Часть вторая. Как начинался театр
Шел 2010 год. Однажды раздался телефонный звонок и меня попросили о встрече на железнодорожном вокзале. Нет, я не удивилась, потому что когда проходила реабилитация жертв политических репрессий, родственники многих из них все еще опасались огласки и предпочитали говорить с глазу на глаз. На вокзале ко мне подошел молодой человек и, не представляясь, приступил к вопросам. Они не имели отношения к реабилитации, тем более поезд уже должен был отходить. Мой собеседник ехал на Сахалин и на обратном пути обещал еще раз позвонить. И разговор был такой же бессистемный, но помню, что спрашивал о театре. Потом написал письмо из Хабаровска. Его звали Дима Струков. Пришлось ответить. Года полтора длилась ни к чему не обязывающая переписка. Потом он замолчал. А месяца через четыре пришло заказное письмо, довольно плотненькое.
В конверте были две фотографии и письмо, написанное от руки. Глянув на одну из фотографий, я ахнула. Это же мой знакомец (внизу фотографии), только возмужавший.
И тут у меня прояснилось, почему в голове возникала фамилия Струкова. Это же один из работников нашего театра, его имя упоминалось в программках.
А мой знакомый - это его внук, держатель семейных реликвий. И я проходила испытательный срок: можно ли их доверить мне.
Я считаю, что письмо, переданное Дмитрием Михайловичем Струковым, может являться самым ценным экспонатом театрального музея, потому что это - воспоминания не только очевидца, но и участника событий, происходивших при рождении первого театра города.
«Здравствуйте, уважаемые товарищи! Недавно получил путеводитель «Театр поднимает занавес». У меня появилось желание хотя бы немного посвятить вас в историю театра, т.к. мне кажется, что я остался один из тех, кто работал с Петром Александровичем Вознесенским.
Немного о себе. В 1932 году 21-го августа в ветреный пасмурный вечер на пароходе «Колумб», в числе вербованных и мобилизованных комсомольцев, мы пристали к берегу села Пермское, где переночевали в бывшей церкви. Утром нас развели по квартирам - шалашам, где каждому было выделено место на нарах. После чего нас распределили по бригадам. Наша работа заключалась в том, чтобы как можно быстрее раскорчевать тайгу, расчистить площадку и произвести планировку. Ну, а потом начать строительство….
В театр я попал в числе многих по объявлению, в котором было сказано, что приглашаются девушки и юноши в театральную школу. Прослушивал нас П.А.Вознесенский, который интересовался тем, что я умею делать. Я сказал, что я могу корчевать лес, копать ямы и тесать бревна. После всеобщих улыбок комиссии, в которую входили А.Л.Коханский, и Е.И.Шаповалова, меня попросили спеть и рассказать свою автобиографию. Петь я не умел и предложил рассказать басню. А потом попросил разрешения станцевать цыганочку с выходом. После чего я был принят в театр. Через два месяца Анчутину Николаю предложили перейти в бутафорский цех (Анчутин впоследствии стал одним из ведущих работников технических цехов – Авт..), а мне было предложено постигать азы помощника режиссера ( это и стало его основной работой – Авт.). Я до сего дня доволен тем, что учился и работал с такими добрыми простыми мастерами, преданными своему театру.
… Театр начинали строить осенью в 1933 году. Здание было построено из кирпича, самана и леса. Имело шесть печей и одну большую плиту в поделочном цехе, три гримерных, парикмахерскую, костюмерную, большое фойе. Зал имел хорошую акустику. Сцена имела круг, глубокие карманы и по всем правилам была одета. Что касается круга, то после осадки здания им перестали пользоваться.
В 1936 и 1937 годах перед началом спектаклей всегда выступал духовой оркестр театра, в котором играли замечательные люди и музыканты - старики Шведов и Окороков, которые гастролировали по Волге с Ф.И.Шаляпиным. Дирижером был П.Кузьмичев.
Работая с такими людьми, как П.А.Вознесенский, А.Д.Лебедев, М.Г.Демюр, Я.М.Цейкинский, А.К.Барковский, В.Г.Беляев, Л.Н.Александров и другие, я очень много понял, что значит пьеса, роль, актер, если это все по настоящему, с большой буквы. Общаясь ежедневно с такими актерами и актрисами, как А.Л. Коханский, А.И. Федоров, П.С.Крылов, Л. В.Воробьева, Е.И.Шаповалова, И.М.Лавров, В.П.Савенко и многими другими, я стал частью театра, которая называется – семья. Мы хорошо сработались, коллектив театра был одно целое.
