Найти в Дзене
LiterMort

Ответ на вопрос №22 Новогодней викторины канала LiterMort

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) первую новеллу "Кавалер Глюк" опубликовал в журнале в 1809 году, когда ему было 33 года. Его первая крупная публикация — сборник рассказов "Фантазии в манере Калло", три первых тома которого вышли в 1814 году, когда Эрнсту было 38 лет. Припоздалость. Этим словом принято называть литературные дебюты после 30 (а тем более под 40). Гофман припоздал.
А. Карельский пишет так: "Германия успела привыкнуть к тому, что её гениальные романтические поэты начинали спозаранку, вспыхивали фейерверками и метеорами, иные и угасали совсем рано, как Новалис и Вакенродер, — ослепив и отпылав, превращались в легенды. А как прикажете понимать фейерверк, вдруг устроенный господином в летах без определённого общественного положения?" И это о Гофмане.
Кенигсберг, где родился Эрнст Гофман, пишет исследователь Д. Чавчанидзе, был одним из центров культурной и духовной жизни Германии. В стенах кенигсбергского театра звучали оперы Моцарта и симфонии Гайдна. В Кенигсбергс
Оглавление

Ответ на вопрос №22 Новогодней викторины канала LiterMort
Ответ на вопрос №22 Новогодней викторины канала LiterMort

❄ ✅Ответ на вопрос №22 Новогодней викторины канала LiterMort:

Эрнст Теодор Амадей Гофман: дитя площади и балагана, гистрион до кончиков ногтей (А. Карельский).

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) первую новеллу "Кавалер Глюк" опубликовал в журнале в 1809 году, когда ему было 33 года. Его первая крупная публикация — сборник рассказов "Фантазии в манере Калло", три первых тома которого вышли в 1814 году, когда Эрнсту было 38 лет. Припоздалость. Этим словом принято называть литературные дебюты после 30 (а тем более под 40). Гофман припоздал.

А. Карельский пишет так:

"Германия успела привыкнуть к тому, что её гениальные романтические поэты начинали спозаранку, вспыхивали фейерверками и метеорами, иные и угасали совсем рано, как Новалис и Вакенродер, — ослепив и отпылав, превращались в легенды. А как прикажете понимать фейерверк, вдруг устроенный господином в летах без определённого общественного положения?"

И это о Гофмане.

Кенигсберг, где родился Эрнст Гофман, пишет исследователь Д. Чавчанидзе, был одним из центров культурной и духовной жизни Германии. В стенах кенигсбергского театра звучали оперы Моцарта и симфонии Гайдна. В Кенигсбергском университете учил студентов знаменитый мыслитель Иммануил Кант.

В 1789 году, когда Гофману было 13 лет, под лозунгом "
Свобода, равенство, братство!" произошла Великая французская революция. Когда в 1806 году войска Наполеона вошли в Варшаву, находившуюся тогда под властью Пруссии, 30-летний Гофман служил там чиновником.

С приходом Наполеона в Варшаву Гофман, как и все прусские чиновники, остался без места. Он уехал в Берлин, рассчитывая получить работу в театре или музыкальном издательстве: Эрнст писал музыку.

"Вот уже пять дней я не ел ничего, кроме хлеба", — писал из Берлина Гофман своему другу.

Там он сочинил несколько музыкальных пьес.

"С тех пор, как я пишу музыку, мне удается забывать все свои заботы, весь мир. Потому что тот мир, который возникает из тысячи звуков в моей комнате, под моими пальцами, несовместим ни с чем, что находится за его пределами".

Эрнст поработал судейским чиновником где-то на окраине, в Польше, потом капельмейстером (т.е. руководителем капеллы) в Бамберге, Лейпциге и Дрездене, ещё позже — чиновником в министерстве юстиции в Берлине, но без жалованья. Действительно, к чему жалованье, когда есть любимая работа?

Служа в Берлине в должности советника апелляционного суда и будучи в 1819 году назначен членом "
высочайшей следственной комиссии по выявлению антигосударственных группировок и других опасных происков", Гофман выступил мужественным правозащитником в схватке с высокопоставленными нарушителями закона.

