Найти в Дзене
Intaglio | Инталия

История дум-метал группы Intaglio

Евгений Семенов: Сейчас уже сложно вспомнить, когда именно был образован проект Intaglio. В старых пресс-релизах и интервью указано, что запись началась в ноябре 2004 года. Поскольку она велась практически параллельно с написанием материала, можно предположить, что проект был образован в октябре 2004 года. Как-то так совпало, что вместе с 20-летием проекта появилось желание провести ретроспективу событий и немного погрузиться в то время, которое, с одной стороны, было вроде и не так давно, но с тех пор многое изменилось. Поэтому вначале стоит добавить немного контекста того времени. С понятием doom metal я познакомился где-то в 1997-98 году. Помню, мне советовали послушать «крутую, тяжелую» дум-группу со скрипками — My Dying Bride. Чуть позже один товарищ дал мне аудиокассету Paradise Lost «Draconian Times», отрекомендовав это как дум-метал. Интернета у нас тогда не было, и изучить или проверить информацию было особо негде. Я послушал «этот дум-метал», но он мне особо не понравился. Кт
Оглавление

Евгений Семенов:

Сейчас уже сложно вспомнить, когда именно был образован проект Intaglio. В старых пресс-релизах и интервью указано, что запись началась в ноябре 2004 года. Поскольку она велась практически параллельно с написанием материала, можно предположить, что проект был образован в октябре 2004 года.

Как-то так совпало, что вместе с 20-летием проекта появилось желание провести ретроспективу событий и немного погрузиться в то время, которое, с одной стороны, было вроде и не так давно, но с тех пор многое изменилось. Поэтому вначале стоит добавить немного контекста того времени.

С понятием doom metal я познакомился где-то в 1997-98 году. Помню, мне советовали послушать «крутую, тяжелую» дум-группу со скрипками — My Dying Bride. Чуть позже один товарищ дал мне аудиокассету Paradise Lost «Draconian Times», отрекомендовав это как дум-метал. Интернета у нас тогда не было, и изучить или проверить информацию было особо негде. Я послушал «этот дум-метал», но он мне особо не понравился. Кто-то сейчас может сказать: «Да это и никакой не дум», — и будет прав, а кто-то с ним даже сейчас не согласится. Представьте сколько в то время было споров на эту тему в обсуждениях на сходках любителей музыки.

1. Путаница с doom metal в России

В 90-е годы основным источником информации о жанрах исходила от продавцов музыки на «Горбушке», куда почти вся страна ездила за новинками, которые затем многократно переписывались и распространялись локально. Под брендом «дум-метал» там могли продать практически что угодно. В западной прессе начала 90-х годов писали, что Anathema, My Dying Bride и Paradise Lost играют в жанре death/doom metal и являются представителями так называемого «Peaceville Three». Скорее всего т.к. death metal был более известным и знакомым для многих жанром, и послушав даже «те самые», ранние альбомы этой троицы и сравнив их с Death, Morbid Angel, Cannibal Corpse и другими, приставку «death» из названия жанра просто убрали. О том, что термин дум-метал изначально применялся к таким группам, как Candlemass и Saint Vitus, и является поджанром heavy metal, тогда у нас вообще мало кто знал.

Основная проблема с подменой понятий при классификации началась немного позже, когда стали выходить такие альбомы «дум-троицы», как Anathema «Eternity» и Paradise Lost «Draconian Times», которые местами не только не относятся к думу, но и к металу вообще. Тем не менее, в точках продаж на них по традиции продолжают ставить лейбл «дум-метал». Это привело к тому, что на территории СНГ сложилось искаженное представление о жанрах, и в «дум-метал» попало множество gothic metal групп, таких как Theatre of Tragedy, Lacrimosa, Moonspell, Crematory и др.

Выросло практически целое поколение людей, которые считали, а многие до сих пор считают, что всё, что мрачное и тягостно-печальное/умное/красивое (подставьте сюда всё, что может себе представить романтичный подросток) – это и есть дум. Это было единственно «верным», и в то же время размытым критерием классификации.