Большая нагрузка в работе, плохие квартирные условия, да и не всегда хорошее питание тем более, в годы войны, ничуть не отражалось на хорошей работе театра. Мы с Анчутиным хорошо помогли в годы войны с питанием театру. А именно - организовав рыбалку на реке Силинка, где очень много шло кеты на икромет. Мы ловили металлической сеткой кету, тайменя, ленков, хариусов, чебаков…Тайга нас кормила черемшой, ягодами, грибами.
Что касается художников, то это были одаренные и талантливые мастера. К их числу можно отнести Охлопкова, Смирнова, Цивилева. При поднятии занавеса их всегда от души награждали аплодисментами.
Думаю, еще долго будут помнить тот театр, слава которого прокатилась не только по Дальнему Востоку, но и по Советскому Союзу.
Желаю театру хорошего репертуара и доброго здоровья!»
Дмитрий Михайлович приложил к письму грамоту, которой он был награжден в 1944 году ГК ВКП(б) и горисполкомом (за подписями М.Медкова и Ф.Пашкевича) «за добросовестное отношение к труду в условиях Великой Отечественной войны и образцовую творческую работу, обеспечившую постановку высокохудожественных спектаклей на сцене городского театра».
К письму была приложена фотография здания клуба-театра с парадного входа
Я не помню, куда она исчезла, но потом я увидела ее в интернете. Показываю.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИКС
Выстраиваем краткую историю театральных зданий городского драмтеатра для городской экскурсии.
Театр за свою историю занимал четыре здания:
- клуб им. 16-летия Октября (театр Дальлага), ул. Гаражная.
- Дом Красной Армии (ДК «Строитель»), пл. Ленина.
- Дворец культуры ЗЛК (судостроителей), Аллея Труда, 22.
- собственное здание, пр. Первостроителей,11.
В 1935 году театр перешел в введение Политотдела военно-строительных частей, и стал называется гарнизонный театр или КВСЧ. Приказом № 209 от 12.07.1940. по Хабаровскому краевому Управлению искусств театр становится городским. В одном здании трижды меняются собственники. Последний собственник - город - получает новое здание театра.
***
Казалось, репрессии должны были обойти стороной театр. Но один из ведущих актеров театра - Коханский Орест Львович был арестован 11.11.1937. ГО НКВД по ст. 58-1б, 50-10,58-11 УК РСФСР. Он отсидел в тюрьме год и четыре месяца, пока шло следствие. Дело было рассмотрено 15.04.39. Решение по делу: дело прекращено. Из под стражи освобожден за недоказанностью обвинения.
Во время ареста он был артистом-режиссером гарнизонного театра КВСЧ.
Узнать, остался ли он в театре можно по театральным программкам.
Причиной ареста могло послужить то, что он родился в г. Або, Финляндия.
Коханский О.Л. занесен в книгу Памяти жертв политических репрессий Хабаровского края.
Фотография Коханского взята с сайта городского театра драмы.
***
Первый художественный руководитель театра Вознесенский Петр Александрович.
Ведущая актриса театра Екатерина Ивановна Шаповалова в неизвестной пьесе.
В марте 1937 года на сцене театра впервые появляется произведение на дальневосточную тему. Спектакль по пьесе Л.Никулина «Порт-Артур» в постановке П.А.Вознесенского.
***
Периферийным театрам ввиду их творческой незрелости (так считалось) обращаться к образу вождя было запрещено. Запрет был снят в 1939 году.
Роль В.И.Ленина в разные годы в разных спектаклях исполняли пять актеров. Первым был актер и режиссер А. Д. Лебедев в спектакле «Человек с ружьем». 1940 год.
На фото актер П.С. Денисов в спектакле «Третья патетическая» в постановке Е. Белова . 1958 год.
***
С 1940 года главным художником театра был Н.П.Смирнов. Среди спектаклей, оформленных им - «Анна Каренина» по роману Л.Толстого ( 1949 год).
***
В годы Великой Отечественной войны семь работников театра ушли на фронт.
Е.А.Каширенинов, художественный руководитель театра в сезоне 1938-1939 гг. погиб в 1943 году.
В августе 1941 года режиссер П.В.Джапаридзе после войны продолжал работу в других театрах страны, став Засл. деятелем искусств РСФСР и ДАССР.
Судьба еще шести человек неизвестна. Но их фамилии остались в театральных программках.
***
На Всесоюзном конкурсе театральных коллективов спектакль по пьесе А. Афиногенова «Машенька» в постановке М.Г.Демюра получил первую премию. В главной роли советской школьницы - Л.В.Воробьева.
Лучшей работой сезона 1940-1941 гг. был назван спектакль « Ромео и Джульетта» по пьесе В.Шекспира в постановке режиссера А.Д.Лебедева. В роли Джульетты - Воробьева Лидия Владимировна, впоследствии - преподаватель Краснодарского института культуры, Засл. арт. РСФСР.