Остались воспоминания о Гофмане, что он был неуживчив и странен и высылался из Познани в Плоцк за карикатуры на начальство; говорили о его алкоголизме. Это косвенно подтверждают романтико-фантастические мечты студиозуса Ансельма о прекрасной зеленой змейке в сказке
"Золотой горшок". "Бутылка арака, несколько лимонов и сахар" — вот рецепт пунша, дальше которого студиозус мог и не мечтать.

С момента первой крупной публикации до смерти Эрнста Гофмана прошло 8 лет. За эти годы он написал:

— оперу "Ундина" (1814), партитура и декорации которой после 14-го представления сгорели в театральном пожаре;
— роман "Эликсиры дьявола" (1816);
— сказку "Щелкунчик и мышиный король" (1816);
— много повестей, рассказов и сказок, частично объединённых в циклы "Ночные этюды" (1816-1817) и "Серапионовы братья" (1819-1821);
— повесть "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" (1819);
— роман "Житейские воззрения кота Мурра" (1821).

Сатириком Гофман предстал в "Кавалере Глюке", и в "Золотом горшке", и в "Собаке Берганце", и в "Крошке Цахесе", и в "Повелителе блох", и в "Коте Мурре". Гофман, пишет Карельский, — это трагический певец раздвоенности и отчужденности человеческой души (не исключая уже и души артистической) под маской чудачествующего потешника, мрачный капельмейстер ночных фантазий, устроитель хоровода двойников, оборотней, автоматов, маньяков, насильников тела и духа. И для этого образа тоже легко найти основания: в "Песочном человеке", "Майорате", "Эликсирах дьявола", "Магнетизере", "Мадемуазель де Скюдери", "Счастье игрока".

Но и этим образ Гофмана-автора не исчерпывается: он предстал веселым и добрым сказочником в "
Щелкунчике"; певцом старинных ремёсел и патриархальных устоев в "Мастере Мартине-бочаре" и "Мастере Иоганнесе Вахте"; беззаветным жрецом Музыки в "Крейслериане"; тайным поклонником Жизни в "Угловом окне".

Наблюдения А. Карельского очень выразительны:

"на фоне отрешённо философствующих романтических витий, сновидчески уверенно и бесстрашно шествующих по эмпиреям духа над его безднами, спотыкающийся, балансирующий Гофман выглядит дилетантом, потешником — дитя площади и балагана."

В каких героях отразилась душа Гофмана?

В тех, которым он явно симпатизирует. А симпатизирует Гофман волшебникам, музыкантам и студентам. Студенты — это двойники юного Эрнста, романтически-восторженные юноши (Ансельм в "Золотом горшке", Натанаэль в "Песочном человеке", Бальтазар в "Крошке Цахесе"). Карельский называет их "энтузиастами начинающими, дилетантствующими"; они неопытны и наивны, они сплошь и рядом попадают впросак, и за ними без конца надо следить.

Слежение входит в обязанности волшебников и музыкантов — они старше и опытней, то есть представляют из себя двойников повзрослевшего Эрнста. Они одаряют молодых энтузиастов своим неусыпным попечением (
Линдгорст-Саламандр в "Золотом горшке", Проспер Альпанус в "Крошке Цахесе", маэстро Абрахам в "Коте Мурре").

По мнению Карельского, одна из самых трогательных черт Гофмана — эта его постоянная сосредоточенность на проблеме обучения, охранения — так и хочется сказать по-современному: охраны юности.

"Учителя-волшебники" — ипостаси помудревшего Гофмана, а все эти студенты для него — ипостаси себя прежнего. И мудрость возраста стоит лицом к лицу с неведеньем юности. О, как хочется себя юного оградить, уберечь от ошибок!..

В итоге Гофман сам стал
Дроссельмейером — человеком, достигшим в своём искусстве такого совершенства, что сделанное его руками оживает и продолжает жить независимо от своего создателя.

-2

— С наилучшими пожеланиями,

Надежда Николаевна Бугаёва