку ресурсов. Каждое их слово наполнено гордостью за вклад

Байкальский хребет является естественной границей Иркутской области и Бурятии. Автодублер, по которому мы едем через весь БАМ от края до края, пересекает этот хребет по перевалу Даван, высотой 990 метров.

Во время снегопадов тут очень непросто, особенно для грузовой техники, которая не всегда может выйти в подъем, и иногда перекрывает движение на узкой дороге.

Перевал Даван
Перевал Даван

Бурятский участок Байкало-Амурской магистрали воплощает в себе дух приключений и незабвенной истории.

Мысовые тоннели
Мысовые тоннели

Протянувшись через живописные пейзажи, автодублер разделяет множество притягательных мест: от завораживающих озёр до древних священных камней. Каждый поворот дороги открывает новые горизонты, а встречи с местными жителями погружают в богатую культуру бурятского народа.

Северомуйский хребет
Северомуйский хребет

Многие из тех, кто строил БАМ, до сих пор живут здесь, сохраняя память о трудовых подвигах. Ветераны делились с нами историями о том, как они преодолевали трудности, встречая суровые условия климата и нехватку ресурсов. Каждое их слово наполнено гордостью за вклад в развитие региона, что стало возможным благодаря исключительным усилиям и упорству.

БАМ в Бурятии
БАМ в Бурятии

Первый город Бурятии — Северобайкальск, быстро проехать его не получится, здесь есть что посмотреть и чем заняться. Его называют БАМовским Ленинградом.

Северобайкальск
Северобайкальск

Первые рабочие, строители БАМа, прибыли в этот край 23 июля 1974 года, они установили на берегу реки Тыи свои палатки и железнодорожные вагоны, в которых жили и даже зимовали.

-6

3 февраля 1975 года был создан трест «Ленинградбамстрой», который и построил город на севере озера Байкал. Через полгода в посёлке вовсю заработали дизели передвижных электростанций. Через четыре – был построен первый капитальный дом в этих краях. Ленинградские зодчие и инженеры специально для «своего» города на Байкале спроектировали серию блочных жилых домов номер 122. Они сейсмоустойчивы, их ломаный, изогнутый силуэт запоминается с первого взгляда. Это защита от ветра.

Северобайкальск
Северобайкальск

Запоминается и здание железнодорожного вокзала – незаурядное архитектурное высказывание Владимира Авксентюка, новосибирского зодчего, который придавал особую элегантность силуэтам советских железнодорожных вокзалов. «В его архитектуре мне хотелось выразить присутствие Байкала. В конструктивном решении здание необычно, впервые применены жёсткие ванты при высокой сейсмичности», – говорил архитектор.

Вокзал Северобайкальска
Вокзал Северобайкальска

Главные достопримечательности окрестностей Северобайкальска – уникальные бамовские мысовые тоннели. Дорога функционировала и до их строительства, но мешали камнепады.

Мысовые тоннели
Мысовые тоннели

Специфический мягкий климат обеспечивают отличные условия для зимних видов спорта. Снега на перевале Даван выпадает до трех-пяти метров, и он тает почти до лета… Благодаря этому данное место приобретает все большую популярность среди горнолыжников и снегоходчиков, особенно, любителей фрирайда. Маршруты найдутся как для опытных фрирайдеров, так и новичкам. Одна из фишек Давана — горячий источник Гоуджекит, в который можно погружаться под открытым небом с потрясающим видом на горы.

Даван
Даван

Кроме этого в окрестностях Северобайкальска известны еще несколько термальных источников, и мы попробуем их все. Дорога к одному из них идет через село Байкальское. Именно в этом селе заканчивается асфальтированная дорога из города, а дальше открываются просторы необъятного Байкала.

Зимник по Байкалу
Зимник по Байкалу

Котельниковский источник на Байкале — единственный термальный источник западного побережья озера. Он расположен в 80 км южнее города. Температура воды на выходе — примерно 70 °С.

Котельниковский
Котельниковский

Еще одни термальные источники — Хакусы, находятся на другом берегу Байкала. Поэтому необходимо полностью пересечь озеро по накатанной ледовой дороге. А по пути можно встретить даже лыжников. Источник в Хакусах — самый мощный на Байкале. Еще десяток лет назад в этом месте по берегам бродили медведи, а на горячем источнике стояло только одно бревенчатое зимовье.

Хакусы
Хакусы

Дальше едем в Нижнеангарск. Старинное село, основанное казаками в 1646 году, получило новый импульс к развитию благодаря БАМу.

Нижнеангарск на БАМе
Нижнеангарск на БАМе

Здесь очень красивая набережная с потрясающим видом на Байкал.

Набережная Нижнеангарска
Набережная Нижнеангарска

Можно увидеть технику, которая помогала в освоении суровой природы и прокладывании легендарной магистрали.

Набережная Нижнеангарска
Набережная Нижнеангарска

А недавно открылась скульптура, посвященная семьям, рожденным во время строительства БАМа. Приехавшие по зову сердца в северный край, молодые люди не только строили дорогу, возводили тоннели и мосты, но и создавали семьи, рожали детей.