***
В 1953 году был приглашен на работу в Комсомольский-на-Амуре драмтеатр Скоморохов Геннадий Николаевич. Воевал. С войны вернулся без ног. В 20 лет заново учился ходить на протезах. Поступил в Саратовское художественное училище на театрально-декорационное отделение. За двадцать два года работы в театре оформил почти 150 спектаклей. Среди них «Мужество» по книге В.Кетлинской (1957 год).
***
Белов Евгений Николаевич Работал в Комсомольском -на-Амуре драмтеатре с 1954 года по 1973. В 1957 году получил звание «Засл. деятель искусств РСФСР». Первым в стране поставил спектакль по пьесе А.Толстого «Мракобесы».
За спектакль «В ночь лунного затмения» М.Карима в постановке Е.Н.Белова театр был удостоен диплома первой степени Минкультуры СССР и денежной премии Минкультуры РСФСР.
75 постановок выдержал спектакль "Щит и меч» по книге В.Кожевникова, поставленный Е.Н. Беловым
***
Первой актрисой, получившей звание заслуженной артистки РСФСР на сцене Комсомольского -на-Амуре театра была Евгения Михайловна Гусачева в 1957 году. Работала в театре с 1945 до 1963 года.
***
Ярцева Нина Николаевна работала в театре с 1962 по 2010 год. За активное участие в шефской работе по активному обслуживанию строителей Восточного участка БАМа была награждена медалью. Выступала в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» вместе с народным артистом СССР В.В.Меркурьевым на сцене Комсомольского-на-Амуре театра драмы.
Н.Н.Ярцевой единственной за все годы работы театра было присвоено звание народной артистки РСФСР.
Председатель краевого отделения Союза театральных деятелей (СТД) Васильева и ответственный секретарь Комсомольского-на -Амуре СТД Засл. арт. РСФСР Н.Н.Ярцева 1989 год.
***
В 1966 году режиссер Валерий Александрович Барский первым в стране поставил «Девятую симфонию» (про Н.Островского) по пьесе Ю. Принцева .
В 1982 году удостоен звания «Засл. артист РСФСР».
***
В 1972 году театр участвует во Всесоюзном конкурсе-смотре молодых актеров, по итогам которого Зоя Николаевна Кипко за роль Клавдии в спектакле «Солдатская вдова» по пьесе Н. Анкилова была награждена первой премией и поездкой в Москву.
***
1979 год . Виктор Иванович Пушкин является первым в стране исполнителем роли С.Есенина в спектакле по пьесе Н. Шундика «Сергей Есенин». В 1984 году на Всероссийском фестивале «Героическое освоение Сибири и Дальнего Востока» он был назван лучшим исполнителем мужской роли - Егора Большакова - в спектакле « Амур-батюшка» Н.Задорнова в постановке Е.Звеняцкого.
Он же - неизменный исполнитель роли царя Салтана в спектакле «Сказка о Золотом петушке и царе Салтане А.Пушкина в постановке В.А. Барского, двухсотый спектакль которого состоялся в ноябре 1987. Дети преподнесли актерам живого петушка в лукошке.
***
Лелькин Л.В. артист и фотограф Комсомольского драматического театра.
***
В 1982 году драматург А.Галин написал пьесу «Звезды на утреннем небе» о женщинах, выселенных на время олимпиады на 101 километр. В 1988 году спектакль по этой пьесе поставил и Комсомольский-на-Амуре драматический театр ( режиссер В.В. Сорвин). В главных ролях: Барская И.В. и Кушнарёва В.К.
Могу ошибаться, но мне кажется, что такого оглушительного успеха не имела ни одна постановка этого театра (я повторилась: то же самое у меня написано в статье «Москва. Олимпиада-80»).
***
В 1987 году в театр пришли выпускники Дальневосточного педагогического института искусств Сергей и Марина Видинеевы.
Через несколько лет я увидела Сергея Видинеева на экране телевизора в киносериале «УГРО». Уже первая серия была настолько скучной, что я его до конца не досмотрела.
Сейчас, когда начала писать материал для канала, просматривала фотографии актеров. Увидев фотографию Сергея, решила узнать, как сложилась его жизнь в кино. Зашла в интернет. Была потрясена его фильмографией: 70 работ в кино и 20 в театре. Вспомнила, что во многих сериалах часто встречался довольно приятный мужчина, лицо которого мне все время кого-то напоминало. Это был он.
Сейчас он с 2005 года является актером Государственного Академического Малого театра России. Того самого, руководителем которого был народный артист СССР Юрий Соломин.
***