Вы когда-нибудь задумывались, что скрывается за ироничной усмешкой, хитрым прищуром глаз и искрометным юмором актера, способного заставить нас смеяться до слез, а потом внезапно разбить сердце?
Сегодня мы нырнем в глубины жизни Льва Дурова - человека, чья судьба была так же многогранна и парадоксальна, как и роли, которые он блистательно исполнял.
Лев Дуров – актер, режиссер, писатель, человек, чья жизнь была наполнена не только триумфами, но и испытаниями. За внешней легкостью, иронией и комичностью, скрывалась глубина, проницательность и чуткость, которые делали его не просто артистом, а настоящим, как его называли, "трагическим клоуном" – способным одновременно смешить и трогать до глубины души. Разгадать эту "загадку" – значит понять суть его творчества и личности. Он был тем, кто жил театром и кино, а также семьей. И его жизнь была такой же интересной, как и его роли.
Поехали!
Лев Константинович Дуров (23 декабря 1931, Москва - 20 августа 2015, Москва) - советский и российский актёр театра и кино, сценарист, театральный режиссёр, педагог, публицист. Народный артист СССР (1990).
Несмотря на то, что фамилия Дуровых ассоциируется с известной цирковой династией, родители Льва не были связаны с цирком. Хотя, вопреки распространенному мнению, актер имел дворянские корни и, по словам его дочери, Екатерины Дуровой, даже скрывал родство с цирковыми Дуровыми, и они узнали об этом уже во взрослом возрасте.
Тем не менее, артистические задатки проявились у него в раннем возрасте. Он активно участвовал в драматической студии при Дворце пионеров Бауманского района под руководством талантливого педагога Сергея Серпинского. Забавно, что в драмкружок он попал после приглашения после уличной драки. Позже он "выгнал" половину кружка, а их роли присвоил себе.
Во время Великой Отечественной войны подросток Лев вместе с друзьями тушил зажигательные бомбы на крышах домов, а также давал концерты в госпиталях, поднимая дух раненым бойцам. Несмотря на то, что в школе его нельзя было назвать отличником, Лев отличался своей активностью и смелостью. Он был "драчуном" и часто доставлял проблемы учителям. Его отец, вместо физических наказаний, "наказывал молчанием", что, по словам Дурова, было еще страшнее. Несмотря на проблемы с дисциплиной, его тяга к искусству с каждым годом становилась сильнее.
После окончания Школы-студии МХАТ проработал около 10 лет в Центральном детском театре. Четыре года Лев Дуров играл на сцене театра имени Ленинского комсомола, а с 1967 года начал играть в постановках Московского драмтеатра на Малой Бронной, на сцене которого играл практически полвека.
Эфрос и Дуров. Тандем века
Знакомство с Анатолием Эфросом стало поворотным моментом в жизни Льва Дурова. Их творческий союз продлился почти 30 лет и оказал огромное влияние на формирование его актерской идентичности. Эфрос был не просто режиссером, а настоящим наставником, который помог Дурову раскрыть его потенциал.
Сначала они вместе работали в ЦДТ, где Дуров играл самые разнообразные роли – от огурца в детских спектаклях до царевича Федора Годунова в "Борисе Годунове". Затем, в 1963 году, Эфрос перешел в Театр имени Ленинского комсомола, забрав с собой группу актеров, в том числе и Дурова. После недолгого пребывания в Ленкоме, Эфрос и Дуров снова вместе перешли в Театр на Малой Бронной, который стал для Дурова буквально домом до конца его дней.
Под руководством Эфроса Дуров сыграл свои самые знаковые роли: Тибальта в "Ромео и Джульетте", Сганареля в "Дон Жуане", Бальтазара Жевякина в "Женитьбе". Гастроли "Женитьбы" в Эдинбурге принесли ему восторженные отзывы шотландской прессы, которая называла его "трагически смешным" актером. Сам Дуров считал своей самой успешной ролью Снегирева в "Братьях Карамазовых" (поставленного под названием "Брат Алеша"), что опять же было совместной работой с Эфросом по пьесе Виктора Розова. Сотрудничество с Эфросом было для Дурова не просто работой, а настоящей школой актерского мастерства и понимания театра.
В кино Лев Дуров начал сниматься с 1954 года и сыграл более 200 ролей.
Помимо успешной актёрской работы, Дуров, окончив Высшие режиссёрские курсы, стал режиссёром-постановщиком и ставил спектакли там же - в Театре на Малой Бронной.
Параллельно с работой в театре и кино, Дуров также преподавал в Школе-студии МХАТ, принимал участие в озвучивании многих мультфильмов.
Режиссерский опыт: взгляд изнутри
Лев Дуров не ограничивался актерской деятельностью. После окончания Высших режиссерских курсов, он стал пробовать себя в качестве режиссера, сначала в Театре на Малой Бронной, где он поставил такие спектакли, как «Жестокие игры» по Алексею Арбузову, "Золушка" по Евгению Шварцу и "Обвинение" по Нодару Думбадзе.
