В прошлом году приближение Нового года мы обозначили материалом об альбоме December (2003) группы The Moody Blues, который несомненно достоин того чтобы переслушать его ещё раз.
В этот раз я не планировал посвящать отдельную статью записи на тему новогодних и рождественских праздников, но оказалось, что Йен Андерсон подготовил для нас небольшой сюрприз, а именно – масштабное переиздание «последнего», как считается многими, альбома Jethro Tull – Christmas Album (2003).
В этом альбоме смешались новые песни (4 шт.), старые песни, перезаписанные на новый лад (7 шт.), а также новые кавер-версии (5 шт.) так что вместе с новыми открытиями слушателей ждал экскурс в прошлое.
И переслушивание этой записи принесло мне немало приятных минут, поэтому сегодня погрузимся в праздничную атмосферу с нашими любимыми менестрелями от рок-н-ролла.
Йен Андерсон:
Я думаю, что период рождественских праздников многое значит для самых разных людей. Когда мы играем ежегодные рождественские благотворительные концерты, то на них приходят не только христиане. Это агностики, и атеисты и представители других религий, потому что христианское Рождество — это время обмена подарками, и я думаю, что это очень позитивно. Мне очень нравится идея, что даже если вы не празднуете условное рождение Иисуса Христа, но у вас есть ещё один повод собраться вместе с семьёй, подарить друг другу подарки и насладиться хорошим настроением.
История рождественского альбома Jethro Tull начинается в конце 2002 года, когда глава лейбла Fuel 2000 предложил Йену Андерсону выпустить в конце 2003 специальный рождественский альбом. Свою реакцию на подобное предложение лидер Tull описывает по-разному. В буклете к альбому он сказал что сразу загорелся этой идеей и попросил дать ему 24 часа на формирование списка композиций и общей концепции. В интервью журналу Prog в 2024 было сказано, что он сразу отмёл эту идею как достаточно глупую, но спустя сутки изменил мнение.
Рождественский след в творчестве Tull тянется из далёкого 1968 года, а именно с сингла Love Song (первого сингла группы, попавшего в английские чарты), на стороне B которого находилась композиция A Christmas Song. Интересно что в оригинальной версии флейта Йена звучит робко и скромно, в перезаписи же куда уверенней.
Если следовать хронологии Tull, то следующим треком является Bourée, но о ней чуть позже.
Далее у нас фолк-трилогия второй половины 70-х. Из одного из самых любимых мною альбомов Tull – Songs from the Wood (1977) представлено две композиции Fire at Midnight и Ring Out Solstice Bells. О них подробно шла речь в материале об альбоме Songs from the Wood, поэтому, дабы не повторяться, отсылаю вас к ранее написанной статье:
Только отмечу опасения лейбла Chrysalis, касающихся выпуска Ring Out Solstice Bells в качестве рождественского сингла, причиной которых стал сложный тактовый размер композиции, что привело к созданию альтернативной версии песни с размером 4/4, получившем название Magic Bells (Ring Out, Solstice Bells).
Heavy Horses (1978) представлен Weathercock и из 1978 переносимся сразу в 1986, к композиции Jack Frost and the Hooded Crow. С ней у меня в своё время была дикая путаница. Впервые я её услышал в качестве бонус трека к альбому The Broadsword and the Beast (1982) и, не углубляясь в данные, отнёс композицию именно к периоду этого альбома. Но как оказалось она была записана и выпущена в 1986 году на сингле Coronach изданным под именем Jethro Tull And David Palmer, а в 1988 попала на сборник 20 Years of Jethro Tull.
Ну и финал рождественской тематики в дискографии Tull - Another Christmas Song, жемчужина из альбома Rock Island (1989).
А теперь о Bourée, эта композиция никогда не вызывала у меня ассоциаций с рождеством, но раз Йен решил включить её в этот тематический альбом - его право. В контексте Christmas Album Bourée интересна изменённой аранжировкой. Все мы помним, что это пьеса Иоганна Себастьяна Баха в аранжировке Андерсона, и к практике подобных интерпретаций Йен вернулся на Christmas Album.
Holy Herald составлена из мелодий двух традиционных рождественских хоралов The Holly and the Ivy и Hark! The Herald Angels Sing, вторая из которых является интерпретацией мелодии Мендельсона Festgesang. Интересно что композиция Мендельсона никакого отношения к рождеству не имела, и изначально была написана к четырёхсотлетию со дня изобретения станка Гутенберга, и помимо наименования Festgesang также называлась Кантата Гутенберга.
Ещё одним обращением к академической музыке является композиция французского композитора Габриеля Форе Pavane in F-sharp minor. Правда «рождественского следа» я в её истории не нашёл, а вот в традиционной Greensleeves, которою я очень долго по незнанию считал исключительно джазовым стандартом, такой след есть, поскольку ещё с конца 19 века оригинальный текст заменялся рождественской тематикой.
Корни ещё одной традиционной рождественской песни - God Rest You Merry Gentlemen в музыке Tull можно найти ещё в начале 70-х, когда фрагменты данной мелодии включались группой в исполнение My God и Trick ia A Brick.
Ну и последняя из интерпретаций, композиция священнослужителя Джона Генри Хопкнса Младшего We Three Kings, написанной им для своих племянников. Три короля, упомянутых в названии, это отсылка к трём волхвам, явившемся к младенцу Иисусу, но Tull представляют композицию в виде инструментала, так что привязка к библейскому сюжету становится излишней, поэтому королей становится пятеро т.е. по числу музыкантов в группе Jethro Tull.
Перейдём же к новым композициям. Первую из них - Birthday Card at Christmas, Андерсон посвятил своей дочери, день рождения которой приходится на дни предрождественской суеты.
Моей дочери с самого рождения приходилось мириться с тем, что люди ей говорили: «Ну, раз ты родилась всего за три дня до Рождества, мы просто купим тебе один подарок на Рождество и день рождения». На мой взгляд это та ещё несправедливость.
Альбом вышел 30.09.2003г., но поклонники Йена могли услышать эту композицию ещё в конце лета, поскольку она была выпущена бонус-треком к его сольному альбому Rupi's Dance (2003). Но это не единственная из новых песен Tull, студийную версию которой можно было услышать до релиза рождественского альбома.
Вторая – закрывающий альбом инструментал Мартина Барра - A Winter Snowscape с его альбома Stage Left, вышедшего в начале августа 2003 года. Но в альбоме Барра Андерсон не участвовал, так что для альбома Jethro Tull композицию перезаписали, добавив в аранжировку флейту маэстро.
Last Man at the Party рассказывает о той самой атмосфере семейного праздника, с которой Андерсон ассоциирует рождество, а First Snow on Brooklyn совсем про другое, здесь царит одиночество и меланхолия.
Да, любой праздник всегда сочетает в себе веселье с толикой печали, ведь кого-то может уже не быть с нами в этот день, и остаётся только греть себя воспоминаниями, но всё же в новогоднюю ночь хочется верить в маленькое чудо.
С наступающими Новым годом и Рождеством!
Спасибо Вам!