-17

Прямо на набережной находится «Историко-краеведческий музей Северо-Байкальского района». Его тоже советуем посетить.

-18

В 70 км на восток от Нижнеангарска находится еще один термальный источник — Дзелинда. Еще в советское время здесь была водолечебница, сегодня же на одноименной станции находится база отдыха РЖД.

Дзелинда
Дзелинда

Через 20 км после Дзелинды в узком ущелье между двумя горными грядами расположен бамовский поселок Ангоя. Голубое небо, просторы, кристально чистый воздух. Его история началась сорок лет назад.

Поселок Ангоя на БАМе
Поселок Ангоя на БАМе

Ангою построили азербайджанские специалисты. Азербайджанской бригаде, прибывшей на БАМ в 1975 году, был показан фронт работ — 209 километров вечной мерзлоты, на которых надо было проложить железнодорожное полотно и построить поселок. Населённый пункт начал возводиться в 1983 году строителями «АзБАМстроя». В сентябре 1984 года стали строить сборно-щитовые дома, небольшую котельную и капитальную теплотрассу, чтобы обеспечить теплом и временный, и строившийся постоянный посёлок.

Поселок Ангоя на БАМе
Поселок Ангоя на БАМе

В 2008 году в знак признательности за самоотверженный труд азербайджанских строителей станция Ангоя была названа именем Гейдара Алиева.

Поселок Ангоя на БАМе
Поселок Ангоя на БАМе

Следующую железнодорожную станцию и посёлок построили рабочие из Литовской ССР. Поскольку поселок расположился недалеко от старого эвенкийского села Уоян, то его стали называть Новым Уояном.

Поселок Новый Уоян на БАМе
Поселок Новый Уоян на БАМе

В разгар комсомольской стройки здесь проживало более 11 тыс. человек. В здании вокзала станции, архитектором которого был Шимайтис, акцент сделан на пассажирском зале, перекрытом клееными деревянными конструкциями с покрытием из черепицы.

Поселок Новый Уоян на БАМе
Поселок Новый Уоян на БАМе

Бóльшая часть строительного материала поступала из Литвы. Есть даже Литовский проспект

Поселок Новый Уоян на БАМе
Поселок Новый Уоян на БАМе

Пожалуй, один из самых красивых участков автодублера БАМа находится на участке от Уояна до Северомуйска. И это не только красивый, но и самый сложный участок Байкало-Амурской магистрали, потому что здесь железная дорога начинает свой путь через Северо-Муйский хребет.

Северомуйский хребет на БАМе
Северомуйский хребет на БАМе

В 1985 году в поселок Янчукан из поселка Звёздный Иркутской области (я о нем рассказывал в прошлой части) перебазировался СМП «АрмБАМстрой» и началось строительство постоянного посёлка, здания вокзала станции Кюхельбекерская, здания школы и детского сада. Интересно, что армянский туф при своей пористости за столько лет практически не пострадал от суровой погоды.

Поселок Янчукан на БАМе
Поселок Янчукан на БАМе

Далее, на восток от Янчукана, располагался поселок Тоннельный, рабочие которого рыли 15-километровый тоннель от одноименного поселка к Северомуйску.

Поселок Северомуйск на БАМе
Поселок Северомуйск на БАМе

До открытия Северомуйского тоннеля поезда следовали по обходной железнодорожной ветке длиной 54 км, состоящей из многочисленных крутых серпантинов и высоких виадуков, включая знаменитый Чёртов мост. Говорят, машинисты крестились перед въездом на него, поскольку мост расположен в крутом повороте на уклоне, имеет очень большую высоту и двухъярусные опоры.

Чертов мост на БАМе
Чертов мост на БАМе

Северомуйский тоннель был достроен и сдан в постоянную эксплуатацию 5 декабря 2003 года — это самый сложный и протяжённый железнодорожный тоннель в России. Его длина — 15,343 метра.

Северомуйский тоннель на БАМе
Северомуйский тоннель на БАМе

Так мы доехали до поселка Таксимо, он уже существовал до начала БАМа. На стройке века Таксимо с самого начала ждала особая роль — во-первых, стоявшие прежде в тайге населённые пункты неизбежно становились базами строителей, а во-вторых отсюда было удобно проложить дорогу к золотым приискам Бодайбо.

Поселок Таксимо на БАМе
Поселок Таксимо на БАМе

Поэтому Таксимо курировался даже не двойным, а тройным шефством — времянку строила и поляну готовила Бурятия, половину постоянного посёлка возводила Беларусь, ну а сам вокзал в виде палатки – Латвия.

Поселок Таксимо на БАМе
Поселок Таксимо на БАМе

Ну а дальше самый опасный мост России и Забайкальский край.

Витимский мост на БАМе
Витимский мост на БАМе

И обязательно посмотрите наш документальный сериал "БАМ: от края до края"