Его режиссерский почерк отличался сочетанием юмора и трагизма, что было характерно и для его актерской игры. Его режиссерские работы не были простым пересказом сюжета, а были наполнены его уникальным видением. Он также ставил "Дорогу в Нью-Йорк", легкую комедию про дочь миллионера, а также спектакль "Страсти по Торчалову", продолжая работать как с классикой, так и с современной драматургией.
Творческий поток не ограничился зрелищем...
Дуров также был автором нескольких книг, которые пользовались популярностью у читателей: "Грешные записки" (1999), "Байки из Закулисья" и "Байки на бис" (2008). В них он делился своими размышлениями о жизни, профессии и мире искусства, подкупая читателей своей искренностью и чувством юмора.
Его часто цитировали фразой "Сейчас-то лучше стало жить, чем раньше?! Чем лучше-то, чем лучше? Чем когда?". Дуров ценил нестандартность мышления и считал это показателем "богатства натуры, самобытности и уникальности".
Любовь всей жизни. Загадочная "балберка"
Дуров встретил свою будущую жену, Ирину Кириченко, во время учебы в Школе-студии МХАТ. Ирина была признанной красавицей, и, по ее собственным словам, она полюбила Дурова за его некую загадочную "балберку".
О "балберке" позже. В институте за его возлюбленной ухаживали еще два красавчика-ловеласа - Валентин Гафт и Игорь Кваша, поэтому невысокий и неприметный Дуров беспокоился, что во многом им уступает.
Однако Дурову удалось покорить сердце: он страстно ухаживал за ней, дарил охапки цветов, которые по ночам срывал на городских клумбах. В конце концов, девушка не устояла перед его настойчивостью, а многочисленным поклонникам отвечала вопросом: "Скажи, у тебя есть балберка? Нет? А у Лёвы есть!" Женихи прекращали расспросы.
Самое забавное, что на вопрос "что такое "балберка"", Дуров робко отвечал, что это "очень интимное".
Позже уже выяснилось, что "балберка" - это всего лишь поплавок от рыболовной сети. Этот забавный эпизод как нельзя лучше характеризует их отношения.
Любовь и привязанность между Львом и Ириной были настолько сильными, что они прожили вместе до самой ее смерти.
Вместе они вырастили дочь Екатерину. И обзавелись внуками.
Кстати о Екатерине написано в нашей статье про советские необычные пары. Там история о Екатерине Дуровой и Сергее Насибове.
В последние годы Лев Дуров актёр часто появлялся на публике в сопровождении молодой помощницы Оксаны Радченко. Лев Дуров говорил, что это его персональный директор, а в прессе начали ходить слухи об отношениях легендарного актёра и его спутницы. Оксана часто помогала Дурову с бытовыми вопросами. Несколько раз он назвал её «моя девочка» в присутствии журналистов.
Однако Оксана Радченко категорически отрицает, что их со Львом Константиновичем связывали какие-то иные отношения, кроме профессиональных.
Ну и напоследок о весёлом
Не зря из династии клоунов
Развлеку-ка я вас интересной забавной информацией...
Ёлка. Актёр увидел подвыпившего мужчину, державшего под мышкой ёлочную верхушку. Дуров ответил, что ему нужна ёлка, и мужчина предложил её за «трояк». Актёр отдал деньги, мужик сунул ему верхушку и убежал. Когда Дуров собрался идти, ёлка не тронулась с места. Актёр решил, что она за что-то зацепилась, нагнулся и понял, что ему продали растущее в сквере дерево.
Парик. После съёмок в фильме «Иду искать» Лев Дуров сел в купе и только прилёг отдохнуть, как к нему постучалась весёлая компания во главе с Валентином Смирнитским. У коллег закончилась закуска, и они пришли к уставшему соседу. Еды у Льва Константиновича с собой не было, но это не остановило гуляющую компанию. Артисты вскрыли багаж и обнаружили банку, содержимое которой пахло чесноком. Хозяин чемодана пытался объяснить, что это мазь от облысения, которую не едят, а втирают в лысину. Но актёры не стали его слушать и забрали найденное. Дуров натянул на себя парик с густыми волосами, и когда ребята уже лежали на полках, он вошёл и сказал: «Вот, смотрите!».
Путешествие с Ольгой Аросевой. Если ночью у Дурова возникало желание прогуляться в конец вагона, то он надевал красивые, расшитые золотом тапочки Аросевой, снимал с вешалки её роскошный халат, тоже надевал его на себя и тихо-тихо пробирался по коридору.
Приглашение из Голливуда
В середине восьмидесятых Льву Дурову пришло письмо из США на английском языке. Актёр перевёл содержимое письма вместе с переводчиком. В письме говорилось о том, что в американский кинопроект с участием Дастина Хоффмана, Аль Пачино и Пола Ньюмана приглашают из России Юрия Никулина и Льва Дурова. После работы Лев Дуров зашёл в гости к Юрию Никулину, и тот показал ему такое же письмо из Голливуда. Через несколько недель Дуров позвонил Никулину, а тот сказал: «У тебя стоит печать на конверте?». Актёр ответил, что да. Тогда Никулин предложил: «Читай, что там написано». А написано там было: «Счастливого пути, дурачок! Твой Никулин».