Пожилой боярин охал и держался за правую щёку. Едва взглянув на него, вошедший в комнату царь приказал раскрыть окна (чтобы было больше света) и внести его ящик с инструментами. Под суровым взглядом государя боярин нехотя раскрыл рот, в который тут же заглянул самодержец.
«Вздумалось страдать из-за такой ерунды», – рассмеялся Пётр Алексеевич. А потом схватил небольшие щипчики и ловким движением вырвал зуб у своего подданного. Боярин негромко вскрикнул, захлопнул рот и удивлённо уставился на своего врачевателя. Он чувствовал, как боль медленно отступает, а значит, скоро совсем пройдёт.
Да-да, полечить зубы у самого царя (причём совершенно бесплатно) было можно в начале XVIII века! Как же Пётр I стал государем-стоматологом? И действительно ли он лечил зубные недуги?
Венценосный стоматолог
Уже во время Великого посольства, путешествуя по Европе, Пётр Алексеевич раскрыл в себе огромный интерес к анатомии. Человеческое тело было сложным механизмом, принципы работы которого были доступны умелым врачевателям. Именно у них, знаменитых анатомов, он учился тонкостям медицины.
В Голландии у Петра I уже имелся собственный стоматологический чемоданчик. Он бывал у местных дантистов, наблюдая за тем, какими принципами они руководствуются при определении болезни и как выявляют, какой зуб необходимо удалить. Вскоре и русский государь стал начинающим дантистом. Как рассказывал кандидат исторических наук Николай Смирнов, сам царь тоже практиковался, причём даже готов был доплачивать своим пациентам:
«Он у одного из мастеров голландских обучился какой-то технологии, и местные жители приходили к нему вырывать зубы! Правда, есть такой нюанс: они не платили ему за это, а он им приплачивал за то, что они давали ему возможность попрактиковаться».
Стоматологическая деятельность стала одним из любимейших увлечений Петра. Он помогал не только знати, но и простым людям. Стоило кому-либо из подданных пожаловаться на зубную боль, как обрадованный царь тут же велел нести его инструменты и приступал к лечению больного. Со своим сундучком он практически не расставался.
Мастерство царя-дантиста
А каким дантистом был Пётр I? По всей видимости, неплохим, хотя порой от царской руки страдали и совершенно здоровые зубы. Впрочем, в те времена, когда наркозом служили алкоголь и удар дубинкой по голове, едва ли можно было найти медика, у которого не случалось небольших оплошностей.
Зная о пристрастии правителя к выдиранию зубов, подданные нередко пользовались этим. Когда Пётр Алексеевич пребывал в гневе, кто-либо из его приближённых вдруг начинал жаловаться на зубную боль. Желая вылечить человека, Пётр тут же бросал все дела и вырывал «больной» зуб.
Такая процедура всегда поднимала ему настроение, и свой гнев он сменял на милость. Не исключено, что именно по этой причине царь порой вырывал здоровые зубы, которые его пациенты выдавали за больные.
Сегодня в Кунсткамере хранится целая коллекция зубов, вырванных Петром Великим. Из 74 экземпляров большая часть принадлежит к трудноудаляемым зубам, а значит, царь достиг немалого мастерства в стоматологической деятельности. Кстати, у 54 зубов имеются признаки кариеса, а значит, с диагностикой болезней у Петра всё обстояло совсем не плохо.
Стоматолог или истерик?
Но чем была обусловлена такая страсть к стоматологии? Если задать этот вопрос историкам, явно начнутся жаркие споры и дискуссии. Одни считают, что Пётр I стремился «оздоровить» своих подданных, показывая, что не стоит бояться лечения, если даже сам государь не боится рвать зубы. Так сказать, в новую жизнь – без зубной боли!
Другие же заявляют: страсть к лечению зубов – это следствие травм, пережитых в детстве. Стрелецкие бунты и борьба за власть с царевной Софьей не прошли бесследно для Петра. Интерес к анатомии (и стоматологии в частности) мог быть обусловлен подсознательным желанием причинять другим боль. В этом случае увлечение Петра было своего рода истерией и своеобразным выражением нервного расстройства.
Не исключено, что истина, как часто бывает, находится где-то посредине. Своими научными изысканиями, стремлением приобщить подданных к последним веяниям моды и вызвать у них интерес ко всему новому Пётр Великий действительно проводил интеллектуальную политику, которая в корне поменяла Россию.
При этом во время стоматологических процедур он действительно мог «отдыхать душой», наблюдая за эффектом, который его действия производили на пациента. Ощущение полной власти было и правда крайне необходимо царю. Ощутить своё могущество Пётр мог не только на полях сражений и во время штурма крепостей, но и работая дантистом.
Что и говорить – Пётр Великий умел удивлять как своих врагов, так и друзей. Его увлечения считали царскими чудачествами и странностями. Быть может, так оно и было, но многие из его забав получили серьёзное продолжение: интерес к кораблестроению породил флот, потешные войска – сильную и прекрасно обученную армию, а страсть к анатомии – развитие отечественной медицины. А это, согласитесь, неважным точно нельзя назвать.