Пример пиратского сборника в стиле Doom Metal (см. треклист) 2000 год.
Пример пиратского сборника в стиле Doom Metal (см. треклист) 2000 год.
Еще один пример группы из «Doom Collection», которая вообще не использует гитары и барабаны. Фирма AGAT. Конец 90х годов.
Еще один пример группы из «Doom Collection», которая вообще не использует гитары и барабаны. Фирма AGAT. Конец 90х годов.

Приобретая подобную продукцию с ярлыком «Doom», у человека не было повода усомниться в том, что это может быть музыка, относящаяся вообще к другому жанру. Поэтому устраивая споры на форумах каждый был уверен в своей правоте. С таким наследием мы вошли в 2000-е годы…

Следует отметить, что речь идет исключительно о правильной классификации стиля и определении жанровой принадлежности. Часто встречаются случаи, когда фанаты обижаются, когда кто-то делает какую-либо поправку, пусть, хотя бы, это касается даже даты публикации альбома или артикля в переводе интервью на русский язык – это воспринимается, как хейтерство, попытка унизить группу и музыкантов, попытка переосмыслить вклад группы в культуру и историю, критика самой музыки. Нет, и ещё раз нет! Все вышеперечисленные группы никаким образом не становятся хуже от того, что их творчество или отдельные альбомы не следует относить к дум-металу. Забегая немного вперед, стоит упомянуть, что, когда некоторые наши музыкальные коллективы начали представлять результаты своего творчества, многие не верно определяли свой стиль как дум-метал.

2. Предпосылки к появлению Intaglio

Одно дело – иметь представление о каком-то жанре, но совсем другое – проявлять к нему личный интерес. По-настоящему я заинтересовался этим стилем и стал искать музыку в этом направлении в 2001–2002 годах, когда расслушал альбом Paradise Lost «Lost Paradise» (1990). На мой взгляд, это отличный образец death doom metal с преобладанием дет-метал составляющей.

Многие часто не понимают, почему люди вообще слушают подобную музыку, и предполагают, что она погружает в депрессивные состояния. Возможно, на всех это действует по-разному. В моем случае она имела обратный эффект и стала для меня своего рода спасением (правда, в своих экстремальных формах она никому из окружающих не нравилась).

Информация о классификации внутри дум-метала была хорошо представлена на портале doom-metal.com. Оттуда же черпались сведения о «канонических» альбомах для разных поджанров. Безлимитного (да и вообще нормального проводного) интернета в то время практически ни у кого не было. Чтобы достать интересующую музыку, нужно было приложить значительные усилия. Однако появившаяся возможность получать хотя бы текстовую информацию уже была большим шагом.

Особое впечатление произвел, конечно, funeral doom. Это был совершенно иной музыкальный мир, отличавшийся от всего, с чем мне приходилось сталкиваться раньше. Однако с первого прослушивания он мне не понравился. Я помню, что это была первая часть композиции «A Burial At Ornans» группы Disembowelment (которая квалифицируется как doom death, но оказала большое влияние на развитие funeral doom). Очень медленная музыка – практически невозможна для восприятия неподготовленным слушателем. К концу музыкальной фразы ты уже забываешь, с чего она началась. Первое впечатление у меня было такое, что это просто какой-то набор «тяжелых» звуков. Впоследствии не раз приходилось сталкиваться с подобным восприятием музыки Intaglio.

В то же время на портале doom-metal.ru сложилось (тогда еще молодежное) сообщество людей, многие из которых также интересовались экстремальными видами дум-метала и активно делились на форуме своими новыми открытиями и информацией. Почему именно тогда среди молодежи возник такой интерес к дум-металу, для меня до сих пор остается загадкой. К сожалению, архивы переписок и форумов не сохранились, но сообщество было достаточно активным, и часто проводились офлайн-встречи в различных заведениях Москвы. Групп подобной музыки было не так много, выход каждого нового альбома становился событием, и хотелось как-то принять участие в этом движении. В это время зародилась идея сделать «что-то свое».

