Запах хвои и мандаринов, нетерпеливое ожидание, когда 31 декабря пробьет двенадцать, рождественские колокольчики, Дед Мороз, подарки - самые светлые праздники в году, когда даже самый заскорузлый дядя в компании с бутылью самопала вспомнит умиленно из своего хрустального детства елочки-колокольчики и прочее (смотри выше) и уронит горячую слезу в щербатую миску с кислой капустой.
Кажется, праздники эти были с человечеством всегда. А вот в этом, любезные друзья, мы сильно ошибаемся.
Обычай раздавать на новый год подарки существует, действительно, очень давно. Еще древние римляне в 153 году до нашей эры стали преподносить друг другу дары. Тогда же начали складываться и первые приметы: каков первый день - таким будет и весь год. Потому и следовало в этот день веселиться, отложив все заботы, «одеваться красиво и во все новое».
Отсчитывать новый год с 1 января в Западной Европе начали лишь с XVI века - до того там новый год отмечали в основном 1 марта. Дольше всего этот обычай продержался в Венеции - до 1797 года. На Руси тоже, кстати, новый год встречали 1 марта - до 1492 года, а потом перешли на византийское новогодье - 1 сентября.
Петр Великий, как известно, специальным указом повелел с 1 января 1700 года начать новую жизнь, причем наказал гражданам «в веселии друг друга поздравлять... По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».
25 декабря как день рождения Иисуса Христа было выбрано совершенно случайно. На заре христианства день рождения Господа нашего отмечали и 6 января, и 28 марта, и 20 апреля, и 18 ноября. В середине IV века остановились на 25 декабря со следующим обоснованием: Мария зачала в начале года, который начинался тогда 25 марта, прибавляем 9 месяцев и получаем искомое число.
Дату, надо сказать, выбрали очень удачно: 25 декабря был самым почитаемым языческим праздником зимнего солнцеворота - Днем Солнца, когда закончены все осенние работы, а подготовка к весенним еще не началась, когда вся семья собиралась в доме, старшие неторопливо трапезничали, а молодежь тихо развлекалась.
Да и по сей день Рождество - самый домашний праздник с языческими обычаями. Чего стоят одни рождественские гадания на воске (растопленный воск выливают в тарелку с водой и ищут в образовавшейся лепешке сходства с чем или кем-либо), кидание башмаков за ворота (если башмак упадет носом к дому - не выйдет девица в этом году замуж), окликание прохожего (как того зовут, так и твоего мужа будут звать).
И гадание на зеркалах, поставленных друг напротив друга, а между ними свеча, а в бесконечном коридоре отражений такое может привидеться! В общем, так удачно все легло, что никто не стал выяснять, почему решили, что Иисус был зачат именно в начале года.
Прототипом Санта-Клауса (он же отечественный дед Мороз, итальянский Баббо Натале, французский Пер Ноэль, чешский Микулаш и проч.) традиционно считается Николай, архиепископ IV столетия из Мир Ликийских. От пурпурного епископского облачения - красная шуба главного рождественского и новогоднего персонажа, от его щедрого сердца (в житии чудотворца Николая упоминаются три девицы, которых обнищавший отец хотел отправить на панель, а епископ подарил несчастным каждой в приданое по кошелю с золотом) - подарки всему остальному человечеству, особенно послушным детям, которые дважды в день чистят зубы.
Николай, кстати, оказался универсальным святым: он и чудотворец, спаситель невинно осужденных, покровитель моряков, торговцев и крестьян, и почитается и на Западе, и на Востоке, везде, кроме, родных пенатов, - Мир Ликийских, или знакомой нам всем по объявлениям, а некоторым лично, турецкой Анталии, возле которой и устроен его единственный в мире дом-музей.
Но не надо искать Николая - Санта-Клауса в Анталии (его мощи еще в XI веке украли итальянцы), и не надо искать его в официальном офисе в Финляндии (никогда там не бывал). Судя по новейшим исследованиям, Николая в Санта-Клауса переделали датчане и совсем недавно - каких-то лет двести-триста назад.
Елку на рождество в доме россияне стали ставить (вообще смешно сказать) лишь с середины XIX века. Этот обычай привезли с собой из Германии немцы; православные посмотрели, попривыкли и - переняли.
При советской власти последнюю «законную» елку поставила для Ленина Надежда Константиновна под новый 1924 год. Потом невинное хвойное дерево было запрещено, как и прочие видовые признаки опиума для народа. В учреждениях и на предприятиях существовал даже особый вид общественного поручения: ходить в рождество по домам и проверять, не поставил ли кто елку, не предается ли под ней тоске по буржуазному прошлому. Реабилитировали елку только в зиму 1937/38 года с подачи репрессированного чуть позже и посмертно реабилитированного Павла Петровича Постышева, но уже в качестве новогодней.
Но ни один партийный начальник не смог задушить самую популярную детскую рождественскую песенку «В лесу родилась елочка...», правда, до 1941 года имя ее автора нигде не упоминали. А между тем он, а вернее - она, писательница Раиса Адамовна Кудашева, была жива и еще прожила до 1964 года, успев вкусить позднюю славу. Ее феноменальной «Елочке» уже 120 лет.
И вновь сядем мы возле нее: дети настоящие и дети бывшие, и те, кто чистит зубы, и те, кому уже чистить нечего, и вновь замрем в ожидании чуда, - пусть самого крошечного. Гори, елочка, ясно? Чтобы не погасло!
С Наступающим!
* * *
Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.
#елочка #новый год #рождество #праздник #зима