Скажите, у вас есть шесть миллиардов рублей ? Нет ? Почему ? Ведь это так просто — запустить кинопроект, и выйти в ноль без государственных субсидий...
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю о «русском ответе» вселенной MARVEL, о шести миллиардах, об Ордене Алой звезды, обо всём том, чему нельзя помочь.
Начнём с того, что с советских времён, и до сегодняшнего дня, этот самый «русский ответ» служит лейтмотивом во всяческого рода начинаниях. «Байкал — наш ответ Кока-Коле», «жёсткий ответ Западу», и даже «не боимся буржуазного звона, ответим на ультиматум Керзона». Самое удивительное, что, если раньше мы давали наш великоскрепный русский ответ на какой-то вопрос, то сейчас всё чаще отвечаем, когда нас ни о чём не спрашивают. Но давайте разберёмся, что же это такое. Ведь, если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое !
Полноценный продакшен
Не так давно глава «Союзмультфильма» Юлиана Слащева дала РБК большое интервью, где, в числе прочего, рассказала о проекте, который готовится, как ответ MARVEL и Диснею. На вопрос корреспондента, собирается ли «Союзмультфильм» выходить на рынок, «как полноценный продакшен», она ответила:
«Это одно из наших новых стратегических направлений. Нашу первую собственную кинофраншизу супергероев мы разрабатываем совместно с писателем Сергеем Лукьяненко (автор «Ночного дозора». — РБК). Это будут шесть полноценных фильмов и сериал, возможно, на несколько сезонов. В некотором смысле, мы готовим ответ мировым вселенным а-ля MARVEL и DC».
Честно, довольно странный вопрос, и не менее странный ответ. Дело в том, что «Союзмультфильм» чуть ли не со дня основания 10 июля 1936 года работал, как полноценный продакшен. То есть выпускал картины с нуля, имея все институты кинопроизводства на своём конвейере.
Последнее время, правда, киностудия занималась переписыванием истории при помощи создания продолжений «Простоквашино» и «Ну, Погоди !», но это, пожалуй, тоже можно назвать производством. Далее Слащева изрекает ещё более непонятную сентенцию:
«Мы совершенно точно понимаем, что находимся в зоне риска, поэтому команда проекта продумывает каждый шаг. Есть гипотеза, почему именно этот проект может сработать. Во-первых, Лукьяненко — один из лучших авторов в области фантастики, у которого хиты выходят один за другим. Во-вторых, в советское время у нас был бум писателей-фантастов. Мы все читали «Аэлиту», «Человека-амфибию», «Солярис», «Гиперболоид инженера Гарина» — это составляло нашу базовую библиотеку. И многие книги были успешно экранизированы».
Так гипотеза, или какой-то бизнес-план ? Может быть, продюсерская работа ? Да, абстрактного зрителя вычислить на 100% невозможно, и ни одному, самому талантливому, продюсеру или режиссёру, не удалось до сих пор это сделать. Но, мне кажется, в коммерческой франшизе слово «гипотеза» неуместно. Это ведь не фанатский проект вроде нашей картины, который должен быть снят в любом случае, даже в убыток студии, а денежный стартап, бюджет которого очень велик. Далее, там же:
«Мы думаем, что такое длительное увлечение научной фантастикой не могло не оставить след в нашем культурном коде. И переосмысление знаменитых образов, помещение их в масштабную вселенную может стать платформой для множества проектов — книг, комиксов, кино, анимации, игр. Лукьяненко, и его коллега по цеху писатель Сергей Волков разработали франшизу, основанную на произведениях великих советских фантастов: Александра Беляева, Алексея Толстого, немного Павла Бажова. И хочется верить, что у нас есть право на успех. Кажется, что вот это как раз та самая технология создания хита, которую все пытаются вывести».
Так кто всё-таки один из лучших авторов в области фантастики — Лукьяненко, или Беляев ? Или Толстой ? Может быть, Бажов ? Тут опять немножко неясно: вроде подразумевается, что сценарии проекта вроде как создаёт Лукьяненко, а получается, что они основаны «на произведениях великих советских фантастов». Честно, как режиссёр-сценарист, я не понимаю, как можно засунуть Бажова в игровые миры к Беляеву или Толстому. А новых героев что, создать уже никак ? Обязательно «переосмысливать» старых ?
Не сердитесь, досточтимая сеньора, я правда не понимаю. Дело в том, что у Бажова свой собственный игровой мир, очень большой, со множеством локаций. Но он завязан на демидовских заводах, на чусовской системе, на уральских сказах, персонажах настоящих и вымышленных. Эти сказы сами по себе сериал. Мешать их с другими произведениями, интегрировать в какие-то ребуты — преступление. Зачем нам культурный код, который перемешан ? В MARVEL могут перемешать героев из разных комиксов, и впихнуть в не самый плохой фильм. Но всё это супер-герои, у них одна миссия, одно предназначение. Это другое.
А у хита нет технологии. Следовательно, вывести её никак нельзя. Вернее, технология, как таковая, существует. Но это не рецепт, а, скорее, программа, таблица со многими переменными, как в Экселе. На одни переменные ты можешь влиять, другие заданы изначально. И нужно стараться только лишь решить уравнение, а верен ли будет счёт, или нет, никто не знает.
Герои и злодеи
Если мы возьмём вселенную MARVEL, или, скажем, Уолта Диснея, то увидим, что герои, которые действуют в этих вселенных, многие годы культивируются американской прессой, и американской кинематографией. Микки-Маус, например, существует с 1928 года. У нас таких легендарных героев нет — даже тот самый Волк из «Ну, Погоди !» появился лишь в 1969, и в поп-культуре, пожалуй, даже отстаёт от Микки-Мауса. А кто сказал, что герои Беляева и Толстого вообще будут хоть сколько-нибудь знакомы зрителям ?