О выпуске собственной музыки в стиле funeral doom metal на территории СНГ тогда не было и речи. Но определенные подвижки происходили на Западе: в 2002 году в Финляндии открылся лейбл Firebox Records, который выпустил несколько релизов андеграундных групп, изданных у нас по лицензии (My Shameful, Until Death Overtakes Me, Pantheist и др.). Кроме того, в СНГ по лицензии вышли альбомы Evoken, Shape Of Despair, Skepticism, что положительно сказалось на популяризации funeral doom на локальной сцене.

В 2003 году московская группа Comatose Vigil уже активно репетировала и распространяла свои демо на CD-R. Хотя качеством записи они не отличались, контент был достаточно интересным. В 2004 году произошло важное событие: было основано тематическое подразделение лейбла Stygian Crypt под названием Marche Funebre, которое решило заняться изданием дебютного альбома Comatose Vigil и выделило бюджет на запись в студии. Это стало триггером для появления других проектов, в числе которых оказался и Intaglio.

3. Работа над музыкой к одноименному альбому

Работа над альбомом началась в октябре 2004 года. Имелся небольшой опыт домашней записи и для того времени достаточно неплохой набор оборудования: полупрофессиональная звуковая карта EgoSys Waveterminal 192L, студийные мониторы Event TR5, а также мастеровые гитара и бас-гитара «MG» от орловского гитарного мастера Сергея Медведева. В качестве предусилителя для записи гитары использовался небольшой гитарный комбоусилитель фирмы Marshall, а для бас-гитары — процессор Digitech BP8.

Пробой пера и первым завершённым произведением, созданным примерно через месяц после начала работы, стала музыка для композиции «Ветер Осени | Wind Of Autumn». Названия она на тот момент не имела, но впоследствии полученное название отлично передавало осеннее настроение. Запись происходила параллельно с сочинением материала, что стало важной особенностью всего альбома. Часто бывает, что музыкантам больше нравятся демозаписи собственных произведений, потому что при перезаписи могут теряться мелкие особенности, которые сложно воспроизвести. Чтобы ничего не потерять, было решено продолжать работать именно таким образом. Фактически первая версия альбома (до его реставрации и ремикса в 2020 году) является демозаписью.

Intaglio с самого начала стремились создать уникальное звучание, отличающее их от других представителей funeral doom metal — одного из самых минималистичных поджанров металлической музыки. Одним из таких отличий стало использование бас-гитары в качестве лидирующего инструмента для всех мелодических партий. В композиции «Ветер Осени» это пока еще мало заметно, так как лидирующие партии сливаются с гитарными риффами и только в самом конце композиции выходят на передний план. Но уже при создании следующей композиции «Одиночество | Solitude» бас-гитара фактически стала основным солирующим инструментом. Если кого-то интересуют технические и композиционные особенности или кто-то привык слышать бас-гитару только в низких регистрах, представьте, что в альбоме играют два бас-гитариста: один исполняет высокие ноты, а другой — низкие.

Следующая композиция «Одиночество» была готова примерно к концу декабря 2004 года — началу января 2005 года и является самой канонической композицией Intaglio для жанра funeral doom. Она использовалась в качестве саундтрека в любительском короткометражном фильме «Укол», а также, насколько известно, это единственная на данный момент композиция, на которую существует кавер-версия. В процессе работы сформировался еще один принцип: «делать именно такую музыку, которую в данный момент сам хотел бы услышать». Это может показаться банальным, но на самом деле это не так, потому что стремление многих музыкантов ориентироваться на конъюнктуру часто не позволяет им в полной мере раскрыть свой потенциал. Создавать что-то свое, использовать собственные музыкальные краски всегда сложнее, так как слушателю при первом знакомстве ближе то, с чем он уже сталкивался. Осознание чего-то нового — более сложный процесс.

В последней крупной композиции, написанной для альбома, — «Темно-вишневый день | Dark Cherry Day» — можно заметить начавшиеся эксперименты, направленные на расширение композиционных и гармонических границ. Предыдущий опыт позволил использовать некоторые нереализованные в других проектах музыкальные идеи, и данная композиция получилась самой разноплановой. Наиболее внимательные читатели могли заметить, что композиции сочинялись в порядке, обратном их следованию на альбоме. Это связано с тем, что авторы стремятся сначала показать самые последние и актуальные на их взгляд произведения.

