В 1979 году в Советском Союзе был запущен амбициозный проект по созданию принципиально нового боевого самолета. Целью этой программы было обеспечение СССР безоговорочного господства в воздухе, превосходящего американские ВВС. Этот самолет получил название МиГ 1.44. Его заявленные характеристики соответствовали, а в некоторых аспектах даже превосходили американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor, который стал первым подобным самолетом, поступившим на вооружение. Однако американцы с сарказмом окрестили МиГ 1.44 "Flatpack" – "в разобранном виде", подразумевая его незавершенность. Но кто знает, кто бы смеялся последним, если бы проект довели до конца.
Lockheed Martin против ОКБ Микояна
В 1980-х и 1990-х годах два коллектива, расположенные на разных концах света, одновременно решали сложнейшие инженерные задачи. Это были американская компания Lockheed Martin и ОКБ имени А.И. Микояна в СССР. Однако судьба проектов оказалась разной. Русский МиГ 1.44 так и остался на стадии испытаний, а F-22 удалось запустить в серию. Причина кроется в различиях финансирования: СССР, переживавший экономический спад, не смог обеспечить проекту должного уровня поддержки.
Интересно, что даже в США F-22, несмотря на завершение программы, позже признали слишком дорогим проектом. В 2009 году министр обороны США Роберт Гейтс дал приказ прекратить производство Raptor из-за его астрономической стоимости – около $250 млн за единицу. Это решение остановило серию на уровне 187 произведенных машин. Сегодня некоторые эксперты считают возможным возобновление выпуска F-22, но его высокая стоимость делает это маловероятным.
. Выбор СССР: между МиГ и Су
Во времена холодной войны СССР постоянно разрабатывал новые боевые самолеты, стремясь оспорить американское превосходство в воздухе. Конструкторы ОКБ имени А.И. Микояна проделали огромный путь от создания МиГ-15, который показал себя в Корейской войне, до таких истребителей, как МиГ-29 и МиГ-31.
В конце 1970-х годов, когда сформировалась концепция самолетов пятого поколения, разработку нового проекта доверили именно ОКБ Микояна. На тот момент "тяжелый" Су-27 только начинал поступать на вооружение, а МиГи уже составляли основную массу боевых самолетов ВВС СССР.
. Рождение проекта
Работа над платформой МиГ 1.44 началась в 1980-х годах, параллельно с вводом в строй истребителей четвертого поколения. Новый самолет должен был обладать тремя ключевыми характеристиками:
- Сверхманевренность.
- Способность летать на сверхзвуковой скорости без форсажа.
- Минимальная радиолокационная заметность.
Для реализации этих задач требовались композитные материалы и радиопоглощающее покрытие, а также инновационные технологии, опережающие время. В частности, был предложен "плазменный щит", способный сделать самолет практически невидимым для радаров.
. Экономические вызовы
Однако реализация программы оказалась крайне затратной. Несмотря на завершение проектных работ к началу 1990-х годов, крах СССР сорвал финансирование, и проект был заморожен. В 1994 году прототип МиГ 1.42 (развивающая версия МиГ 1.44) провел первые летные испытания, подтвердив заложенные характеристики. Однако дальнейшие работы опять остановились из-за нехватки средств.
В 2000 году единственный летный экземпляр МиГ 1.44 был официально представлен публике. Однако к этому моменту его концепция устарела, а ВВС России больше нуждались в тяжелом истребителе пятого поколения, чем в легкой машине.
. Наследие МиГ 1.44
Есть версия, что наработки по проекту МиГ 1.44 были проданы Китаю и использованы при создании китайского истребителя J-20. В 2015 году объединение "МиГ" заявило о возобновлении работ над легким перспективным истребителем, возможно, основанным на старых разработках.
Таким образом, история МиГ 1.44, несмотря на свой трагический финал, оставила заметный след в авиации и, вероятно, найдет продолжение в будущем.