«Мы все читали» относится хорошо если к началу нулевых годов. Дети, которые пошли в школу в это время, может быть, ещё что-нибудь читали. Остальные знают лишь инженера Гарина, и то, не по книге, а по первому названию известной рок-группы. И то, далеко не все.
Таким образом, получается, что американцы стригут купоны с уже прокаченной, отлично потребляемой, раскрученной киновселенной, с хорошо знакомыми зрителям героями. «Союзмультфильм» же желает с нуля пульнуть шесть проектов, да ещё сериал в несколько сезонов, с героями, которые современному подростку, в большинстве, вообще незнакомы. И, при этом, не собирается делать никакого превью в виде комиксов, подобных той же манге, или ещё чего-нибудь подобного, где можно было бы познакомиться с этими самыми героями. И не в книжном, оригинальном, виде, а том синтезированном, в котором они, без сомнения, будут ввергнуты в эту геенну.
Шесть миллиардов
Теперь самое интересное. Сколько стоят эти проекты, и будут ли они выводиться на какую-то окупаемость ?
«Сегодня практически любой блокбастер, который претендует на кассовые сборы 1 млрд руб. и больше, стоит не меньше 1 млрд руб. в производстве. С учетом инфляции, и из расчета на шесть фильмов, мы ориентируемся на 1–1,2 млрд руб. на фильм. Они будут выходить с интервалом в год — с поправкой на то, что сразу после первого выйдет сериал».
И снова довольно странный формат. Параллельный выпуск сериала и обычной полнометражки, в общем, не новость. Это делают и на Западе, и даже у нас (например, лента «Адмирал»). Но, если сюжетная линия сериала есть расширенная линия картины, то как понимать шесть картин в течение шести лет, с параллельным показом сериала ? В них что, будут анонсировать следующий сезон сериала, так сказать, краткое содержание, секрет Тропиканки, Рут и Рокел, Тоньо-Лунатик ? А зачем ? Полагаю, чтобы собрать быструю кассу на кинопоказах по верхам, а потом растягивать всё это в ТВ-формате на триста шестьдесят серий с кучей рекламы. Так сказать, добить зрителя. Мерчи, куклы-марсианки по одному фертингу штука... Корова жуёт жвачку в 4К, мы её доим шесть сезонов. Удобно. Смысл ?
«Даже при бюджете 1 млрд руб., при сборах 1 млрд руб. фильм без господдержки себя не окупает. Можно разве что выйти в ноль на продаже телевизионных прав и OTT-прав (продажа проекта на онлайн-платформу. — РБК). С точки зрения кинобизнеса статистика не из лучших. Но это не означает, что нам вообще не надо больше развивать собственные проекты. Государство поддерживает — это прекрасно. Но в идеале всей индустрии нужно объединить усилия, снизить цены, производственные расходы и работать над качеством».
«Выйти в ноль на продаже телевизионных прав» при бюджете в миллиард за серию это то, к чему стремится наш кино-бизнес, видимо. Какие цены вы можете снизить, если те же видеокамеры подорожали втрое ? Аренда студий, павильонов, зарплата рабочих непрерывно дорожает. Работать над качеством ? Пожалуй, вот правильные слова. Но, что это за качество, уже увидели в тех же «Простоквашино» и «Ну, Погоди !». Будет лучше ? Ну, не знаю, тут я не провидец.
А интересен следующий момент. Понятно, когда государственные субсидии дают начинающей студии (и то, смотря на каких условиях — я вот лично сомневаюсь, что каждому насыпают невозвратные субсидии). У этой студии может быть интересный проект, потенциально востребованный (опять же, принимая во внимание переменные). Чем же, позвольте спросить, занимался все эти годы «Союзмультфильм», если у них нет денег ? Выходил в ноль ? Что за производство такое, что в ноль всё время выходит, как-то непонятно это.
«По данным СПАРК, по итогам 2020 года выручка студии составила около 338 млн рублей, убыток — 42 млн рублей. Основные доходы студии сейчас составляют лицензионные сборы от реализации прав как на советские мультфильмы, входящие в так называемую «Золотую коллекцию», так и на новые проекты студии».
По итогам 2023 года, прибыль киностудии составила 91 миллион рублей при выручке в 600 миллионов. Рентабельность 15%, плохо или хорошо ? По западным меркам, отлично — «Дисней» декларировал 4 миллиарда вечнозелёных президентов при выручке в 88 миллиардов. То есть, вроде бы в плюс работают, и, вроде бы, прибыль возрастает. Но только все активы киностудии не превышают 1,2 миллиарда рублей.
Итог
Получится ли ? Трудно сказать. Желать успеха ? Наверное, надо. Я знаю, насколько всё это сложно, насколько трудно делать такие шаги. Правда, субсидий у меня нет, да и бюджет ощутимо меньше, раз примерно в тысячу-две. Что это будет, я не знаю.
Вообще, термин «русский ответ», по мне, весьма созвучен с термином «русский конец» («russian ending», это западные буржуи придумали, и, внезапно, почти все остальные термины в мировом синематографе тоже придуманы ими). Знаете, что это такое ? Это когда все главперсы в финале отправляются на небеса. Ну, или на дно морское, кого куда пошлют. Вроде как в древнегреческой трагедии. И есть ощущение неиллюзорное, что вот всё это примерно так и будет. Но это не точно. Так что, будем надеяться на лучшее.
P.S. Кстати, рекомендую на роль Хозяйки Медной Горы выписать из Венгрии какую-нибудь симпатичную фотомодель. Например, Барбару Палвин. Это будет изящный поворот — и красоту зрителям покажем, и сделаем небольшой кивок в историю дружественной страны.