Музыкальная часть альбома была практически завершена в марте 2005 года. В архивах имеется черновой микс альбома, который впоследствии использовался для записи вокала и демонстрационных целей. В плане музыки в этой версии отсутствует скрытый трек, который был выделен в инструментальную композицию «Интерлюдия» на переиздании 2020 года. Встал вопрос о дальнейшей судьбе материала и поиске вокалиста для его окончательной реализации.

4. Подготовка дебютного альбома к выпуску

Как всегда бывает, на пути возникают проблемы, о которых не задумываешься на старте, но которые нужно решать, так как от этого зависит результат. Первая такая проблема возникла при выборе подходящего названия для проекта. Хотелось чего-то не слишком пафосного или банального, и действительно рассматривалось множество вариантов. Единственный вариант, который не был использован, но остался в истории, — это «Endless Desperation», так как он был в последствии «презентован» одноимённому лейблу.

На название «Инталия» я наткнулся в каком-то справочнике или словаре. Если кто не знает, инталия — это объёмное изображение на твёрдой поверхности (обычно на камне). В общем, казалось, что создаётся нечто монументальное, и это название хорошо подходит, к тому же оно имеет схожие русскую и иностранную версии.

Более сложной задачей стал поиск вокалиста, который бы также писал тексты. Дум-метал никогда не был особо популярным жанром по сравнению с другими металлическими направлениями, а здесь ещё и экстремальное ответвление, малознакомое большинству. Нужен был человек, который хотя бы разбирается в дум-метале в целом. Здесь, наверное, повезло, и долгих поисков не было, так как с Максимом мы, кажется, уже были знакомы. Помню, я передал ему диск с демозаписями, чтобы он попробовал, и через 2–3 месяца мы уже отправились в студию записывать вокал.

На этапе работы над текстами мы изначально договорились о творческих границах: с той стороны не было правок в музыкальную часть, а с моей стороны — в текстовую. Сейчас такие условия кажутся немного нелогичными, так как чем больше людей критически оценивают произведение, тем больше спорных моментов можно выявить и исправить. Но тогда, вероятно, хотелось сделать всё самостоятельно, без вмешательства. Обсудили лишь то, что тексты будут на русском языке.

Максим, наверное, мог бы лучше рассказать о текстах. По сути, весь альбом пронизывает единая смысловая нить, связанная с личными переживаниями из-за утраты близкого человека, основанная на реальных событиях.

Было много разных мнений как о музыке, так и о текстах. Конечно, не всем это понравилось, особенно когда альбом только вышел. Экстремальный металл на русском языке — явление редкое, и отечественные ценители обычно не читали тексты, а тут появилась такая возможность и сразу много критики. Что касается музыки, также было много замечаний: её называли слишком минималистичной или очень медленной.

На самом деле, материал действительно получился пограничным для восприятия, требующим более широкого контекста, чем привычный для обычного слушателя. Из-за этого многим кажется, что композиции развиваются медленно, и к концу фразы, когда забывается, с чего она началась, неподготовленный слушатель может не воспринять произведение полностью.

К лету 2005 года всё было практически готово. Сведением занимался Павел Перистый, гитарист группы S.C.A.L.P., в которой я в то время играл на бас-гитаре. Возникли определённые сложности, связанные с отсутствием опыта в сведении подобного материала, а также с нехваткой оборудования и ограничениями самой записи. Тем не менее, для того времени результат получился вполне неплохим.

Примерно в это же время был создан новый лейбл Solitude Productions, специализирующийся на издании и продвижении музыки в стиле дум-метал, в работу которого я впоследствии вложил немало усилий. Всем, кто принимал решения по изданию, материал понравился, и было принято решение, что Intaglio станет вторым релизом лейбла.

Продолжение следует….

#DoomMetal #Intaglio #FuneralDoom