5 марта 1982 года советский посадочный модуль «Венера-14» вошел в историю, успешно приземлившись на Венере, второй планете Солнечной системы.
Проработав впечатляющие 57 минут, он успел запечатлеть и передать замечательную цветную панораму окрестностей, прежде чем поддался экстремальным условиям планеты.
Спустя десятилетия эти фотографии остаются самым последним доступным ученым изображением поверхности Венеры.
Панорама Венеры, сделанная спускаемым аппаратом миссии Венера-9. Обработка изображения: Дон Митчелл.
Венера, которую часто называют близнецом Земли, имеет много физических сходств с нашей планетой, включая размер, состав и плотность.
Однако эти параллели заканчиваются, когда дело доходит до обитаемости. Венера — мир крайностей, окутанный плотной атмосферой токсичных, кислотных облаков, которые делают ее поверхность крайне негостеприимной.
Неконтролируемый парниковый эффект с разрушительной эффективностью удерживает солнечное тепло, что приводит к тому, что средняя температура поверхности достигает 464 градусов по Цельсию (867 градусов по Фаренгейту).
Атмосферное давление столь же беспощадно — оно почти в 100 раз превышает земное, что эквивалентно сокрушительным глубинам глубокого океана.
В период с 1961 по 1984 год советская космическая программа осуществила ряд амбициозных миссий, отправив 16 зондов для исследования загадочного солнечного соседа Земли.
Венера 13 — иллюстрация.
В 1966 году «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, проникшим в атмосферу другой планеты, а в 1970 году «Венера-7» совершила первую успешную мягкую посадку на поверхность другого мира.
Хотя ни один из восьми модулей «Венера» не проработал более двух часов, а дольше всех продержалась «Венера-12» — 110 минут, программа установила беспрецедентные рубежи. Она стала первой, кто передал изображения и звуки с другой планеты обратно на Землю.
На сегодняшний день «Венера» остаётся единственной программой, которая передала визуальные и аудиоданные с поверхности Венеры. «Венера-13» и «Венера-14» записывали звук, а «Венера-9», «10», «13» и «14» делали панорамные снимки мест посадки.
Чтобы решить эту проблему, советские инженеры разработали телефотометрическую систему, размещенную внутри защитной оболочки посадочного модуля.
Свет с поверхности Венеры проникал через специально сконструированный иллюминатор, направлялся на перископическое устройство, а затем передавался на камеру.
Это инновационное решение оказалось успешным: в 1975 году миссии «Венера-9» и «Венера-10» передали первые в истории черно-белые панорамы поверхности Венеры.
Прогнозы варьировались от значительной рефракции света, заставляющей посадочные модули фотографировать себя, до густой атмосферной дымки, полностью скрывающей поверхность. Однако изображения показали гораздо более четкий вид, чем ожидалось.
Панорама «Венеры-9» показала скалистый ландшафт, усеянный острыми камнями, а «Венера-10» запечатлела нечто, похожее на застывшие потоки лавы.
Ни тумана, ни предполагаемых эффектов рефракции не наблюдалось, что позволило получить беспрецедентный вид на поверхность планеты.
Оба посадочных модуля успешно достигли поверхности и проработали более часа, но их камеры не смогли сделать панорамные снимки из-за конструктивного недостатка: защитные крышки фотометров не откинулись.
Извлеченные из этой неудачи инженеры усовершенствовали конструкцию для последующих миссий «Венера-13» и «Венера-14».
Эти посадочные модули, прибывшие на Венеру в марте 1982 года, передали первые — и пока единственные — цветные панорамы поверхности планеты. Снимки показали суровый, золотистый мир, сформированный вулканической активностью и усеянный темными базальтовыми породами.
Реконструкция типа местности в месте посадки космического корабля «Венера-13». Источник: Дон Митчелл.
На протяжении десятилетий эти фотографии оставались единственным визуальным свидетельством поверхности Венеры, полученным человечеством. Следующий значительный прорыв может произойти с миссией NASA DAVINCI+, запуск которой запланирован на следующее десятилетие.
В рамках этой миссии планируется запустить зонд, оснащенный передовыми приборами, включая инфракрасную камеру, для более детального исследования атмосферы и поверхности Венеры.
Реконструкция типа местности в месте посадки космических аппаратов «Венера-13» и «Венера-14». Источник: Дон Митчелл.
В последние годы достижения в области обработки изображений позволили ученым пересмотреть данные почти 50-летней давности, полученные в ходе миссий «Венера».
Исследователи из Университета Брауна усовершенствовали исходные изображения, предложив новые перспективы поверхности Венеры.
Улучшенные визуальные эффекты демонстрируют зловещий инопланетный пейзаж, залитый золотистым оттенком, который появляется из-за солнечного света, проникающего сквозь густые кислотные облака планеты.
Под этим атмосферным оттенком скалы и почва кажутся темно-серыми, что характерно для их базальтового состава. Этот вулканический материал доминирует на поверхности Венеры, подтверждая теории о том, что планета остается вулканически активной и сегодня.
Панорама поверхности, полученная Венерой-13.
Советский зонд «Венера-13» сделал две цветные панорамы поверхности Венеры в 1982 году. Эта панорама была сделана фронтальной камерой.
В 1982 году советский зонд «Венера-13» сделал две цветные панорамы поверхности Венеры. Эта панорама была получена с помощью задней камеры.
Цветная версия левой половины снимка Венеры-13.
Цветная версия правой половины снимка Венеры-13.
Венера-13 в исходном цвете (вверху) и с удаленными эффектами атмосферной фильтрации (внизу).
Фотографии поверхности с советского космического аппарата «Венера 14». Посадочный модуль «Венера 14» стал вторым зондом для исследования поверхности Венеры, который передал цветные изображения после посадки 5 мая 1982 года.